Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Жуленко Н.Л.,
судей: Фатьяновой И.П., Чёрной Е.А.,
с участием прокурора Самохиной М.В.,
при секретаре Рыжковой А.А.,
заслушав в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Жуленко Н.Л.
гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ КРОФСС РФ на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 10 сентября 2015 года
по иску Прокурора города Белово в интересах Кузьмина Н.П. к ГУ КРОФСС РФ филиал N 2 города Белово о компенсации затрат на приобретение технического средства реабилитации,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Белово Кемеровской области в интересах Кузьмина Н.П. обратился в суд с иском к ГУ КРОФСС РФ филиал N 2 города Белово, в котором просит взыскать с ГУ КРОФСС РФ в пользу Кузьмина Н.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения денежные средства в счет компенсации затрат на приобретение технического средства реабилитации в сумме "данные изъяты".
Требования мотивирует тем, что в прокуратуру города обратился гражданин Кузьмин Н.П. в связи с нарушением его прав на социальную поддержку государства в связи отказом Фонда социального страхования в компенсации затрат на приобретение технического средства реабилитации в размере "данные изъяты"
Кузьмин Н.П. согласно справке МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом "данные изъяты" по общему заболеванию бессрочно. Взамен утерянной справки МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ ему выдана справка МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключения врача травматолога от ДД.ММ.ГГГГ ему установлен "данные изъяты" период заболевания. В связи с установлением данного диагноза ему рекомендовано ношение ортопедического корсета на поясничный отдел позвоночника.
В связи с врачебными рекомендациями Кузьмин Н.П. ДД.ММ.ГГГГ в ООО "Данко" приобрел корсет-реклинатор грудо-поясничный стоимостью "данные изъяты". В последующем корсет был включен в индивидуальную программу реабилитации инвалида.
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида (далее ИПР), выданной ФКУ МСЭ по Кемеровской области Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы N 19 (карта N 19560 от 20.11.2014 года) в качестве реабилитационного мероприятия предусмотрено применение корсета полужесткой фиксации бессрочно.
По дате обращения ДД.ММ.ГГГГ, Кузьмин Н.П. был поставлен на учет в Филиале N 2 ГУ КРОФСС РФ по обеспечению техническим средством реабилитации-корсетом.
В выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации (корсет) Филиалом N 2 ГУ КРОФСС РФ ему было отказано, поскольку корсет был приобретен до даты внесения его в индивидуальную программу реабилитации инвалида.
Учитывая, что техническое средство реабилитации (ортез-корсет реклинатор грудо-посничный) приобретено Кузьминым Н.П. 12.11.2014 года в связи с медицинскими показаниями до оформления учреждением медико-социальной экспертизы индивидуальной программы реабилитации инвалида 20.11.2014 года., в которой в качестве средств технической реабилитации указано данное средство, компенсация средств, затраченных на его приобретение, является реализацией государственной гарантии по проведению реабилитационных мероприятий, получению технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Кузьмин Н.П., являясь инвалидом "данные изъяты", приобрел техническое средство реабилитации, которое было рекомендовано лечащим врачом и в последующем было предусмотрено Индивидуальной программой реабилитации инвалида, на момент обращения с соответствующим заявлением к ответчику его индивидуальная программа реабилитации была разработана, стоимость технического средства реабилитации не превышает стоимость соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого в порядке, предусмотренном ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона N 181-ФЗ.
То обстоятельство, что индивидуальная программа реабилитации Кузьмина Н.П. была оформлена после приобретения технического средства реабилитации не может являться безусловным основанием для отказа в выплате денежных средств в счет компенсации затрат, исходя из государственных гарантий по проведению реабилитационных мероприятий, получению технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Указанные средства подлежат компенсации Фондом социального страхования на основании Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ и Порядка выплаты компенсации за самостоятельное приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.01.2011 N 57н.
Кузьмин Н.П. согласно представленной справке является инвалидом "данные изъяты", по состоянию здоровья не может сам обратиться в суд за защитой своих прав, кроме того, заявленные требования направлены на обеспечение и восстановление конституционных, социальных прав гражданина, относящегося к слабозащищенной категории граждан, поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ иск предъявлен в его интересах прокурором.
Представитель ответчика Прошина О.Н. возражала против исковых требований.
Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 10 сентября 2015 года постановлено:
Взыскать с Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Кузьмина Н.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения денежные средства в счет компенсации затрат на приобретение технического средства реабилитации в сумме "данные изъяты"
Взыскать с Государственного учреждения - Кузбасского Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в доход местного бюджета государственную пошлину в размере "данные изъяты"
В апелляционной жалобе представитель ГУ КРОФСС РФ филиал N города Белово Трубникова А.С. просит решение суда отменить. Указывает, что судом не был учтен порядок и механизм финансирования территориальных органов Фонда Социального страхования Российской Федерации в соответствующем финансовом году в обеспечении граждан льготной категории техническими средствами реабилитации, финансируемых за счет средств федерального бюджета, доводимых до Фонда социального страхования Российской Федерации.
Судом не принято во внимание, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением граждан льготной категории техническими средствами реабилитации, в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 07.04.2008 года N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями" (далее ? Правила), осуществляется за счет средств федерального бюджета Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение льготной категории граждан техническими средствами реабилитации, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели.
Обеспечение техническими средствами реабилитации, входящими в федеральный перечень, осуществляется за счет средств федерального бюджета на соответствующий финансовый год. Обеспечение граждан льготной категории техническими средствами реабилитации (далее TCP) осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (далее ИПР), разрабатываемой федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Кузьмин Н.П обратился в филиал N с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации - корсет-реклинатор грудопоясничный, предоставив платежные документы от 12.11.2014г. В связи с тем, что данное техническое средство реабилитации приобретено Кузьминым Н.П. ДД.ММ.ГГГГ, т.е. ранее, чем было рекомендовано учреждением медико-социальной экспертизы в ИПР N от ДД.ММ.ГГГГ, то у филиала N 2 отсутствовали законные основания для выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом первой инстанции не принято во внимание, что законные основания по заявлению о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации Кузьмина Н.П. отсутствовали.
В случае, если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации (изделие) не может быть предоставлено гражданину льготной категории либо если он приобрел соответствующее техническое средство реабилитации (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то данному гражданину выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации (изделия), но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом.
Судом не верно указано в решении, что стоимость технического средства реабилитации не превышает стоимость соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого в порядке, предусмотренном ч. 14. ст. 11.1 Федерального закона N 181-ФЗ. Согласно государственному контракту N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному ГУ КРОФСС РФ для выполнения обязательств по обеспечению техническими средствами реабилитации, стоимость корсета полужесткой фиксации КРО-14, рекомендованного ИПР N от ДД.ММ.ГГГГ Кузьмину Н.П., составляет "данные изъяты"
Относительно апелляционной жалобы прокурором г. Белово и Кузьминым Н.П. поданы возражения.
Заслушав представителя ответчика ГУ КРОФСС РФ Дериглазову О.В., поддержавшую доводы жалобы и просившую отменить решение суда, прокурора Самохину М.В., проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Кузьмин Н.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является инвалидом второй группы по общему заболеванию, бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2013 N (л.д. 9).
В связи с имеющимися медицинскими показаниями истцу медицинским учреждением ДД.ММ.ГГГГ было рекомендовано ношение ортопедического корсета, что подтверждается данными медицинской карты амбулаторного больного N (л.д. 13-14).
В связи с врачебными рекомендациями Кузьмин Н.П. ДД.ММ.ГГГГ в ООО "Данко" приобрел корсет-реклинатор грудо-поясничный стоимостью "данные изъяты" (л.д. 15).
Как следует из индивидуальной программы реабилитации инвалида (далее ИПР л.д.16-17), выданной ФКУ МСЭ по Кемеровской области Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы N (карта N от ДД.ММ.ГГГГ), в качестве реабилитационного мероприятия Кузьмину Н.П. предусмотрено применение корсета полужесткой фиксации бессрочно, исполнителем указан КРОФСС (л.д. 17).
ДД.ММ.ГГГГ Кузьмин Н.П. обратился к ответчику с письменным заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации - корсет-реклинатор грудо-поясничный. При этом истцом к указанному заявлению приложен чек на сумму 7 400 рублей, подтверждающий стоимость приобретенного средства реабилитации, копия товарного чека (л.д. 10).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ГУ КРОФСС РФ филиал N2 Кузьмину Н.П. в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на то, что на момент приобретения заявителем корсета, в его ИПР не было указанно данное техническое средство реабилитации, рекомендованное бюро МСЭ (л.д.11-12).
Разрешая данный спор по существу, и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что компенсация средств, затраченных на приобретение технического средства реабилитации, является реализацией государственной гарантии по проведению реабилитационных мероприятий, получению технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, однако ответчик не исполнил надлежащим образом возложенные на него законом обязанности по выплате истцу Кузьмину Н.П. компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации - корсет полужесткой фиксации, предусмотренный его индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Судебная коллегия находит выводы суда обоснованными.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок-инвалид", техническими средствами реабилитации определен в Правилах обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 (далее-Правила).
В соответствии с п.2 Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно п.п. "а" п.3 указанных Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется, в том числе, путем предоставления соответствующего технического средства.
Техническое средство (изделие), предоставленное инвалиду (ветерану) в соответствии с настоящими Правилами, передается ему бесплатно в безвозмездное пользование и не подлежит отчуждению в пользу третьих лиц, в том числе продаже или дарению (пункт 6 Правил).
Согласно п. 15.1 Правил, в случае если предусмотренное программой реабилитации техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду, либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.
Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 года N 57н, компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет.
Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.
Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации.
Таким образом, исходя из изложенного, в случае, если техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду по каким-либо причинам, то уполномоченным органом может быть выплачена компенсация при условии их самостоятельного приобретения инвалидом в порядке, предусмотренном Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года N 57н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации".
Разрешая спор, суд первой инстанции принял во внимание приведенные нормы права о возможности выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенные средства технической реабилитации в случае невозможности их предоставления, дал должную правовую оценку тому, что истец, являясь инвалидом второй группы бессрочно, самостоятельно приобрел средство реабилитации (ортез-корсет реклинатор грудо-посничный), которое было рекомендовано лечащим врачом, медико-социальной экспертизой подтверждена вторая группа инвалидности, которая была установлена бессрочно и была разработана ИПР, предусматривающая, в числе прочего, корсет полужесткой фиксации, данная ИПР была представлена истцом ответчику, а также были поданы все необходимые документы, подтверждающие приобретение за счет собственных средств технического средства реабилитации, рекомендованного ИПР.
То обстоятельство, что ИПР истца была оформлена после приобретения технического средства реабилитации, не освобождает ответчика от обязанности реализации государственных гарантий по проведению реабилитационных мероприятий, получению технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о том, что согласно государственному контракту N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному ГУ КРОФСС РФ для выполнения обязательств по обеспечению техническими средствами реабилитации, стоимость корсета полужесткой фиксации КРО-14, рекомендованного ИПР N от ДД.ММ.ГГГГ Кузьмину Н.П., составляет "данные изъяты"
Согласно п. 3 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 года N 57н, компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2013 г. N 28858), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
Согласно п. 4 указанных Правил, размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в части размера взысканной с Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Кузьмина Н.П. компенсации затрат на приобретение технического средства реабилитации, установив её в сумме "данные изъяты"
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 10 сентября 2015 года изменить в части, взыскав с Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Кузьмина Н.П. ДД.ММ.ГГГГ рождения, денежные средства в счет компенсации затрат на приобретение технического средства реабилитации в сумме "данные изъяты".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ КРОФСС РФ - без удовлетворения.
Председательствующий Жуленко Н.Л.
Судьи Фатьянова И.П.
Чёрная Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.