Судья Саратовского областного суда Желонкина Г.А.,
при секретаре Дагаевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Газпром межрегионгаз Саратов" на решение Кировского районного суда города Саратова от 14 октября 2015 года по жалобе
ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" на постановление главного государственного санитарного врача по городу Саратову от 11 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением главного государственного санитарного врача по городу Саратову Павлова Н.Н. N от "дата" (с учетом определения главного государственного санитарного врача по городу Саратову об исправлении описки от "дата") ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.25 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Правонарушение, по мнению должностного лица, выразилось в том, что в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства на предприятии ООО "Газпром межрегионгаз Саратов", а именно: у входа и в местах общего пользования, в том числе туалетах, не размещены знаки о запрете курения табака.
Решением судьи Кировского районного суда города Саратова от
14 октября 2015 года жалоба ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" на вышеназванное постановление должностного лица оставлена без удовлетворения.
В жалобе, поданной в областной суд, ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" просит решение судьи и постановление должностного лица отменить, ссылаясь на нарушение норм процессуального права, и прекратить производство по делу на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ. В обоснование жалобы указывает, что ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" дважды привлечено к административной ответственности за совершение одного и того же противоправного бездействия, а именно: по части 1 статьи 6.25 КоАП РФ и по части 3 статьи 6.25 КоАП РФ, что в силу действующего законодательства является недопустимым. При этом автор жалобы полагает, что на основании части 2 статьи 4.4 КоАП РФ юридическому лицу должно было быть назначено одно наказание, в пределах санкции, предусматривающей более строгое наказание.
Заслушав защитника ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" Кравцева А.А., поддержавшего жалобу, проверив законность и обоснованность решения судьи районного суда в полном объеме, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 6.25 КоАП РФ несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, регулируются Федеральным законом от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Закон N 15-ФЗ).
Согласно статье 4 Закона N 15-ФЗ основными принципами охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака; ответственность юридических лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака; информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма.
В целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения потребления табака устанавливается запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах (статья 11 Закона N 15-ФЗ).
Статьей 12 Закона N 15-ФЗ установлено, что для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях
(пункт 9 части 1). Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от
12 мая 2014 года N 214н утверждены Требования к знаку о запрете курения и к порядку его размещения (далее - Требования), согласно пункту 5 которых знак о запрете курения размещается у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение табака запрещено, а также в местах общего пользования, в том числе туалетах.
Отсутствие знаков о запрете курения табака, обязанность по размещению которых на отдельных территориях, в помещениях и на объектах возложена на юридических лиц, не способствует выполнению целей и задач предупредительного характера, возложенных законодательством в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, основанным на Конституции Российской Федерации, и не позволяет осуществлять сформированный системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Саратовской области в городе Саратове проверки в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Саратов", расположенного по адресу: "адрес",
"адрес", установлено отсутствие на предприятии, а именно:
у входа и в местах общего пользования, в том числе туалетах, знаков о запрете курения табака.
Изложенные обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, находящихся в материалах дела: протоколом N об административном правонарушении от "дата" (л.д. 90-91); распоряжением Управления Роспотребнадзора по "адрес" о проведении плановой выездной проверки юридического лица от "дата" N-в
(л.д. 92-93); актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от "дата" (л.д. 87-89); предписанием N-в об устранении нарушений законодательства от "дата" (л.д. 84-86).
Противоречий представленные в материалах дела документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у юридического лица реальной возможности соблюдать требования санитарно-эпидемиологических норм и правил в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
При таком положении судья районного суда пришел к правомерным выводам о наличии в действиях ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.25 КоАП РФ, и об отсутствии оснований для отмены постановления главного государственного санитарного врача по городу Саратову от 11 августа 2015 года о привлечении ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" к административной ответственности.
Выводы судьи районного суда правильно основаны на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности. Судом всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Оснований для изменения назначенного ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" административного наказания у судьи районного суда не имелось. Назначено наказание по минимуму санкции части 1 статьи 6.25 КоАП РФ и в соответствии с требованиями статей 4.1-4.3 КоАП РФ с учетом характера совершенного юридическим лицом административного правонарушения, его имущественного и финансового положения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность (совершение административного правонарушения впервые), при отсутствии обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Доводы ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" о том, что общество дважды привлечено к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения, а именно: по части 1 статьи 6.25 КоАП РФ и по
части 3 статьи 6.25 КоАП РФ, а должностным лицом необоснованно не применена часть 2 статьи 4.4 КоАП РФ при назначении наказания, правильно отклонены судьей районного суда со ссылкой на часть 1 статьи 4.4 КоАП РФ, согласно которой при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Исходя из оценки конкретных обстоятельств дела, одновременное нарушение юридическим лицом ряда обязательных требований в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака влечет за собой возможность привлечения лица, допустившего такие нарушения, к административной ответственности за каждое правонарушение в пределах санкций. При этом объективная сторона правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 3 статьи 6.25 КоАП РФ различна.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений должностным лицом и судьей районного суда при рассмотрении дела не допущено, в связи с чем оснований к отмене или изменению обжалуемых актов не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Кировского районного суда города Саратова от
14 октября 2015 года оставить без изменения, а жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" - без удовлетворения.
Судья Г.А. Желонкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.