Судья Архангельского областного суда Пантелеев В.В., рассмотрев административное дело по жалобе защитника администрации муниципального образования " "данные изъяты"" ФИО1 на постановление судьи Няндомского районного суда Архангельской области от 29 октября 2015 года,
установил:
постановлением судьи Няндомского районного суда Архангельской области от 29 октября 2015 года администрация муниципального образования " "данные изъяты"" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с наложением административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Защитник администрации муниципального образования " "данные изъяты"" ФИО1 в жалобе в областной суд просит отменить постановление, мотивирует жалобу отсутствием реальной возможности обеспечить в короткие сроки надлежащее санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Проверив дело в полном объеме и рассмотрев доводы жалобы, не нахожу правовых оснований для отмены постановления.
Как следует из материалов дела, 13 августа 2015 года жительница города Няндома обратилась в Плесецкий территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Архангельской области с заявлением о нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Определением ведущего специалиста-эксперта Плесецкого территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области от 21 августа 2015 года возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Осмотром территории возле "адрес" и "адрес" в городе Няндома, проведенного в рамках административного расследования, выявлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Статьи 42 Конституции РФ, 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" гарантируют каждому право на благоприятную окружающую среду и среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В целях соблюдения прав каждого на благоприятную окружающую среду и среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Главным государственным санитарным врачом СССР, заместителем Министра здравоохранения СССР 5 августа 1988 г. утверждены санитарные правила "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (далее - СанПиН 42-128-4690-88).
Пунктом 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" установлено, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и названному Соглашению.
Согласно абзацу второму постановления Госкомсанэпиднадзора РСФСР от 6 февраля 1992 г. N 1 "О порядке действия на территории Российской Федерации нормативных актов бывшего Союза ССР в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения" на территории России действуют санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, утвержденные бывшим Министерством здравоохранения СССР, в части, не противоречащей санитарному законодательству Российской Федерации.
СанПиН 42-128-4690-88 с 15 августа 2010 года применяется в части, не противоречащей СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (Решение Верховного Суда РФ от 13.12.2011 N ГКПИ11-1881, Определение Верховного Суда РФ от 21.02.2012 N АПЛ12-27).
Согласно пунктам 2.2.2, 2.3.1, 2.3.3 и 2.3.4 СанПиН 42-128-4690-88 в домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
Для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим.
Дворовая уборная должна иметь надземную часть и выгреб. Надземные помещения сооружают из плотно пригнанных материалов (досок, кирпичей, блоков и т.д.). Выгреб должен быть водонепроницаемым, объем которого рассчитывают исходя из численности населения, пользующегося уборной. Выгреб следует очищать по мере его заполнения, но не реже одного раза в полгода.
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 09 июня 2003 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. СанПиН 3.5.2.1376-03" (далее - СанПиН 3.5.2.1376-03). В силу пункта 3.4 указанных требований не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, открытых участках территории населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.09.2014 N 58 утверждены СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий" (далее - СП 3.5.3.3223-14).
Пунктами 3.2 и 3.11 указанных Санитарных правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления должны обеспечивать организацию и проведение дератизации в весенний и осенний периоды в лесопарковой зоне, на территории природных очагов, благоустройство территории населенного пункта и дератизационных обработок жилых зданий, помещений, сооружений, балансодержателями которых они являются, и прилегающей к ним территории.
Санитарно-гигиенические мероприятия включают в себя, в том числе, работы по поддержанию санитарного состояния на объектах в рабочих и подсобных помещениях, подвалах, на территории, прилегающей к объектам; ежедневный вывоз мусора с дворовых территорий.
Осмотром территории, который проводился уполномоченным должностным лицом Плесецкого территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области с участием защитника администрации муниципального образования " "данные изъяты"" и двух понятых, установлено, что на месте расположения помойниц, предназначенных для сбора бытовых отходов, допущено образование свалок бытовых отходов и мусора. Тем самым, возле "адрес" и "адрес" допущено нарушение пункта 3.4 СанПиН 3.5.2.1376-03.
В нарушение пунктов 2.2.2, 2.3.1 СанПиН 42-4690-88 жидкие бытовые отходы собираются вместе с твердыми бытовыми отходами.
В нарушение пунктов 2.3.3, 2.3.4 СанПиН 42-128-4690-88 выгреба у туалетов не вычищены, переполнены жидкими бытовыми отходами.
В нарушение пунктов 3.11, 3.2 СП 3.5.3.3223-14 профилактические мероприятия по защите от грызунов не организованы и не проводятся.
Наличие указанных нарушений действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий подтверждается протоколами осмотра территорий (л.д. 19, 22, 23, 30), фотографиями (л.д.20, 24-29, 31-32) и не оспаривается в жалобе.
За нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, администрация муниципального образования " "данные изъяты"" постановлением судьи Няндомского районного суда Архангельской области от 29 октября 2015 года привлечена к административной ответственности по статье 6.3 КоАП РФ.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, являются граждане, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица, на которых возложены обязанности по соблюдению санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления.
"адрес" и "адрес", на территории которых выявлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, входят в границу муниципального образования " "данные изъяты"" и данный факт защитник в жалобе не оспаривает.
В силу части 1 статьи 36.1, статьи 37 Устава муниципального образования " "данные изъяты"" и пункта 1 статьи 1 Положения об администрации муниципального образования " "данные изъяты"", утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования " "данные изъяты"" от 22 июня 2006 года, администрация муниципального образования " "данные изъяты"" исполняет обязанности муниципального образования " "данные изъяты"
Администрация муниципального образования " "данные изъяты"" в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения Няндомского муниципального образования, а также осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Няндомского муниципального образования федеральными законами и законами Архангельской области.
17 февраля 2015 года решением 37-й внеочередной сессии Муниципального Совета муниципального образования " "данные изъяты"" прекращены полномочия главы муниципального образования " "данные изъяты"". Решение вступило в законную силу со дня подписания.
Соответственно, с 17 февраля 2015 года полномочия по решению вопросов местного значения "данные изъяты" муниципального образования перешли к администрации муниципального образования " "данные изъяты"" и данный факт защитник в жалобе не оспаривает.
Довод жалобы защитника, что администрация муниципального образования " "данные изъяты"" не имела реальной возможности в короткие сроки осуществить надлежащее соблюдение санитарных правил и норм, несостоятелен.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Осмотр территории возле "адрес" и "адрес" проводился 25 августа 2015 года.
Шестимесячный срок со дня возложения полномочий по решению вопросов местного значения на администрацию муниципального образования " "данные изъяты"" не является коротким, чтобы не обеспечить конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду и среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Поэтому судьей районного суда правильно установлено, что администрация муниципального образования " "данные изъяты"" не приняла все зависящие от ее меры по соблюдению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Постановление вынесено судьей в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом РФ об административных правонарушения, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Поскольку обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену судебного постановления не установлено, предусмотренных законом оснований для отмены постановления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Няндомского районного суда Архангельской области от 29 октября 2015 года оставить без изменения, жалобу защитника администрации муниципального образования " "данные изъяты"" ФИО1 - без удовлетворения.
Судья В.В. Пантелеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.