Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Пилипенко Е.В., Туктамышевой О.В.
при секретаре Половове А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 7 по Приморскому краю к Коваленко В.В. о взыскании обязательных платежей и санкций по апелляционной жалобе на решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 11 августа 2015 года, которым административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России N 7 по Приморскому краю удовлетворено, с Коваленко В.В. взыскано пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 7566 рублей 40 копеек, пени по единому социальному налогу в федеральный бюджет в сумме 141667 рублей 30 копеек, пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 3015 рублей 48 копеек, пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 841002 рубля 85 копеек, с Коваленко В.В. взыскана государственная пошлина в сумме 13132 рубля 52 копейки.
Заслушав доклад судьи Пилипенко Е.В., судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России N 7 по Приморскому краю обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что в МИФНС России N 7 по Приморскому краю открыты лицевые счета по налогам на Коваленко В.В., осуществлявшего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. По результатам проведенной выездной налоговой проверки решением N от 2 марта 2007 года налогоплательщику налог на добавленную стоимость в сумме 8893 руб., пени в сумме 1599 руб., штраф в сумме 1778,60 руб., единый социальный налог в сумме 164321,98 руб., пени в сумме 14378,17 руб., штраф в сумме 32864,40 руб., в ФФОМС в сумме 3341,49 руб., пени в сумме 292,38 руб., штраф в сумме 668,30 руб., налог на доходы физических лиц в сумме 978384 руб., пени в сумме 85608 руб., штраф в сумме 195676,80 руб. Решением Лесозаводского городского суда от 23 октября 2007 года с Коваленко В.В. указанные суммы были взысканы. До настоящего времени взысканные суммы налогов налогоплательщиком полностью не оплачены, в связи с чем в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ начислены пени. В порядке ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ Коваленко В.В. выставлены и направлены заказной корреспонденцией требования N2, 3 от 21 января 2015 года об уплате в бюджет пеней по налогам в сумме 993252,30 руб. в срок не позднее 10 февраля 2015 года, до настоящего времени требование не исполнено. МИФНС России N 7 по Приморскому краю просит взыскать с Коваленко В.В. пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 7566,40 руб., пени по единому социальному налогу в федеральный бюджет в сумме 141667,30 руб., пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 3015,48 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 841002,85 руб., всего 993252,30 руб.
В судебном заседании представитель МИФНС России N 7 по Приморскому краю Мальцева Е.А. поддержала заявленные требования.
Административный ответчик Коваленко В.В. в судебном заседании требования не признал.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился Коваленко В.В., в поданной апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения по мотиву его незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Кодекса.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотреноглавами 25и26.1настоящего Кодекса, начисляется пеня.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это времяставкирефинансирования Центрального банка РФ (ч. 4 ст. 75 Налогового кодекса РФ).
Как установлено судом первой инстанции, Коваленко В.В. осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.
Решением МИФНС России N 7 по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ года Коваленко В.В. привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, Коваленко В.В. предложено в срок, указанный в требовании, уплатить суммы: налоговых санкций, указанные в п. 1 настоящего решения; не полностью уплаченных налогов; налог на добавленную стоимость; пени за несвоевременную уплату налогов, начисленные на дату решения от ДД.ММ.ГГГГ года, всего 1516901, 34 руб.
Решением Лесозаводского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ года с Коваленко В.В. в федеральный бюджет взыскана задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме 978384 руб., сумма пени 85608 руб. и штраф 195676,80 руб., задолженность по единому социальному налогу 164321, 98 руб., сумму пени 14378,17 руб. и в штраф в размере 32864,40 руб.; задолженность по налогу на добавленную стоимость в сумме 8892 руб., сумму пени 1559,43 руб. и штраф 1778,60 руб.; с Коваленко В.В. в ФФОМС взыскана задолженность по единому социальному налогу 3341,49 руб., суму пени 292,38 руб. и штраф 668,30 руб.; с Коваленко В.В. в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования взыскана задолженность по единому социальному налогу в размере 5416,03 руб., сумму пени 473,90 руб. и штраф 1083,21 руб.
В связи с несвоевременной оплатой налога Коваленко В.В. выставлены требования N и N от ДД.ММ.ГГГГ года об уплате в бюджет пеней по налогам в сумме 993 252,03 руб. в срок не позднее 10 февраля 2015 года, которые до настоящего времени не исполнены.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Коваленко В.В. имеет обязанность по уплате налога, в связи с неисполнением указанной обязанности ему правомерно начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ 2007 года по ДД.ММ.ГГГГ 2015 года, поскольку административный ответчик пени в добровольном порядке не уплатил.
Удовлетворяя в полном объеме заявленные налоговым органом требования, суд пришел к верному выводу о наличии оснований для взыскания с Коваленко В.В. пени за просрочку уплаты налога, вместе с тем, не учел следующие обстоятельства.
Согласно п. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса (п. 6).
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса РФ пеня применяется для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Приведенные нормы права позволяют сделать вывод о том, что уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога) и в случае принудительного взыскания пеней подлежат применению общие правила исчисления срока давности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации для взыскания задолженности в бесспорном порядке.
Учитывая, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от главного.
Как разъяснено в Письме Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 1 декабря 2008 года N ММ-6-1/872, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Следовательно, после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента отсутствуют основания для их начисления.
В случае нарушения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить Налоговому кодексу Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что срок для взыскания сумм пени, начисленных на задолженность по налогу, исходя из совокупности сроков, определенных статьями 46, 47, 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации истек, в связи с чем с Коваленко В.В. подлежит взысканию задолженность только за три года, предшествующих подаче административного иска в суд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, задолженность по уплате пени за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, которая подлежит взысканию с Коваленко В.В., составляет 323686, 47 руб., что подтверждается расчетом, представленным административным истцом.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
С учетом названных положений с Коваленко В.В. в доход муниципального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, которая составляет 6437 руб. (из расчета, 5200 руб. + (123686,47 руб. х 1%)).
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 11 августа 2015 года изменить.
Взыскать с Коваленко В.В. задолженность по уплате пени за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере 323686 руб. 47 коп.
В остальной части требования Межрайонной ИФНС России N 7 по Приморскому краю оставить без удовлетворения.
Взыскать с Коваленко В.В. в доход муниципального бюджета государственную пошлину в размере 6 437 руб.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.