Судья Саратовского областного суда Желонкина Г.А.,
при секретаре Дагаевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Аникиной Н.В. на решение судьи Волжского районного суда г. Саратова от 12 октября 2015 года, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 02 марта 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в отношении Аникиной Н.В.,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области Лобановой О.А. N/гз-ш от 02 марта 2015 года Аникина Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Правонарушение, по мнению должностного лица, выразилось в том, что Аникина Н.В., являясь начальником управления маркетинговых исследований и государственных закупок комитета по государственным закупкам Саратовской области, утвердила документацию на участие в конкурсе на оказание услуг по организации отдыха и санаторно-оздоровительного лечения по профилю педиатрия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Саратовской области, не указав в ней о необходимости предоставления лицензии на медицинскую деятельность, что явилось нарушением требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Решением судьи Волжского районного суда г. Саратова от 12 октября 2015 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в областной суд, Аникина Н.В. просит решение судьи отменить, прекратить производство по делу за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. В обоснование доводов жалобы ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Заслушав Аникину Н.В. поддержавшую жалобу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В силу части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Из материалов дела следует, что 18 апреля 2014 года на официальном сайте государственных закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона N на определение исполнителя услуги "По организации отдыха и санаторно-оздоровительного лечения по профилю педиатрия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 1 первого вида г. Энгельса", государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида г. Саратова", государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 4 IV вида г. Саратова" для нужд министерства образования Саратовской области.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований) указанного закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В подпункте 1 пункта 2.1. Раздела 2 "Требования к участникам аукциона в электронной форме" Документации об Аукционе указано, что участник аукциона в электронной форме должен соответствовать требованиям, установленным статьёй 31 Федерального закона, в том числе: соответствие участников требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом, каким требованиям должен соответствовать участник закупки, Документация не содержит, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и части 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона N 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
В подпункте 2 пункта 3.2.2 Раздела 3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме" Документации об аукционе указано, что вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона в электронной форме требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 2.1 раздела 2 Документации и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона N 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника аукциона в электронной форме требованиям, установленным пунктами 3-8 части 2.1 раздела 2 Документации, в том числе: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуги, являющиеся объектом закупки.
Вместе с тем, в подпункте 2.2 пункта 2 Раздела 9 "Инструкция участнику закупки по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме" Документации об Аукционе указано, что участник закупки во второй части заявки представляет копии документов, подтверждающих соответствие исполнителя требованиям законодательства Российской Федерации (согласно части 3.2.2 настоящей Документации), в том числе: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки.
В пункте 21 "Перечень документов, подтверждающих соответствие исполнителя требованиям, установленным в соответствии с подпунктом 1 пункта 2.1 раздела 2 Документации раздела 7 "Информационная карта аукциона в электронной форме" указано "Копия(и) лицензии(й) на осуществление следующих видов медицинской деятельности: педиатрия. Предоставляется в составе второй части заявки при её наличии".
В связи с тем, что Законом N 44-ФЗ о контрактной системе не предусмотрено предоставление участником закупки документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным Законом N 44-ФЗ, при их наличии, установление такого требования не соответствует пункту 2 части 1 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ.
Пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что медицинская деятельность относится к видам деятельности, подлежащим лицензированию. Порядок ее лицензирования определяется Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности" (далее - Положение).
Согласно пункту 3 Положения медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, являющий Приложением к Положению, содержит в том числе: работы (услуги) по педиатрии.
В соответствии с пунктом 2.9 раздела II "Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере закупок товаров, работ, услуг" Положения о порядке взаимодействия Комитета по государственным закупкам Саратовской области и заказчиков по определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 18 декабря 2012 года N 750-П "Вопросы органа исполнительной власти Саратовской области, уполномоченного в сфере закупок", уполномоченным органом разрабатывается и утверждается документация о закупке.
Согласно Документации об Аукционе лицом, утвердившим Документацию об Аукционе, является первый заместитель председателя комитета - начальник управления маркетинговых исследований и государственных закупок комитета по государственным закупкам Саратовской области Аникина Н.В.
В связи с изложенными обстоятельствами 16 января 2015 года начальником отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области Кошмановым П.Э. в отношении Аникиной Н.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области Лобановой О.А. N 3-15/гз-ш от 02 марта 2015 года Аникина Н.В. привлечена к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении жалобы на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области Лобановой О.А. N 3-15/гз-ш от 02 марта 2015 года, суд исходил из того, что установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о совершении Аникиной Н.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Однако обжалуемым постановлением должностного лица Аникина Н.В. была привлечена к административной ответственности по другой части статьи 7.30 КоАП РФ. Более того, часть 2 статьи 7.30 КоАП РФ, по которой суд рассмотрел дело, усиливает ответственность, чем вмененный Аникиной Н.В. состав правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Допущенное судом нарушение процессуальных требований является существенным, поскольку не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ является основанием к отмене решения судьи районного суда и возвращению дела на новое рассмотрение в районный суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Волжского районного суда города Саратова от 12 октября 2015 года по жалобе Аникиной Н.В. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области Лобановой О.А. N/гз-ш от 02 марта 2015 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить. Дело возвратить на новое рассмотрение в Волжский районный суд города Саратова.
Судья Г.А. Желонкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.