Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Кожемякиной М.В.,
судей Бланару Е.М. и Панас Л.Ю.,
при секретаре Анисимовой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 02 ноября 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе К.Н.А. на решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 13 августа 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований К.Н.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ отказано.
Заслушав доклад судьи Бланару Е.М., судебная коллегия
установила:
К.Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске (далее - ГУ УПФ РФ в г.Архангельске) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. В назначении пенсии было отказано в связи с недостаточностью специального стажа работы. При этом полагала, что ответчиком необоснованно исключен из специального стажа период ее работы с 24.08.1994 по 10.02.2009 в должности фельдшера здравпункта в ОАО "Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" (далее - ОАО "Соломбальский ЛДК"), с 11.02.2009 по 30.09.2014 в должности старшего фельдшера здравпункта этого же предприятия, с 01.10.2014 по настоящее время в должности старшего фельдшера отдела охраны труда этого же предприятия. Полагала, что исключение данных периодов из стажа с особыми условиями труда является необоснованным. При переходе здравпункта с "данные изъяты" в ОАО "Соломбальский ЛДК" изменилась только форма собственности, условия ее труда, должностные обязанности не изменялись. Считала, что изменение формы собственности не должно ставить ее в неравное положение по сравнению с другими работниками здравоохранения. Просила обязать ответчика назначить ей пенсию в соответствии с п.п.20 ч.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях".
В судебном заседании истец поддержала указанные требования по изложенным основаниям. Пояснила, что оспаривание решения пенсионного органа и исключенных периодов является основанием иска, как самостоятельные требования не заявляются.
Указала, что считает необоснованным исключение из стажа следующих периодов: с 24.08.1994 по 10.01.2009, с 01.02.2009 по 23.04.2014, с 26.04.2014 по 18.12.2014, с 20.12.2014 по 31.12.2014, с 01.01.2015 по 14.04.2015 (до даты обращения с заявлением о назначении пенсии). Период с 11.01.2009 по 31.01.2009 и периоды простоя не оспаривает. Дополнительно пояснила, что наименование ее должности и наименование структурного подразделения ? "здравпункт" соответствует номенклатуре должностей и учреждений системы здравоохранения, в связи с чем ведомственная принадлежность здравпункта коммерческому предприятию не может влиять на возникновение у нее пенсионных прав. Указывает, что функции здравпункта не изменялись после передачи его в состав ОАО "Соломбальский ЛДК", медицинская помощь оказывалась сотрудникам предприятия как до передачи здравпункта на баланс предприятия, так и после.
Представитель ответчика П.В.Ю. с иском не согласилась, указав, что наименование организации, в которой работала истец, не предусмотрено Списками, действующими в настоящее время и ранее действовавшими Списками учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии. Стаж истца оценен по 31.12.2014 по сведениям персонифицированного учета. При этом работодатель за истца передает сведения только с указанием кода территориальной деятельности, код льготной работы (лечебная деятельность) не указывается. Кроме того, период работы истца в отделе по охране труда не подлежит включению в стаж, так как истец стала работать в подразделении, не являющемся медицинским подразделением. Структурное подразделение "здравпункт" не указан в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, в Правилах указаны фельдшерские и врачебные здравпункты. Работодатель истца не обозначил здравпункт как врачебный или фельдшерский.
По определению суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечен работодатель истца - ОАО "Соломбальский ЛДК".
Дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие не явившегося представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Из представленного отзыва третьего лица следует, что здравпункт являлся структурным подразделением предприятия и относился к вспомогательным подразделениям предприятия. В связи с тем, что ОАО "Соломбальский ЛДК" не относится к учреждениям здравоохранения, работниками отдела кадров сведения о льготной работе истца в пенсионный орган не передавались. С ДД.ММ.ГГГГ здравпункт упразднен. Сторонним лицам здравпункт услуг не оказывал.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился истец. В апелляционной жалобе К.Н.А. указала, что суд необоснованно пришел к выводу о несоответствии функций здравпункта ОАО "СЛДК" функциям фельдшерского здравпункта, из чего следовало, что ее работа в здравпункте не подлежит включению в стаж для назначения пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях". Между тем, полагает, что такие выводы суда опровергаются представленными документами и сложившейся судебной практикой.
Так, из Положения о здравпункте и из Должностных инструкций фельдшера и старшего фельдшера здравпункта следует, что это фельдшерский здравпункт, а перечень обязанностей включает в себя весь комплекс оказания лечебной деятельности, характерной для фельдшерского здравпункта. Кроме того, считает, что объем оказываемых услуг не являлся предметом рассмотрения данного дела и не является существенным условием для решения дела и исчисления медицинского стажа.
Судом оставлено без внимания, что право на выслугу лет имеют, как указано в Постановлении Совмина РСФСР от 06.09.1991 N464, врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Она имеет действующие сертификат специалиста "Скорая неотложная помощь" и направление на учебу от предприятия ОАО "СЛДК" и сертификат специалиста "Лечебное дело", что дает ей право на осуществление медицинской деятельности.
По результатам проверки Роспотребнадзора ОАО "Соломбальский ЛДК", здравпункт рассматривался в качестве организации, осуществляющей медицинскую деятельность, при ведении которой были выявлены несоответствия требований СанПиНа 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
Указывает также, что здравпункт ежегодно участвует в проведении вакцинации населения г. Архангельска против различных инфекционных заболеваний. На его базе ежегодно врачи шестой городской больницы проводят профосмотры рабочих вредных специальностей, в чем им оказывают помощь все работники здравпункта - фельдшеры.
При этом обращает внимание на то, что Пенсионным фондом засчитана в льготный стаж работа фельдшером здравпункта СЛДК с 8.04.1986 по 22.08.1994 в качестве фельдшера "данные изъяты" при смене собственника она продолжила работу на том же рабочем месте, с теми же должностными обязанностями. Таким образом, считает, что работа на здравпункте является медицинской деятельностью и дает право на назначение досрочной льготной пенсии. Работник не несет ответственности, что работодатель не подал коды льготной работы в данные персонифицированного учета.
В представленных возражениях представитель ответчика П.В.Ю. не соглашается с доводами апелляционной жалобы истца, считая решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте его проведения, не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили, представитель ответчика просит о рассмотрении дела без своего участия. При таких обстоятельствах в соответствии с ч.ч.3-5 ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, заслушав истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы по изложенным основаниям, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части исходя из доводов жалобы в соответствии с ч.1 и ч.2 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец К.Н.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ N истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого специального стажа лечебной работы, который установлен в размере 09 лет 07месяцев 23 дня, страховой стаж 29 лет 09 месяцев 02 дня, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 29 лет 08 месяцев 08 дней. Оспариваемые истцом периоды работы с 24.08.1994 по 10.01.2009, с 01.02.2009 по 23.04.2014, с 26.04.2014 по 18.12.2014, с 20.12.2014 по 31.12.2014 исключены из стажа лечебной деятельности в связи с тем, что ОАО "Соломбальский ЛДК" не относится к учреждениям здравоохранения, предусмотренным в Списках для назначения льготной пенсии, индивидуальные сведения сданы без кода льготной работы.
Согласно трудовой книжке истец ДД.ММ.ГГГГ принята в АО "Соломбальский ЛДК" в здравпункт фельдшером, ДД.ММ.ГГГГ АО "Соломбальский ЛДК" переименовано в ОАО "Соломбальский ЛДК", ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность старшего фельдшера здравпункта, ДД.ММ.ГГГГ переведена в отдел охраны труда старшим фельдшером, где работает по настоящее время.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии с 01 января 2015 года установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", положениями которого обоснованно руководствовался суд первой инстанции при разрешении настоящего спора.
Положениями ст.8 указанного Федерального закона предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного ст.8 названного Закона пенсионного возраста, не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
В соответствии с п.п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
На основании ч.2 ст.30 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.10.2002 N 781, предусмотрены должность фельдшера и старшего фельдшера. Наименование лечебного учреждения (структурного подразделения) "здравпункт" не предусмотрено, как не имеется и указания на наименование предприятия ОАО "Соломбальский ЛДК", где истец осуществляла трудовую деятельность; поименован фельдшерско-акушерский пункт.
Аналогичные наименования должностей и учреждений установлены и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 предусматривал возможность для льготного назначения пенсии врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.10.2002 N 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Разрешая спор, оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что здравпункт ОАО "Соломбальский ЛДК" не является ни фельдшерским, ни врачебным, при этом функции здравпункта ОАО "Соломбальский ЛДК" не соответствуют функциям фельдшерского здравпункта, работа в котором подлежит включению в стаж для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 781 от 19.10.2002, а с 01.10.2014 здравпункт предприятия, как структурное подразделение, упразднен, а отдел охраны труда не предусмотрен ни Списками учреждений, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение, ни Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.10.2002 N781, суд первой инстанции не усмотрел оснований для включения в стаж с особыми условиями труда периодов работы истца в здравпункте ОАО "Соломбальский ЛДК" в соответствии с п.п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Судебная коллегия согласна с такими выводами суда первой инстанции, основанными на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ применительно к нормам материального права, регулирующим спорные пенсионные правоотношения, и установленных по делу обстоятельствах, оснований для несогласия с чем судебная коллегия не усматривает.
Приходя к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж лечебной деятельности в соответствии с п.п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях", суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что согласно приказам Минздравсоцразвития РФ и Минздрава России, действовавшим в спорные периоды работы истца, в номенклатуру учреждений здравоохранения входили только врачебные или фельдшерские здравпункты в качестве структурных подразделений организаций для оказания первичной медицинской помощи рабочим, при этом в системе здравоохранения не предусмотрены такие структурные подразделения (либо самостоятельные учреждения) как здравпункты.
Проводя сравнительный анализ функций здравпункта ОАО "Соломбальский ЛДК", указанных в положении о здравпункте, утвержденном ОАО "Соломбальский ЛДК", с задачами и функциями фельдшерского здравпункта, изложенными в п. 8 приложения N 18 "Правила организации деятельности фельдшерского здравпункта медицинской организации" к приказу Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N543н, судом обоснованно установлено, что здравпункт ОАО "Соломбальский ЛДК", в отличие от фельдшерского здравпункта медицинской организации, выполнял усеченный перечень медицинских манипуляций и вмешательств, которые не связаны с диагностированием и лечением заболеваний и выбором тактики ведения больных, а предусматривают лишь исполнение назначенных таковых врачом учреждения здравоохранения, избравшим тактику лечения больного, которого в штате здравпункта ОАО "Соломбальский ЛДК" не имеется.
Не свидетельствуют об обратном и утверждения истца в апелляционной жалобе о повышении ею квалификации, обязательность которой вменена всем медицинским работникам для продолжения профессиональной деятельности, а также то обстоятельство, что на базе здравпункта предприятия ежегодно врачи шестой городской больницы проводят профосмотры рабочих вредных специальностей, в чем им оказывают помощь и работники здравпункта - фельдшеры.
Кроме того, работодатель истца, не относя организацию к учреждениям здравоохранения, не подтверждает льготную работу истца за спорные периоды, подлежащую включению в стаж лечебной деятельности, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, и не передает сведения о льготной работе в данные персонифицированного учета.
Обоснованно отвергнут судом и довод истца о том, что здравпункт ОАО "Соломбальского ЛДК" оказывал доврачебную медицинскую помощь, как и предусмотренные номенклатурой учреждений здравоохранения медицинские организации, как несостоятельный, исходя из анализа Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N543н, согласно которому первичная медико-санитарная помощь оказывается и фельдшерскими здравпунктами, и врачебными здравпунктами и здравпунктами.
При таких обстоятельствах, суд, разрешая вопрос о тождественности выполняемых К.Н.А. работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исходил из конкретных обстоятельств дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должности с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждения, в котором он работал), пришел к верному выводу, что деятельность здравпункта ОАО "Соломбальский ЛДК" не соответствует функциям фельдшерского здравпункта, на что ссылается истец в обоснование требований, работа в котором предусмотрена для включения в стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Иные доводы апелляционной жалобы истца основанием к отмене или изменению оспариваемого решения не являются, юридически значимыми обстоятельствами для разрешения спора не служат.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы истца направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, являлись предметом тщательного исследования и проверки судом первой инстанции и обоснованно отклонены судом. Мотивы и правовые основания спора изложены в решении суда подробно и правильно, с анализом всех имеющихся доказательств, ссылкой на закон, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подробно аргументированы и оснований для признания произведенной судом оценки доказательств неправильной, о чем ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения оспариваемого решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 13 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Кожемякина
Судьи Е.М. Бланару
Л.Ю. Панас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.