Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ефимовой И.В.,
судей Бурловой Е.В., Колемасовой В.С.,
при секретаре Гайфуллиной Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по исковому заявлению Саратовского межрайонного природоохранного прокурора к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению "Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока", администрации муниципального образования "Город Саратов" о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки по апелляционным жалобам Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока" и администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда г. Саратова от 20 апреля 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя Федеральному государственного бюджетного научного учреждения "Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока" Покусаевой Л.В., представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" Степанова А.А., прокурора Калугина А.О., исследовав материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия
установила:
Саратовский межрайонный природоохранный прокурор (далее - прокурор) обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению "Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока" (далее - ФГБНУ "НИИСХ Юго-Востока", учреждение), администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация) о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки.
В обоснование требований прокурор указал, что в апреле 2014 года в ходе рейдового обследования, проведенного сотрудниками министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, установлено размещение бытовых отходов на земельных участках с кадастровыми номерами N, которые предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБНУ "НИИСХ Юго-Востока".
Поскольку земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного значения, материалы обследования были направлены для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности в Управление Россельхознадзора по Саратовской области.
"дата" в адрес ФГБНУ "НИИСХ Юго-Востока" направлено предписание об устранении выявленных нарушений действующего законодательства, предоставлен срок для устранения нарушений до "дата". До настоящего времени несанкционированные свалки с земельных участков ответчиком не ликвидированы. Прокурор полагает, что размещение свалок на земельных участках ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц и причиняет вред окружающей среде.
Прокурор просил суд обязать ФГБНУ "НИИСХ Юго-Востока" ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора на территории земельного участка с кадастровым номером N на площади 680 кв.м объемом 40 куб.м, на земельном участке с кадастровым номером N на площади 11324 кв.м объемом 360 куб.м. Указанные мероприятия провести в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В ходе судебного разбирательства судом к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация муниципального образования "Город Саратов".
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 20 апреля 2015 года исковые требования удовлетворены, на ответчиков возложена обязанность ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами N, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
ФГБНУ "НИИСХ Юго-Востока" не согласилось с решением суда, представителем учреждения подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба отменить решение суда в части возложения на учреждение обязанности ликвидировать несанкционированные свалки, в остальной части оставить решение суда без изменения.
По мнению автора жалобы, судом неправомерно удовлетворены требования прокурора, предъявленные к ФГБНУ "НИИСХ Юго-Востока", поскольку полномочия в области обращения с отходами на территории муниципальных образований и их ликвидации должны осуществляться органами местного самоуправления, следовательно, ФГБНУ "НИИСХ Юго-Востока" является ненадлежащим ответчиком по делу. Сбор, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципального образования, на территории которого расположены земельные участки. Вывод суда о том, что ФГБНУ "НИИСХ Юго-Востока" является собственником земельных участков, на которых выявлены отходы, является ошибочным, поскольку данные земельные участки за учреждением закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования. Из материалов дела видно, что свалка бытовых отходов расположена не только вдоль полей, переданных в пользование учреждения, но и в лесополосах, которые не входят в границы обследованных земельных участков. Ошибочен вывод суда о том, что ФГБНУ "НИИСХ Юго-Востока" не должным образом использует земельные участки, поскольку земельные участки используются учреждением по целевому назначению, периодически проводятся мероприятия по их очистке от мусора. Оценка доказательств, представленных ФГБНУ "НИИСХ Юго-Востока", проведена судом необъективно, что привело к принятию незаконного решения. Судом не приняты во внимание объяснения инспектора земельного контроля Управления Россельхознадзора по Саратовской области о том, что ФГБНУ "НИИСХ Юго-Востока" не является лицом, которое осуществило незаконное складирование отходов, что является нарушением норм процессуального права.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" также не согласилась с решением суда, подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить в части возложения на администрацию обязанности ликвидировать несанкционированные свалки.
В жалобе автор указывает на незаконность и необоснованность решения суда, принятого с нарушением норм материального и процессуального права. Земельным законодательством предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, и других негативных воздействий. Поскольку пользователем земельных участков является ФГБНУ "НИИСХ Юго-Востока", то обязанность ликвидировать несанкционированные свалки должна быть возложена на учреждение, а не на орган местного самоуправления. ФГБНУ "НИИСХ Юго-Востока" обязано было заключить договор на вывоз и захоронение твердых бытовых отходов (далее - ТБО) со специализированной организацией, осуществляющей такую деятельность на территории муниципального образования "Город Саратов". Возложение на администрацию обязанности по вывозу ТБО приведет к неосновательному обогащению ФГБНУ "НИИСХ Юго-Востока".
От администрации муниципального образования "Город Саратов" поступили возражения по доводам жалобы ФГБНУ "НИИСХ Юго-Востока", в которых содержится просьба оставить решение суда в оспариваемой учреждением части без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ФГБНУ "НИИСХ Юго-Востока" Покусаева Л.В. и представитель администрации муниципального образования "Город Саратов" Степанов А.А. поддержали доводы апелляционных жалоб.
Прокурор Калугин А.О. возражал относительно отмены решения суда, полагая его законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части возложения обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на администрацию муниципального образования "Город Саратов" по следующим основаниям.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу положений ч. 1 ст. 51 вышеуказанного Закона, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с п. 2 ст. 12 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 13 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Как следует из материалов дела, во исполнение поручения Волжского межрегионального природоохранного прокурора министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области "дата" издано распоряжение N "О проведении рейдового обследования". В ходе обследования установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами N размещены твердые бытовые отходы - отходы от жилищ, древесные отходы от сноса и разборки зданий, лом кирпичной кладки, бой строительного кирпича, кафеля, цементной штукатурки, полиэтиленовые бутылки различной емкости и проч. По результатам осмотра составлен акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от "дата", фотографии, планы-схемы с отображением мест размещения отходов на земельных участках. Для определения координат расположения отходов специалистами использовался GPS навигатор.
Материалы рейдового обследования были направлены для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности в Управление Россельхознадзора по Саратовской области.
"дата" государственным инспектором отдела земельного контроля Управления Россельхознадзора по Саратовской области возбуждено дело об административном правонарушении и вынесено определение о проведении административного расследования. "дата" в рамках дела об административном правонарушении составлен протокол осмотра земельных участков. В тот же день в адрес ФГБНУ "НИИСХ Юго-Востока" выдано предписание об устранении выявленных нарушений земельного законодательства и их последствий, установлен срок для устранения свалок до "дата". "дата" по данному делу вынесено постановление о прекращении производства.
В октябре 2014 года проведено повторное обследование земельных участков как специалистами Управления Россельхознадзора по Саратовской области, так и министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области. При осмотре земельных участков установлено, что свалки не ликвидированы, площадь захламления земельного участка с кадастровым номером N составляет 820 кв.м (объем отходов 60 куб. м), площадь захламления земельного участка с кадастровым номером N составляет 3430 кв.м (объем отходов 337 куб.м). В ходе обследования произведена фотосъемка, составлена фототаблица, план-схемы, сделаны распечатки с публичной кадастровой карты.
Доказательств того, что на момент рассмотрения спора в суде первой либо апелляционной инстанций несанкционированные свалки отходов на земельных участках были устранены, стороной ответчика не представлено, равно как и не представлено доказательств того, что свалки расположены за пределами земельных участков с кадастровыми номерами N
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровым паспортам на земельные участки, представленным по запросу судебной коллегии, земельные участки с кадастровыми номерами N относятся к объектам федеральной собственности, право собственности Российской Федерации зарегистрировано "дата".
За Государственным научным учреждением Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока (в настоящее время ФГБНУ "НИИСХ Юго-Востока") "дата" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования. Оба земельных участка относятся к землям поселений, предназначенным для сельскохозяйственного использования. Указанные документы приняты судебной коллегией как новые доказательства, поскольку ранее (при рассмотрении спора судом первой инстанции) документы для установления правообладателей земельных участков не истребовались.
Учитывая, что земельные участки относятся к объектам федеральной собственности, предоставленным в пользование ФГБНУ "НИИСХ Юго-Востока", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по устранению несанкционированных свалок (независимо от характера отходов) лежит на учреждении как на пользователе земельного участка, поскольку непринятие мер по ликвидации свалок отходов приводит к захламлению, порче земель, снижению плодородия земельных участков сельскохозяйственного назначения, а также создает неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку. Выводы суда в данной части соответствуют положениям земельного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды.
Факт размещения свалок подтвержден представленными прокурором актами проверок и обследований, фототаблицами, планами-схемами, распечатками с публичной кадастровой карты и ФГБНУ "НИИСХ Юго-Востока" в ходе судебного разбирательства не опровергнут (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на администрацию муниципального образования "Город Саратов", поскольку данные выводы противоречат нормам материального права, регулирующим правоотношения сторон.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В пунктах 3.1, 4, 5.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 13 октября 2015 года N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Североуральский городской округ" разъяснено, что по смыслу взаимосвязанных положений статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии; поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду; сама же публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.
Закрепление пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в качестве вопроса местного значения городского округа организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории городского округа своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
Пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагает возложение на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.
Учитывая приведенное толкование норм права, указание в пункте 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на осуществление органами местного самоуправления обязанностей по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов само по себе не является безусловным основанием для возложения на орган местного самоуправления обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на всех земельных участков в границах муниципального образования, независимо от принадлежности земельных участков, если только собственник участков не возложил такие обязанности на орган местного самоуправления в силу предоставленных ему законом полномочий.
Поскольку в возникшем споре речь идет о ликвидации свалок, расположенных на земельных участках, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, которая не наделяла администрацию муниципального образования "Город Саратов" полномочиями по ликвидации свалок (с предоставлением соответствующего финансового обеспечения), на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по ликвидации свалок.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Решение суда является обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиями закона об их относимости и допустимости (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Суд первой инстанции в нарушение требований статей 56, 148, 67 ГПК РФ неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, не принял во внимание исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства, не дал им надлежащей правовой оценки, неправильно применил нормы материального права, что в соответствии с п.п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в части требований, предъявленных к администрации муниципального образования "Город Сатаров", с принятием нового решения об отказе в их удовлетворении.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 20 апреля 2015 года отменить в части возложения на администрацию муниципального образования "Город Саратов" обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на земельных участках с кадастровыми номерами 64:48:010105:21 и 64:48:030104:0002.
Принять в данной части требований новое решение, которым Саратовскому межрайонному природоохранному прокурору в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования "Город Саратов" о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отказать.
В остальной части оставить решение суда без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.