Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 17 ноября 2015 г. по делу N 33а-764/2015
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: Гогина А.В.,
СУДЕЙ: Ершова К.Г.,
Объектова Е.Л.,
при секретаре Шаломановой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя заявителя на решение Вологодского гарнизонного военного суда от 27 августа 2015 года по заявлению подполковника в отставке Хусинова Азима Рузибаевича об оспаривании решений Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - Управление), связанных со снятием заявителя и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Объектова Е.Л., окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Обратившись в военный суд с заявлением, Хусинов просил:
- признать решения Управления о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях и об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, от 15 декабря 2014 года и от 30 марта 2015 года, соответственно, незаконными;
- обязать Управление произвести перерасчет перечисленной ему 8 декабря 2014 года жилищной субсидии с учетом родившегося у него 10 декабря того же года ребенка.
Решением Вологодского гарнизонного военного суда от 27 августа 2015 года в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Рассмотрев дело по правилам, установленным главами 23 и 25 ГПК РФ, суд пришел к выводу о том, что Хусиновым без уважительных причин пропущен трехмесячный срок на обращение с заявлением в суд, предусмотренный ст.256 ГПК РФ, в части требований об оспаривании решения Управления от 15 декабря 2014 года о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку 8 декабря 2014 года жилищная субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) была перечислена на банковский счет Хусинова, а 15 декабря того же года он и члены его семьи, в связи с перечислением жилищной субсидии, были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, оснований для принятия заявителя на этот учет вновь, как и для перерасчета предоставленной жилищной субсидии, не имеется.
В апелляционной жалобе представитель заявителя Проскурина просит об отмене указанного судебного постановления и о принятии по делу нового решения об удовлетворении требований своего доверителя.
Выражая несогласие с выводом суда о пропуске Хусиновым предусмотренного ст.256 ГПК РФ процессуального срока, автор жалобы указывает, что о нарушении своего права, связанном со снятием с жилищного учета, ее доверителю стало известно из письма Управления от 25 февраля 2015 года, которое он получил лишь в конце апреля этого же года.
10 декабря 2014 года у Хусинова родился второй ребенок, в связи с чем он обратился в Управление с заявлением об изменении состава его семьи. Однако какого-либо решения по данному заявлению Хусинова Управлением принято не было.
При этом решение Управления от 30 марта 2015 года об отказе в принятии Хусинова на жилищный учет не имеет отношения к заявленному им требованию об изменении состава семьи.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе, при рассмотрении настоящего дела судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основываются на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым в решении дана надлежащая оценка.
Поскольку требования заявителя вытекали из административно-правовых отношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой, гарнизонный военный суд правомерно рассмотрел их по правилам, установленным действующим на момент разбирательства дела подразделом III раздела II ГПК РФ (производство по делам, возникающим из публичных правоотношений).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014года N8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", заявление об оспаривании действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ подается в военный суд в трехмесячный срок со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск данного срока не является для суда основанием для отказа в принятии заявления, но при отсутствии уважительных причин, которые подлежат выяснению судом в предварительном судебном заседании или в судебном заседании независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица, может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления с указанием в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству суд первой инстанции правомерно вынес на обсуждение сторон вопрос о соблюдении Хусиновым трехмесячного срока обращения с заявлением в суд, предусмотренного ст.256 ГПК РФ (т.1 л.д. 93). Обсуждался данный вопрос и в ходе судебных заседаний по делу, что усматривается из соответствующих протоколов (т.1 л.д.112; т.2 л.д.4-12).
Оспариваемое решение о снятии заявителя и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях было принято Управлением 15 декабря 2014 года (т.1 л.д.40).
При этом в том же месяце Хусинов неоднократно обращался к различным должностным лицам с просьбой об отмене данного решения, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела соответствующие обращения заявителя и ответы на них (т.1 л.д. 8, 15, 16).
Таким образом, совокупность установленных по делу обстоятельств свидетельствует о том, что о нарушении своих прав, связанных со снятием с жилищного учета, Хусинову стало известно не позднее декабря 2014 года.
Поскольку с заявлением об оспаривании названного решения Управления от 15 декабря 2014 года Хусинов обратился в суд лишь 6 июля 2015 года (т.1 л.д.4, 18), то установленный ст.256 ГПК РФ срок им безусловно пропущен.
Сведений о наличии уважительных причин пропуска этого срока материалы дела не содержат. Не приведены такие причины и в апелляционной жалобе.
Что же касается утверждения представителя заявителя о том, что течение указанного срока следует исчислять с конца апреля 2015 года, то оно не является состоятельным, поскольку опровергается приведенными выше доказательствами.
Правильным является оспариваемое решение гарнизонного военного суда и в остальной части требований Хусинова.
Согласно п.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" порядок предоставления жилищной субсидии военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (гражданам, уволенным с военной службы), устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Изданным в развитие приведенной правовой нормы приказом Министра обороны РФ от 21 июля 2014 года N510 утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения и строительства жилого помещения военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее - Порядок).
Пунктами 4, 10 Порядка установлено, что для перечисления жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют в уполномоченный орган Министерства обороны РФ в сфере жилищного обеспечения военнослужащих договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей.
Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней после получения уведомления финансового органа о перечислении жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, членов их семей принимает решение о снятии военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, и членов их семей с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Из материалов дела усматривается, что 25 сентября 2014 года Хусинов обратился в Управление с заявлением о перечислении ему на состав семьи из трех человек (он, супруга и сын) жилищной субсидии. В этом же заявлении Хусинов указал реквизиты банковского счета для перечисления соответствующих денежных средств (т.1 л.д. 123, 124).
3 октября 2014 года Управлением принято предварительное решение, а 1 декабря того же года - решение о предоставлении Хусинову на указанный выше состав семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) (т.1 л.д. 121, 122).
8 декабря 2014 года жилищная субсидия, рассчитанная по соответствующим Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 года N76, была перечислена на банковский счет Хусинова, а 15 декабря того же года он и члены его семьи, в связи с перечислением жилищной субсидии, были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (т.1 л.д. 40).
Таким образом, уполномоченный в сфере жилищного обеспечения военнослужащих орган Министерства обороны РФ в лице Управления, в установленном порядке, учитывая волеизъявление Хусинова и состав его семьи, надлежащим образом исполнил предусмотренную законодательством РФ обязанность государства по жилищному обеспечению заявителя (и членов его семьи), как военнослужащего.
В соответствии с п.3 Порядка предоставленная военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях (аналогичную норму содержит в себе п.16 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Вместе с тем, не использовав предоставленную жилищную субсидию по ее назначению и не вернув денежные средства обратно финансовому органу, Хусинов 4 марта 2015 года обратился в Управление с заявлением о принятии его (с составом семьи из четырех человек, с учетом родившегося у него 10 декабря 2014 года второго ребенка) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Тем самым заявитель фактически поставил вопрос о повторном обеспечении его жилым помещением для постоянного проживания от государства.
При таких обстоятельствах предусмотренные ст.51 Жилищного кодекса РФ и ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" основания (условия) для признания Хусинова нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, отсутствовали.
Факт рождения у Хусинова 10 декабря 2014 года (после предоставления и перечисления жилищной субсидии) второго ребенка сам по себе не свидетельствовал о возникновении у заявителя правовых оснований для постановки на жилищный учет, о его нуждаемости в улучшении жилищных условий. Не возлагал данный факт на Управление и обязанности, связанной с перерасчетом предоставленной Хусинову жилищной субсидии.
Ни в заявлении о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ни в ходе судебного разбирательства Хусинов таких оснований не указал.
Следует также отметить, что с заявлением об изменении состава семьи Хусинов в период нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях в уполномоченный орган не обращался.
Таким образом, оспариваемое решение Управления от 30 марта 2015 года об отказе в принятии Хусинова на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по причине непредставления документов, подтверждающих право состоять на жилищном учете, является законным и обоснованным, а поэтому не может нарушать прав заявителя.
Вопреки соответствующему доводу апелляционной жалобы, действия Управления, связанные с отказом в изменении состава семьи Хусинова для обеспечения его жилищной субсидией, не являлись предметом судебного разбирательства.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение судебного постановления, гарнизонным военным судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Вологодского гарнизонного военного суда от 27 августа 2015 года по заявлению Хусинова Азима Рузибаевича об оспаривании решений Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, связанных со снятием заявителя и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, оставить без изменения, а поданную апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.