Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Пантелеева В.М., Бартенева Ю.И.,
при секретаре Бусаргиной Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Шкуратько Д.А. , Шкуратько А.А. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным отказа во включении в список претендентов на получение социальной выплаты, понуждении по включению в список претендентов, по апелляционной жалобе министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на решение Кировского районного суда г.Саратова от 10 сентября 2015 года, которым постановлено:
признать незаконным и необоснованным решение министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области N 3377/15 от 09.07.2015 года по не включению в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты семьи Шкуратько, состоящей из 3-х человек.
Обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области включить Шкуратько Д.А. и членов его семьи - Шкуратько А.А., ФИО12 в список молодых семей претендентов на получение социальной выплаты по Новоузенскому муниципальному району в текущем 2015 году, в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы.
Взыскать с министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в пользу Шкуратько Д.А. расходы по оплате госпошлины в размере 600 рублей.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
истцы обратились в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что решением Новоузенского районного суда Саратовской области признано незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Новоузенского муниципального района Саратовской области от 26.11.2012 года об исключении семьи Шкуратько по причине несоответствия требованиям пп. "а" п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, из участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Также решением суда была возложена обязанность на администрацию Новоузенского муниципального района Саратовской области включить Шкуратько Д.А. и членов его семьи в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. В июне 2015 года истцы обратились к ответчику по вопросу улучшения жилищных условий, однако им отказали в получении социальной выплаты по тем основаниям, что возраст истцов превышает возрастной критерий. Считали отказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее - министерство) незаконным.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области просит решение суда отменить, прекратить производство по делу. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывало свои возражения в суде первой инстанции. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела, а также нормам процессуального и материального права. Указывает, что на день принятия решения министерством об утверждении списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом 2015 году Шкуратько Д.А. исполнилось "данные изъяты" лет, а потому истцы утратили основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья". Расходование средств федерального бюджета и средств областного бюджета, выделенных на реализацию указанной подпрограммы в 2015 году, на семью Шкуратько Д.А. приведет к нарушению бюджетного законодательства Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Улучшение жилищных условий молодых семей, постоянно зарегистрированных на территории Саратовской области, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение N4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (далее - Правила).
В соответствии с п. 3 Правил право молодой семьи - участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - свидетельство), которое не является ценной бумагой.
Выдача свидетельства на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Порядок формирования списка молодых семей-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы утвержден постановлением Правительства Саратовской области от 17 ноября 2006 года N 356-П "О некоторых вопросах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья".
В соответствии с п.п. 24 -26 Правил министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.
Орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует и установлено судом, что решением Новоузенского районного суда Саратовской области от 11.03.2013 года, вступившим в законную силу, по делу по иску Шкуратько Д.А., Шкуратько А.А. к администрации Новоузенского муниципального района Саратовской области об обязании включить в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, признано незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Новоузенского муниципального района Саратовской области от 26.11.2012 года об исключении семьи Шкуратько по причине несоответствия требованиям пп. "а" п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья из участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Решением суда на ответчика возложена обязанность включить Шкуратько Д.А. и членов его семьи в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Согласно ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно сводных списков администрации Новоузенского муниципального района Саратовской области молодых семей-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" за 2011 г., 2012 г., 2013 г., 2014 г., 2015 г. семья Шкуратько Д.А.(он, Шкуратько А.А. Шкуратько Р.Д.) была включена в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы с 16.04.2009 года (л.д. 101,135, 146,159, 168).
В июне 2015 г. истцы обратились в министерство с заявлением по вопросу улучшения жилищных условий.
В письме министерства от 09.07.2015 года было отказало во включении семьи Шкуратько в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, по тем основаниям, что семья истцов не соответствует пп. "а" п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья (л.д.12-13).
В п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", указано, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет:
б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, или иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с п. 18 указанных Правил несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
Установлено, что на момент формирования списка претендентов на участие в подпрограмме и на период предоставления социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации этой подпрограммы в 2009 г., 2011 г. семья истцов соответствовала указанным выше требованиям, поскольку возраст в 2009 году Шкуратько Д.А. составлял "данные изъяты" года, Шкуратько А.А. "данные изъяты" лет,. ФИО7 "данные изъяты". В в 2011 году - возраст Шкуратько Д.А. составлял "данные изъяты" лет,. Шкуратько А.А. - "данные изъяты" лет. ФИО12 - "данные изъяты", то есть возраст каждого члена семьи Шкуратько соответствовал п.6 Правил, установленных постановлением Правительства Российский Федерации.
Районный суд, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.ст. 2, 18 Конституции РФ).
В силу ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом, что означает одинаковый подход, правовое равенство при решении вопроса о правах граждан, а также об условиях реализации приобретенных прав, одинаковое позитивное действие системы законодательства.
По смыслу долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", социальная выплата носит строго целевой характер и по своей правовой природе является мерой поддержки молодых семей, направленной на создание условий для осуществления ими конституционного права на жилище.
Целью предоставления социальной выплаты является стимулирование и закрепление положительных тенденций в изменении демографической ситуации в стране, что согласуется с Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), в силу которой государства - участники Конвенции, включая Российскую Федерацию, обязуются поддерживать в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей программы оказания помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, особенно в отношении обеспечения жильем (п. 3 ст. 27).
Учитывая вышеуказанные обстоятельства и нормы законодательства, суд пришел к выводу о том, что министерство необоснованно отказало семье Шкуратько во включении в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты, а потому удовлетворил исковые требования.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Вышеуказанные Правила не регулируют порядок, условия и возможность исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы, в том числе в связи с изменением возраста в процессе ожидания очередности предоставления социальной выплаты.
Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым её право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, в связи с чем не может повлечь отмену по существу правильно постановленного судом решения.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 10 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.