Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Нибараковой С. Г.,
судей Гулевой Г. В., Маслова Д. А.
при секретаре Шиловской И. Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 ноября 2015 года в городе Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе Багинского Г. А., военного комиссара Архангельской области, на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 18 мая 2015 года, которым постановлено:
"исковые требования Квактуна Р. А. к Военному комиссариату Архангельской области, Командующему войсками Западного военного округа, Войсковой части 26894 о признании права на назначение пенсии за выслугу лет с 13 мая 2013 года, взыскании недополученной суммы пенсии, взыскании судебных расходов - удовлетворить частично.
Признать за Квактуном Р. А. право на назначение пенсии за выслугу лет с 13 мая 2013 года.
Взыскать с Военного комиссариата Архангельской области в пользу Квактуна Р. А. "денежная сумма" недополученной суммы пенсии за период с 13 мая 2013 года по 07 октября 2013 года, "денежная сумма" расходов на оплату услуг представителя.
В удовлетворении остальной части исковых требований Квактуна Р. А. к Командующему войсками Западного военного округа, Войсковой части 26894 о признании права на назначение пенсии за выслугу лет с 13 мая 2013 года, взыскании недополученной суммы пенсии, взыскании судебных расходов - отказать".
Заслушав доклад судьи Нибараковой С. Г., судебная коллегия
установила:
Квактун Р. А. обратился в суд с иском к военному комиссариату Архангельской области, командующему войсками Западного военного округа, войсковой части 26894 о признании права на назначение пенсии за выслугу лет с 13 мая 2013 года, взыскании недополученной суммы пенсии за период с 13 мая 2013 года по 07 октября 2013 года, взыскании судебных расходов.
Свои требования обосновал тем, что 08 октября 2014 года он обратился с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, поскольку ранее встать на воинский учет и оформить пенсию он не мог по причине оспаривания им даты исключения из списков войсковой части и задержкой войсковой частью направления его личного дела. Пенсия за выслугу лет ему была назначена с 08 октября 2013 года. Не согласившись с датой назначения пенсии, 08 октября 2014 года он обратился с заявлением в военный комиссариат Архангельской области о назначении ему пенсии с 13 мая 2013 года и выплате недополученной суммы пенсии за период с 13 мая 2013 года по 07 октября 2013 года. Письмом военного комиссариата Архангельской области от 15 октября 2014 года ответчик необоснованно отказал ему в удовлетворении заявления.
В подтверждение своих доводов о невозможности своевременного обращения с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет указал, что приказом командующего войсками Западного военного округа от 25 марта 2013 года N N он был уволен с военной службы в связи с истечением срока контракта о прохождении военной службы (подпункт "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") и был исключен из списков личного состава войсковой части с 31 марта 2013 года. Решением Северодвинского гарнизонного военного суда от 20 августа 2013 года приказ командующего войсками Западного военного округа от 25 марта 2013 года N N об исключении его из списка личного состава войсковой части был признан незаконным и на ответчика была возложена обязанность изменить дату исключения из списков личного состава войсковой части с 31 марта 2013 года на 23 апреля 2013 года. Апелляционным определением Северного флотского военного суда от 16 октября 2013 года решение Северодвинского гарнизонного военного суда от 20 августа 2013 года было отменено в части, на командующего войсками Западного военного округа возложена обязанность изменить дату исключения его из списков личного состава войсковой части, указанную в приказе от 25 марта 2013 года N N, на 13 мая 2013 года.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом.
Представитель истца Захарова Л. Л. в судебном заседании заявленные требования в части судебных расходов уточнила. Просила взыскать с ответчиков расходы на оплату услуг представителя в размере "денежная сумма". Ранее заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представители военного комиссариата Архангельской области Анциферов А. А., Зеленков А. В., а также представитель командующего войсками Западного военного округа Анциферов А. А. с исковыми требованиями не согласились, указав на их необоснованность.
Представитель войсковой части 26894 в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица, отдела военного комиссариата Архангельской области по г. Архангельску Попова Т. Н., с требованиями истца также не согласилась, считая их необоснованными.
В судебное заседание не явились представители отдела военного комиссариата Архангельской области по Приморскому, Соловецкому районам и г. Новодвинску, войсковой части 77510, третьих лиц по делу, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Суд постановилуказанное решение, с которым не согласился военный комиссар Архангельской области Багинский Г. А.
В поданной апелляционной жалобе он просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Квактуна Р. А. к военному комиссариату Архангельской области.
Просит проверить расчет взыскиваемой с военного комиссариата Архангельской области недополученной пенсии в пользу Квактуна Р. А. за период с 14 мая 2013 года по 07 октября 2013 года.
В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со статьей 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсия за выслугу лет назначается гражданам, уволенным с военной службы, на основании заявления, которое они предоставляют в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.
В соответствии с пунктом "а" части первой статьи 53 вышеуказанного Закона пенсия назначается со дня увольнения с военной службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие. При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня приобретения права на нее, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих обращению за ней.
Полагает, что согласно действующему законодательству у военнослужащих, уволенных с военной службы, есть целый год со дня увольнения, в течение которого они могут реализовать свое право на пенсионное обеспечение (без потери в денежном выражении). Истец обратился с заявлением о назначении пенсии спустя 1 год 4 месяца 25 дней после увольнения с военной службы.
Суд, в нарушение вышеуказанных норм права, признал за истцом право на назначение пенсии с 13 мая 2013 года, несмотря на то, что с заявлением о назначении пенсии в военный комиссариат Архангельской области Квактун Р. А. обратился 08 октября 2014 года. Считает, что суд неправомерно расценил телеграмму с просьбой об ускорении назначения пенсии Квактуну Р. А. как заявление о назначении пенсии. В телеграмме содержится просьба ускорить назначение пенсии, однако для реализации своего права на пенсионное обеспечение истец никаких попыток не сделал.
Отмечает, что документы, предоставляемые для назначения пенсии Квактуну Р. А. по линии Министерства обороны Российской Федерации, были в наличии у военного комиссариата Архангельской области своевременно. В дальнейшем данные документы высылались в войсковую часть и в Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации в связи с тем, что после увольнения истец обращался в суд об изменении даты исключения его из списков войсковой части. Однако при своевременно поданных документах в пенсионный орган (в течение года после увольнения) пересылка его личного дела и замена документов не повлияли бы на его пенсионное обеспечение.
В обязанность военных комиссариатов не входит розыск уволенных военнослужащих, понуждение их к подаче заявления на назначение пенсии. Уволенный военнослужащий должен сам добровольно реализовать свое право на пенсионное обеспечение, подав лично (или по почте) необходимые документы для назначения пенсии. Считает, что суд не дал должной правовой оценки уточненному расчету предполагаемой суммы недополученной истцом пенсии за период с 14.05.2013 г. по 07.10.2013 г. Уточненный расчет предполагаемой суммы недополученной пенсии был составлен без учета районного коэффициента, поскольку из переписки с истцом усматривается, что по апрель 2014 года он проживал в "адрес". В оспариваемый период истец не проживал и не имел регистрации на территории Архангельской области.
В возражениях относительно поданной апелляционной жалобы Захарова Л. Л., представитель Квактуна Р. А., считает доводы жалобы несостоятельными, просит оставить решение суда без изменения.
В суд апелляционной инстанции Квактун Р. А., представители командующего войсками Западного военного округа, отдела военного комиссариата Архангельской области по г. Архангельску, отдела военного комиссариата Архангельской области по Приморскому, Соловецкому районам и г. Новодвинску, войсковых частей 26894, 77510 не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены своевременно, в надлежащей форме. Сведений о причинах неявки не направили, с ходатайством об отложении разбирательства дела не обратились.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда, заслушав Зеленкова А. В., представителя военного комиссариата Архангельской области, поддержавшего изложенные в апелляционной жалобе доводы о незаконности решения суда и просившего об его отмене, изучив материалы гражданского дела и личного дела N N Квактуна Р. А., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон от 12 февраля 1993 года N 4468-1) лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
Увольнение со службы является необходимым условием как назначения пенсий за выслугу лет, по инвалидности, так и выплаты назначенных пенсий.
Согласно пункту "а" части первой статьи 53 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсии в соответствии с настоящим Законом назначаются лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении.
В силу пункта 11 статьи 38 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Согласно статье 51 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 лица, указанные в статье 1 настоящего Федерального закона, с заявлением о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (статья 52).
Статьей 54 указанного Закона установлено, что днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.
В случаях, если к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в части первой настоящей статьи.
В силу статьи 56 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что приказом командующего войсками Западного военного округа N N от 25 марта 2013 года "данные изъяты" Квактун Р. А., "данные изъяты", был уволен с военной службы с зачислением в запас и исключен из списков личного состава войсковой части и всех видов обеспечения с 31 марта 2013 года по истечении срока контракта о прохождении военной службы (подпункт "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
29 ноября 2013 года в указанный приказ были внесены изменения в части даты исключения истца из списков личного состава войсковой части с 31 марта 2013 года на 13 мая 2013 года. Основанием для внесения таких изменений явилось решение Северного флотского военного суда от 16 октября 2013 года.
С заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в военный комиссариат Архангельской области по Приморскому, Соловецкому районам и городу Новодвинску истец обратился 08 октября 2014 года.
В этот же день на имя начальника указанного отдела военного комиссариата он написал объяснительную, из которой следует, что своевременно встать на воинский учет и обратиться за назначением пенсии он не мог по причине оспаривания в судах даты исключения его из списков войсковой части и ввиду бездействия командования части по направлению в военный комиссариат его личного дела.
Пенсия истцу пенсионным органом назначена с 08 октября 2013 года. За период с 08.10.2013 года по 31.10.2014 года произведена доплата пенсии.
Удовлетворяя исковые требования Квактуна Р. А. о признании за ним права на назначение пенсии за выслугу лет с 13 мая 2013 года, суд исходил из того, что препятствием к назначению пенсии за выслугу лет истцу с указанной даты явились ненадлежащим образом оформленное личное дело, в котором отсутствовал необходимый в обязательном порядке денежный аттестат, несвоевременная его отправка по месту жительства бывшего военнослужащего, бездействие ответчика в истребовании необходимых документов для назначения пенсии, а также отсутствие своевременного разъяснения истцу порядка назначения пенсии за выслугу лет.
С такими выводами суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм материального права, доводы апелляционной жалобы об этом заслуживают внимания.
В материалах дела, как уже было указано выше, имеется заявление истца о назначении ему пенсии за выслугу лет, датированное 08 октября 2014 года. Иные бесспорные доказательства, подтверждающие обращение истца в пенсионный орган ранее 08 октября 2014 года, в материалах дела отсутствуют.
Имеющуюся в личном деле истца телеграмму, адресованную в военный комиссариат г. Архангельска, об ускорении назначения военной пенсии Квактуну Р. А., никем не подписанную, суд, вопреки требованиям закона о форме обращения за пенсией, расценил как заявление о назначении пенсии.
Более того, усмотрел вину военного комиссариата Архангельской области в бездействии в сборе необходимых документов для назначения пенсии истцу, разъяснении ему порядка обращения и назначения пенсии.
Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет федеральный законодатель установилв Законе от 12 февраля 1993 года N 4468-1, потому без надлежащего обращения лица, претендующего на назначение пенсии за выслугу лет, с соответствующими документами назначение пенсии не может быть осуществлено.
Возложение на граждан обязанности обратиться с заявлением о назначении пенсии обеспечивает им возможность реализации субъективных пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению и способствует своевременному обращению за назначением пенсии.
В установленном законом порядке с заявлением и приложенными к нему документами истец обратился в военный комиссариат лишь 08 октября 2014 года.
Из запросов и переписки различных органов, имеющихся в личном деле истца, усматривается, что его личное дело в военный комиссариат Архангельской области поступило 28.08.2013 года.
После увольнения со службы истец проживал за пределами Архангельской области - "адрес", свой адрес он сообщил военному комиссариату 02 апреля 2014 г., после чего 09 апреля 2014 года ему было направлено письмо с разъяснением норм пенсионного законодательства. Между тем с заявлением о назначении пенсии истец обратился лишь 08 октября 2014 года.
Обосновывая невозможность обращения за назначением пенсии своевременно, истец в письменных объяснениях, направленных в адрес суда, ссылался на отказ работников военного комиссариата в приеме заявления без соответствующих документов, которые, находились в его личном деле. Однако в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, не представил.
Суд, давая оценку таким объяснениям, оставил без внимания, что они являются голословными, доказательствами, отвечающими требованиям допустимости и относимости, не подтверждены.
Согласно статье 58 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Материалами дела не подтверждается вина военного комиссариата Архангельской области в несвоевременном назначении пенсии за выслугу лет истцу.
После сообщения истцом 02 апреля 2014 года своего места проживания в его адрес 09 апреля 2014 года начальником центра социального обеспечения военного комиссариата Архангельской области было направлено письмо с разъяснением требований закона о назначении пенсии за выслугу лет, порядка обращения за назначением пенсии.
Истец ранее свой адрес, по которому он проживал после увольнения с военной службы, в военный комиссариат Архангельской области не направлял, сведения о месте его регистрации отсутствовали.
Несмотря на то, что законом на военный комиссариат не возложена обязанность по уведомлению граждан о праве на пенсию, при изложенных выше обстоятельствах у ответчика отсутствовала возможность дать разъяснения истцу по порядку обращения за пенсией, потому выводы суда о виновном бездействии военного комиссариата нельзя признать законными и обоснованными.
Предусмотренных статьей 58 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 оснований для выплаты истцу пенсии с 13 мая 2013 года при изложенных выше обстоятельствах не имеется. Выводы суда о признании за истцом права на назначение пенсии за выслугу лет с 13 мая 2013 года на законе не основаны.
Такое решение суда нельзя признать законным, и на основании статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оно подлежит отмене.
Поскольку истец в установленном законом порядке в пенсионный орган военного комиссариата Архангельской области ранее 08 октября 2014 года не обращался, заявления, написанного собственноручно, на основании которого было бы вынесено соответствующее решение, не подавал, правовых оснований для удовлетворения его требований ни к одному из ответчиков не имеется.
Учитывая, что исковые требования истца подлежат оставлению без удовлетворения, не имеется оснований, предусмотренных статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для взыскания в его пользу расходов на оплату услуг представителя в заявленной им сумме.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 18 мая 2015 года отменить и постановить по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Квактуна Р. А. к военному комиссариату Архангельской области, командующему войсками Западного военного округа, войсковой части 26894 о признании права на назначение пенсии за выслугу лет с 13 мая 2013 года, взыскании недополученной суммы пенсии, взыскании судебных расходов отказать.
Председательствующий С. Г. Нибаракова
Судьи Г. В. Гулева
Д. А. Маслов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.