Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Стрюкова Д.А.,
судей Игошевой О.И., Старовойт Р.К.,
при секретаре Половове А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора
Надеждинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 10 п. Оленевод Надеждинского района" и администрации Надеждинского муниципального района о возложении обязанности по апелляционным жалобам ответчиков на решение Надеждинского районного суда Приморского края от 7 сентября 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.
На МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 10 п. Оленевод Надеждинского района", расположенное по адресу: "адрес" возложена обязанность ДД.ММ.ГГГГ оборудовать здание детского сада устройством молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты, утвержденного в соответствующих органах, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства молниезащиты.
На администрацию Надеждинского муниципального района возложена обязанность профинансировать мероприятие по оборудованию здания МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 10 п. Оленевод Надеждинского района" устройством молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты, утвержденного в соответствующих органах, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства молниезащиты.
Заслушав доклад судьи Игошевой О.И., выслушав пояснения прокурора Бобылевой О.А., поддержавшего иск, судебная коллегия
установила:
Прокурор Надеждинского района Приморского края обратился в суд с настоящим иском указав, что прокурорской проверкой установлено, что в МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 10 п. Оленевод Надеждинского района" отсутствует устройство молниезащиты здания. Это не соответствует исполнению законодательства Российской Федерации, направленного на обеспечение общедоступности, обязательности, бесплатности и безопасности общего образования детей. В связи с этим просил суд обязать МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 10 п. Оленевод Надеждинского района" ДД.ММ.ГГГГ оборудовать здание школы устройством молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты, утвержденного в соответствующих органах, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства молниезащиты; возложить на администрацию Надеждинского муниципального района обязанность профинансировать данное мероприятие.
В судебном заседании иск был поддержан.
Представитель МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 10 п. Оленевод Надеждинского района" против удовлетворения иска возражал, ссылаясь на то, что обязанность по установке молниезащиты не является обязательной в отношении зданий общеобразовательных учреждений, возведённых ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель администрации Надеждинского муниципального района
иск не признал, ссылался на то, что требование по установке молниезащиты не является обязательным.
Судом вынесено решение об удовлетворении иска, с чем не согласились МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 10 п. Оленевод Надеждинского района" и администрация Надеждинского муниципального района, их представителями поданы апелляционные жалобы об отмене решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
Факт отсутствия устройства молниезащиты, позволяющего обеспечить
безопасность дошкольного образования детей, судом достоверно установлен и ответчиками не оспаривался.
Разрешая иск, суд руководствовался положениями ст. ст. 20, 41 Конституции РФ, ст. ст. 20, 34, 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ст. ст. 9, 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений, п. 66 СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения".
Судебная коллегия полагает, что материальный закон применен судом правильно.
Удовлетворяя иск, суд учитывал, что отсутствие в общеобразовательном учреждении устройства молниезащиты снижает уровень общедоступности и безопасности дошкольного образования детей, что отрицательно сказывается на защищенности детей, работников детского сада и иных лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение их права на охрану жизни и здоровья. Не обеспечение пожарной безопасности может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб их имуществу.
Распределяя обязанности ответчиков по устранению нарушений закона, суд первой инстанции правильно исходил из положений правовых актов в сфере противопожарной охраны, которыми на органы местного самоуправления возложены обязанности в данной сфере правоотношений.
Орган местного самоуправления обязан финансировать мероприятия по оборудованию устройством молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты, утвержденного в соответствующих органах, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства.
Судебная коллегия полагает, что спор разрешен судом правильно.
Доводы апелляционных жалоб об отсутствии в законодательстве обязательного требования по установке устройств молниезащиты во всех общеобразовательных учреждениях и о том, что на спорные отношения не распространяется Инструкция по устройству молниезащиты зданий, утвержденная приказом Минэнерго России N 280 от 30.06.2003, судебная коллегия считает необоснованными.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В силу ст. 20 указанного Закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Из п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" следует, что с учетом степени риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, устанавливаются в технических регламентах.
В силу ст. 5.1 Федерального закона N 184-ФЗ особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 384-ФЗ.
Во исполнение названного положения Правительством Российской было издано распоряжение от 21 июня 2010 года N 1047-р об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Согласно п. 91 указанного распоряжения обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения". Разделы 3 (пункты 3.1 - 3.13, 3.15 - 3.20, абзац первый пункта 3.21, пункты 3.22 - 3.25), 4, 5 (пункты 5.1 - 5.19, 5.30 - 5.32, 5.34 - 5.40), 7 - 9.
Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В, в котором указаны общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи и т.д.) (п. 1.1.2).
При этом в п. 4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденная приказом Минэнерго России от 30.06.2003 N 280.
Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты в зданиях школ, с учетом требований СО 153-34.21.122-2003.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности судебного решения и отсутствии оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Надеждинского районного суда Приморского края от 7 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 10 п. Оленевод Надеждинского района" и администрации Надеждинского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.