Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Дивина Н.В., судей Маслова Д.А. и Гулевой Г.В., при секретаре Шиловской И.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 10 декабря 2015 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 04 сентября 2015 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Архангельскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, министерству здравоохранения Архангельской области, министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области о взыскании расходов на проезд к месту лечения и обратно, компенсации морального вреда, судебных расходов.
Заслушав доклад судьи областного суда Дивина Н.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Архангельскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение Фонда), министерству здравоохранения Архангельской области, министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области о взыскании расходов на проезд к месту лечения и обратно, компенсации морального вреда, судебных расходов, ссылаясь на то, что ее несовершеннолетний сын ФИО4 является ребенком-инвалидом, согласно направлению, выданному государственным бюджетным учреждением здравоохранения Архангельской области " "данные изъяты"", был направлен на госпитализацию в "данные изъяты" в г. Москва, находился в стационаре в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Железнодорожные билеты на проезд к месту лечения и обратно на себя и своего ребенка она приобрела за счет собственных средств, а министерство здравоохранения Архангельской области отказало ей в выплате компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно. Полагает, что с учетом норм Федерального закона "О государственной социальной помощи" ее ребенок и она, как сопровождающее лицо, имеют право на бесплатный проезд на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно. Просила взыскать с надлежащего ответчика расходы на проезд в сумме "данные изъяты" и расходы на составление искового заявления в размере "данные изъяты"., компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты".
В судебном заседании представители истца ФИО1 - Хащинов В.В. и Антипина Л.В. заявленные требования поддержали по тем же основаниям.
Представитель отделения Фонда социального страхования РФ Фирсов Д.Н. иск не признал, указывая на то, что ни Федеральный закон "О государственной социальной помощи", ни Порядок направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, не предусматривают возможности выплаты гражданину - получателю набора социальных услуг либо сопровождающему ему лицу денежной компенсации стоимости проездных документов, приобретенных самостоятельно. Средства на обеспечение граждан бесплатным проездом перечисляются транспортной организации. На обращение истца о предоставлении документов, дающих право на бесплатный проезд, отделением Фонда был дан ответ, в котором разъяснено, что отделение Фонда не вправе обеспечить ФИО4 и сопровождающего его лица талонами на право безденежного проезда к месту лечения и обратно, поскольку не представлено направление в медицинское учреждение и Талон N по образцу, утвержденному вышеназванным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Просил в удовлетворении требований отказать.
Представитель министерства здравоохранения Архангельской области Коробейников Д.Е. также иск не признал по тем основаниям, что лечение заболевания, имеющегося у ФИО4, отнесено к перечню видов высокотехнологической медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Порядок направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, регулирует вопросы, связанные с направлением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, для получения ими лечения в медицинских учреждениях за счёт средств федерального бюджета. Компенсация гражданам расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно за счёт средств обязательного медицинского страхования законодательством Российской Федерации не предусмотрена. Просил в удовлетворении иска отказать.
Дело было рассмотрено в отсутствие представителя министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области.
Суд постановилуказанное выше решение, с которым не согласилась истец ФИО1, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении ее исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что поскольку она, как законный представитель ребенка-инвалида, с заявлением об отказе от предоставления набора социальных услуг не обращалась, ее ребенок имеет право в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" на бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, проведение ребенку специализированного медицинского лечения в городе Москве было обусловлено отсутствием возможности указанного лечения по месту жительства в городе Архангельске. Считает, что реализация закрепленного в законе права ребенка-инвалида на бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно не ставится в зависимость от того, за счет каких средств соответствующее лечение оказывается. Полагает, что отделение Фонда является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям. Обращает внимание в жалобе также на то, что направление на госпитализацию ей было выдано 08 мая 2015 года. Поскольку поступить на лечение ее ребенок должен был 12 мая 2015 года, учитывая, что 09, 10 и 11 мая 2015 года были выходными и нерабочими праздничными днями, оформить талон N для предъявления его в транспортную организацию она не могла. Считает, что при таких обстоятельствах, ввиду позднего оформления направления на лечение, понесенные ею расходы на оплату стоимости проезда являются убытками, которые на основании статей 11 и 15 Гражданского кодекса РФ подлежат взысканию с надлежащего ответчика.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель министерства здравоохранения Архангельской области Коробейников Д.Е. и представитель отделения Фонда Капустина И.В. указывают на законность вынесенного судом решения, просят в удовлетворении жалобы отказать, а решение суда оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда, заслушав истца ФИО1 и ее представителей Антипину Л.В. и Хащинова В.В., полностью поддержавших доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда и просивших об его отмене, представителя отделения Фонда Фирсова Д.Н. и представителя министерства здравоохранения Архангельской области Коробейникова Д.Е., возражавших относительно доводов апелляционной жалобы истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и это фактически не оспаривается сторонами, что несовершеннолетний сын истца ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом.08 мая 2015 года государственным бюджетным учреждением здравоохранения Архангельской области " "данные изъяты"" ФИО4 выдано направление на госпитализацию в "данные изъяты" в г. Москва.
ФИО4 находился в "данные изъяты" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На обращения ФИО1 обеспечить ее талонами на право бесплатного получения проездных документов для проезда к месту лечения и обратно отделение Фонда направило ей ответ от 24 апреля 2015 года, указав на отсутствие правовых оснований для обеспечения специальными талонами.
В связи с этим истцом для проезда железнодорожным транспортом к месту лечения и обратно были понесены расходы на приобретение проездных документов для сына и для себя, как сопровождающего лица, на общую сумму "данные изъяты".
Разрешая заявленный иск о взыскании компенсации понесенных расходов на проезд к месту лечения и обратно, суд первой инстанции проанализировал предоставленные доказательства и сделал вывод о том, что лечение ребенка-инвалида в "данные изъяты" в г. Москва было осуществлено за счет средств фонда обязательного медицинского страхования в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Данное обстоятельство в суде первой инстанции истцом не оспаривалось, не оспаривается оно и в апелляционной жалобе.
Установив, что лечение ребенка-инвалида оплачивалось не за счет средств федерального бюджета, суд пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для обеспечения его бесплатным проездом к месту лечения в рамках предоставления ему, как ребенку-инвалиду, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предусмотренного статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и на фактических обстоятельствах, установленных судом.
Названный Федеральный закон "О государственной социальной помощи" направлен на обеспечение социальной поддержки определенных категорий граждан, в том числе детей-инвалидов, к которым относится сын истца.
В статье 6.2 указанного Федерального закона предусмотрено, что в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 6.5 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Согласно пункту 4 Порядка финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации.
При этом вопросы, связанные с направлением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, для получения ими лечения в медицинских организациях и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, при наличии медицинских показаний, урегулированы Порядком направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утверждённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05 октября 2005 года N 617 (далее - Порядок N 617).
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 617 обеспечение граждан специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно производится на основании Талона N, выданного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных норм законодательства, бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации, предусмотрен для случаев направления их на лечение в медицинские организации в соответствии с направлением и Талоном N, выдаваемыми органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения в соответствии с Порядком N 617.
Между тем ребенок истца проходил лечение за счет средств фонда обязательного медицинского страхования, а не за счёт федерального бюджета по направлению министерства здравоохранения Архангельской области.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Фонду социального страхования Российской Федерации денежные средства из федерального бюджета предоставляются только на определенные цели, требования ФИО1 к отделению Фонда о взыскании расходов на проезд к месту лечения и обратно обоснованно оставлены судом без удовлетворения.
К полномочиям министерства здравоохранения Архангельской области, министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением набора социальных услуг, предусмотренных статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", не относится, а потому компенсация понесенных истцом расходов с данных ответчиков взыскана быть не может.
Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о том, что понесенные ею расходы на оплату стоимости проезда являются убытками, которые на основании статей 11, 15 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат взысканию в ее пользу, судебной коллегией также отклоняются как несостоятельные.
В ходе рассмотрения дела не установлено каких-либо противоправных действий должностных лиц ответчиков, а потому меры гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков и компенсации морального вреда не могут быть применены.
Таким образом, поскольку обстоятельства, имеющие значение по делу, судом первой инстанции определены верно, материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуальных норм не допущено, то судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 04 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В.Дивин
Судьи Г.В.Гулева
Д.А.Маслов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.