Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Нибараковой С. Г.,
судей Гулевой Г. В., Маслова Д. А.
при секретаре Шиловской И. Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 декабря 2015 года в городе Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе Павлюк И. В., представителя государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области, на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 03 сентября 2015 года, которым постановлено:
"иск Хозова С. Ю. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области от 20 мая 2015 года N N об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости Хозову С. Ю.
Признать за Хозовым С. Ю. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области назначить Хозову С. Ю. страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области в пользу Хозова С. Ю. расходы по уплате государственной пошлины в размере "денежная сумма"".
Заслушав доклад судьи Нибараковой С. Г., судебная коллегия
установила:
Хозов С. Ю. обратился в суд с иском государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (далее - Управление) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости.
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ, достигнув возраста " ... ", обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Ответчик своим решением от 20 мая 2015 года в назначении пенсии отказал, ссылаясь на недостаточную продолжительность страхового стажа: при требуемом стаже продолжительностью не менее 25 лет ответчик установиллишь 20 лет 03 месяца 03 дня (с применением льготного порядка исчисления). При этом ответчик не оспаривал наличие у него достаточной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а также стажа работы в районах Крайнего Севера. Полагал решение ответчика незаконным, поскольку при определении страхового стажа периоды работы с 01 июля 1981 года по 31 декабря 1991 года должны быть учтены не календарно, а в полуторном исчислении. Потому просил признать незаконным решение Управления от 20 мая 2015 года в части отказа в досрочном назначении ему страховой пенсии по старости, признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возложить на ответчика обязанность назначить ему страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Павлюк И. В. исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Суд постановилуказанное решение, с которым не согласилась представитель Управления Павлюк И. В.
В поданной апелляционной жалобе она просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца.
В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что согласно части 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут включать в страховой стаж с учётом того пенсионного законодательства, которое действовало в период выполнения работы. Так, периоды работы, имевшие место до 01 января 1992 года, могут исчисляться по нормам Закона СССР "О государственных пенсиях" и Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590. Закон СССР "О государственных пенсиях" не предусматривал какого-либо льготного порядка исчисления стажа работы, а пункт 110 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий предусматривал полуторное исчисление периодов работы в районах Крайнего Севера при условии, что работник имел право на льготы, предусмотренные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера". Статьей 5 данного Указа определено, что право на зачёт одного года работы в районах Крайнего Севера за один год и шесть месяцев имеют лишь те работники, которые были переведены, направлены или приглашены на работу в районы Крайнего Севера из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет. Такая же льгота была предусмотрена лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор.
Считает, что поскольку истцом не представлено доказательств перевода или приглашения на работу в район Крайнего Севера и заключения с ним трудового договора сроком на пять лет, как и доказательств заключения с ним срочного трудового договора, то он не имеет право на зачёт периода работы с 01 июля 1981 года по 31 декабря 1991 года в полуторном исчислении. Полагает, что предоставление истцу в этот период льгот в соответствии с трудовым законодательством не влияет на его пенсионные права.
В возражениях на апелляционную жалобу Хозов С. Ю. указывает на несостоятельность доводов жалобы, просит в её удовлетворении отказать.
Проверив законность и обоснованность решения суда, заслушав представителя Управления Павлюк И. В., поддержавшую изложенные в апелляционной жалобе доводы о незаконности решения суда и просившую об его отмене, истца Хозова С. Ю., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы и полагавшего законным решение суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
При этом, как указано в статье 2 этого же Федерального закона, к категории граждан, объединённых общим понятием "военнослужащие", относятся также лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
На основании части 2 статьи 33 Закона N 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Из материалов дела видно, что Хозов С. Ю., проходивший службу в органах внутренних дел, является получателем пенсии за выслугу лет.
ДД.ММ.ГГГГ он, достигнув возраста " ... ", обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в качестве " ... " на "Предприятие".
Решением Управления от 20 мая 2015 года N N в назначении пенсии истцу было отказано по причине недостаточной продолжительности страхового стажа (при требуемом стаже продолжительностью 25 лет ответчик определилу истца страховой стаж продолжительностью 20 лет 03 месяца 03 дня).
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления от 20 мая 2015 года N N период работы в "Предприятие" с 01 июля 1981 года по 31 декабря 1991 года был включён в страховой стаж истца в календарном исчислении.
Разрешая спор в части включения в стаж периода работы в "Предприятие" с 01 июля 1981 года по 31 декабря 1991 года в льготном, а не календарном исчислении, суд первой инстанции исходил из того, что Закон N 400-ФЗ позволяет при исчислении страхового стажа включать в стаж периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного Федерального закона, с применением правил подсчёта стажа, предусмотренного законодательством, действовавшим в период выполнения такой работы (деятельности).
При этом суд пришёл к выводу, что согласно нормам законодательства, действовавшего в спорный период, один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитывался в стаж для назначения пенсий по старости и по инвалидности как один год и шесть месяцев.
Такие выводы суда судебная коллегия признаёт правильными, основанными на верном применении норм материального права.
Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими порядок исчисления стажа работы для назначения пенсий по старости, действовавшими в спорный период работы истца, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Постановление Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" не предусматривал возможности включения периодов работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы для назначения пенсий в льготном порядке исчисления.
В свою очередь абзацем вторым пункта 110 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, предусмотрено, что работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 01 марта 1960 года засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".
Статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" определено, что работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, засчитывать при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности, один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана - два года. Льготы, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года N 1908-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" продолжительность трудового договора, дающего право на получение льгот, предусмотренных статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", сокращена с пяти до трёх лет.
Согласно пункту 1 Инструкции о порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждённой Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1967 года N 530/П-28 (далее - Инструкция), льготы, установленные Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", предоставляются всем рабочим и служащим (в том числе местным жителям и другим лицам, принятым на работу на месте) государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
В силу пункта 2 Инструкции льготы, предусмотренные статьями 1, 2, 3, 4 Указа от 10 февраля 1960 года, с учетом изменений и дополнений, внесенных Указом от 26 сентября 1967 года, предоставляются независимо от наличия письменного срочного трудового договора. Льготы, предусмотренные статьей 5 Указа от 10 февраля 1960 года, предоставляются дополнительно работникам, прибывшим на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны (включая лиц, прибывших по собственной инициативе), при условии заключения ими трудового договора о работе в этих районах и местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана - два года.
На основании подпункта "а" пункта 43 этой же Инструкции лицам, указанным в пункте 2 Инструкции, общий стаж работы, дающий право на получение пенсий по старости и по инвалидности, исчисляется за период работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 01 марта 1960 года в порядке: один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев.
Из анализа приведенных норм законодательства, действовавшего в спорный период, следует, что при подсчёте стажа, необходимого для назначения пенсии по старости, всем рабочим и служащим предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы в таких районах засчитывались в полуторном размере. Работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера из других местностей, такая льгота предоставлялась дополнительно лишь в случае заключения срочного трудового договора о работе в этих районах.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что право на зачёт одного года работы в районах Крайнего Севера за один год и шесть месяцев по ранее действовавшему законодательству имели лишь те работники, которые были переведены, направлены или приглашены на работу в районы Крайнего Севера из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, либо те работники, которые прибыли в районы Крайнего Севера по собственной инициативе и заключили срочный трудовой договор, являются ошибочными, они направлены на иное толкование норм материального права.
Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029 (с последующими изменениями), предусмотрено, что город Северодвинск Архангельской области относится к районам Крайнего Севера.
При таких обстоятельствах, суд правомерно пришёл к выводу о зачёте периода работы истца в "Предприятие" с 01 июля 1981 года по 31 декабря 1991 года в страховой стаж льготном порядке исчисления (один год работы за один год и шесть месяцев).
При включении указанного периода работы в страховой стаж с применением льготного порядка исчисления у истца, с учетом периодов, включенных в подсчет указанного стажа пенсионным органом, образуется страховой стаж продолжительностью более 25 лет.
Наличие необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, а также стажа работы в районах Крайнего Севера, который даёт право на снижение на 5 лет возраста, установленного для досрочного назначения указанной пенсии, ответчиком не оспаривается.
Учитывая, что право на досрочную страховую пенсию по старости у истца имелось на день обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии, суд обоснованно возложил на Управление обязанность назначить истцу страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
При рассмотрении иска суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, а выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции в суде апелляционной инстанции, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы не имеется, а потому удовлетворению она не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 03 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Павлюк И. В., представителя государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области, без удовлетворения.
Председательствующий С. Г. Нибаракова
Судьи Г. В. Гулева
Д. А. Маслов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.