Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Пюрвеевой А.А.,
судей
Шовгуровой Т.А. и Цакировой О.А.
при секретаре
Ц.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ботикова А.Б. в интересах недееспособной Б.З.М. к Администрации г. Элиста Республики Калмыкия о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, с учетом на дополнительную площадь по апелляционной жалобе представителя администрации г. Элиста Б. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 07 октября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Шовгуровой Т.А., объяснения Ботикова А.Б., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Ботиков А.Б., действующий в интересах недееспособной Б.З.М., обратился в суд с иском к Администрации г. Элиста Республики Калмыкия (далее - Администрация г. Элиста) о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, с учетом права на дополнительную площадь, мотивируя тем, что его *** - Б.З.М., "дата" года рождения, решением Элистинского городского суда РК от 28 марта 2003 года признана недееспособной. Постановлением Мэрии г. Элиста РК N *** от "дата" над недееспособной Б.З.М. установлена опека, и он является её опекуном. В соответствии с заключением врачебной комиссии N * от "дата" Б.З.М. состоит на учете у врача-психиатра с диагнозом "диагноз" и по психическому заболеванию имеет право на внеочередное получение жилья на основании постановления Правительства РФ N 378 от 16 июня 2006 года, а также на дополнительную жилую площадь по договору социального найма согласно постановлению Правительства РФ N 817 от 21 декабря 2004 года. Б.З.М. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с "дата" года под N **. Жилое помещение по договору социального найма и социальная выплата на приобретение или строительство жилой площади ей не предоставлялись. Согласно выписке из ЕГРП N ** от "дата" Б.З.М. не имеет жилья на праве собственности. Заболевание "диагноз" входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ N 378 от 16 июня 2006 года. В соответствии с пунктом 2 Перечня заболеваний, дающих лицам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного постановлением Правительства РФ N 608 от 19 июня 2012 года, Б.З.М. имеет право на дополнительную жилую площадь, что подтверждается заключением врачебной комиссии N ** от "дата". Просил обязать Администрацию г. Элиста РК предоставить Б.З.М. по договору социального найма вне очереди жилое помещение из муниципального жилищного фонда с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В судебное заседание истец Ботиков А.Б., действующий в интересах недееспособной Б.З.М., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Администрации г. Элисты РК Б. иск не признала.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 07 октября 2015 года исковые требования Ботикова А.Б. удовлетворены. На Администрацию города Элисты Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить Б.З.М., "дата" года рождения, по договору социального найма вне очереди жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Элиста Б. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает вывод суда об обязанности Администрации г. Элиста обеспечить Б.З.М. жилым помещением вне очереди из муниципального жилищного фонда по договору социального найма необоснованным, поскольку обеспечение жильем инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 года, является государственным полномочием субъекта РФ и подлежит финансированию за его счет, а применительно к порядку предоставления жилых помещений по договору социального найма - за счет жилищного фонда субъекта РФ. Предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Постановлением Правительства РК от 12 мая 2015 года N 185 "О внесении изменений в Положение о Министерстве социального развития, труда и занятости РК, утвержденное постановлением Правительства РК от 19 ноября 2013 года N 527" на Министерство социального развития, труда и занятости РК возложена обязанность предоставлять жилые помещения государственного жилого фонда РК по договорам социального найма в соответствии с действующим законодательством.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя исковые требования Ботикова А.Б. в интересах недееспособной Б.З.М., суд исходил из того, что Б.З.М. является "данные изъяты", включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире с другими гражданами. С 1 декабря 1999 года состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в Администрации г. Элисты, в связи с чем в силу положений действующего жилищного законодательства имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений указанной части.
Обеспечение инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 17 Федерального закона).
При этом обеспечение указанных категорий граждан жильем осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке статьи 28.2 Федерального закона в случае, если они встали на учет до 1 января 2005 года.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Б.З.М., "дата" года рождения, является "данные изъяты" и состоит на учете у врача психиатра по заболеванию: "диагноз", указанному в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 (п. 3), а также входит в Перечень заболеваний, дающих инвалидам право на дополнительную жилую площадь, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817.
Согласно решению N 8 Элистинского городского собрания третьего созыва от 31 августа 2006 года N 12 "Об утверждении учетной нормы, нормы предоставления жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в г. Элисте" норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в следующем размере: 33 квадратных метра на одиноко проживающего гражданина; 42 квадратных метра семью из 2-х человек; по 18 квадратных метров на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Из письма Администрации г. Элисты от "дата" следует, что Б.З.М. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в списке по болезни с "дата" под N *
.
При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Б.З.М. имеет право на предоставление ей во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м. с учетом права на дополнительную жилую площадь, в связи с чем обоснованно возложил на Администрацию г. Элисты обязанность предоставить Б.З.М. жилое помещение из муниципального жилищного фонда.
Не основан на законе довод жалобы о том, что поскольку Администрация г. Элисты в установленном законом порядке не наделена государственными полномочиями по обеспечению жильем инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, оснований для возложения на нее обязанности по предоставлению жилого помещения такой категории граждан не имеется.
Согласно ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Следовательно, предоставление гражданам, состоящим на жилищном учете, в том числе и инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, в силу закона отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Более того, исходя из положений части второй статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусматривающих обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, за счет средств федерального бюджета, а также статьи 28.2 этого же закона, согласно которой формы реализации данного права определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, следует признать, что возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования.
Учитывая, что судом первой инстанции в полной мере установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, оснований для отмены решения суда не имеется.
При этом судебная коллегия полагает необходимым изменить решение, указав в резолютивной части вместо слов "жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления" - "жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м".
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 07 октября 2015 г. изменить, указав в резолютивной части решения вместо слов "жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления" - "жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м". В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Председательствующий
А.А. Пюрвеева
Судьи
О.В. Цакирова
Т.А. Шовгурова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.