Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в
составе: председательствующего: Ветровой Н.П.,
судей: Курпас И.С., Казачкова В.В.,
при секретаре: Черновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ветровой Н.П.
гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Междуреченске Кемеровской области Шабалиной Т.Ф.
на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 07 сентября 2015 года по исковому заявлению Шестакова ОП. к УПФ РФ (ГУ) в г. Междуреченске Кемеровской области о признании незаконным решения Пенсионного фонда, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛА:
Шестаков О.П. обратился с иском к УПФ РФ (ГУ) в г. Междуреченске Кемеровской области, в котором, с учетом уточненных требований, просил признать незаконным решения Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ N, зачесть в стаж, дающий право на назначение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом от 10.05.2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", периода прохождения действительной военной службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы на шахте по добыче угля филиал " "данные изъяты"" в качестве заместителя начальника подземного участка шахтного транспорта и стационарного оборудования из расчета год работы за 9 месяцев: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначении ежемесячной доплаты к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ ему назначена досрочно трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п.11 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. с зачетом в стаж для ее назначения периода службы в армии на основании решения Междуреченского городского суда от 26.06.2012 г.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УПФ РФ (ГУ) в г. Междуреченске Кемеровской области с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости с включением в стаж, дающий право на ее назначение, периода службы в армии.
Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Междуреченске Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ N ему отказано в удовлетворении заявления.
Из протокола заседания комиссии УПФ РФ (ГУ) в г. Междуреченске Кемеровской области следует также не включение Пенсионным фондом в специальный стаж для установления доплаты к пенсии периодов работы в качестве заместителя начальника подземного участка шахтного транспорта и стационарного оборудования на шахте по добыче угля филиал " "данные изъяты"", хотя при досрочном назначении пенсии данные периоды работы были зачтены в стаж на соответствующих видах работ из расчета 1 год работы за 9 месяцев.
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 07 сентября 2015 года постановлено:
Исковые требования Шестакова О.П. к УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области удовлетворить.
Признать незаконным решение УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ N.
Обязать УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области включить Шестакову О.П. в стаж, дающий право на назначение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом от 10.05.2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", период прохождения действительной военной службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы на шахте по добыче угля филиал " "данные изъяты"" в качестве заместителя начальника подземного участка шахтного транспорта и стационарного оборудования из расчета каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком N 1, за 9 месяцев: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ему ежемесячную доплату к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области в пользу Шестакова О.П. судебные расходы в размере "данные изъяты" за составление искового заявления, "данные изъяты" на оплату услуг представителя.
В апелляционной жалобе начальник УПФР (ГУ) в г. Междуреченске Кемеровской области Шабалина Т.Ф. просит решение Междуреченского городского суда от 07.09.2015 года отменить полностью. При этом указывает, что Федеральный закон от 10.05.2010 г. N 84-ФЗ вступил в силу с 01.01.2011 г., и право на доплату Шестаков О. П. не мог приобрести ранее указанной даты. Полагает также, что законодательство, регулирующее доплаты отдельным категориям граждан угольной промышленности, никогда не изменялось, и не могло поставить истца в неравное положение по сравнению с другими гражданами. Более того, в период прохождения истцом службы в армии и периода обучения на курсах по подготовке действовал Закон СССР "О государственных пенсиях" от 14.07.1956 г. который не предусматривал назначение пенсий за работу в подземных условиях независимо от возраста ( пп. 11 п. 1 ст. 27). Кроме того, считает взысканный судом размер расходов на оплату услуг представителя существенно завышенным, не соответствующим требованиям разумности и справедливости. При этом указывает, что согласно Положению о Пенсионном фонде РФ, утвержденному Постановлением Верховного Совета РФ от 07.12.1991 г. N 2122-1, средства Пенсионного фонда РФ являются государственной собственностью, имеют целевое назначение, строго лимитированы и направляются на выплату государственных пенсий.
Относительно доводов апелляционной жалобы Шестаковым О.П. поданы возражения.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ истец является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной решением УПФ РФ (ГУ) в г. Междуреченске Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ N досрочно в соответствии с п.п. 11 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. с зачетом в стаж для ее назначения на основании решения Междуреченского городского суда от 26.06.2012 г. периода прохождения истцом действительной военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28- 31, 43-44).
Согласно сведениям военного билета истец проходил в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ службу в армии (л.д.57-58).
Из трудовой книжки усматривается, что в спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал на шахте по добыче угля филиал " "данные изъяты"" в качестве заместителя начальника подземного участка шахтного транспорта и стационарного оборудования (л.д. 18-27).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в УПФ РФ (ГУ) в г. Междуреченске Кемеровской области с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости с включением в стаж, дающий право на ее назначение, периода службы в армии (л.д. 45-46).
Решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ N ему отказано в удовлетворении заявления по причине отсутствия требуемого стажа, дающего права на доплату (л.д. 8).
Из протокола заседания комиссии УПФ РФ (ГУ) в г. Междуреченске Кемеровской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ стаж Шестакова О.П. в организациях угольной промышленности, дающей право на доплату, оставил 22 года 05 месяцев 16 дней в качестве работника неведущих профессий (л.д.9-11).
Согласно выписке из лицевого счета, на момент обращения истца в УПФ РФ (ГУ) в г. Междуреченске Кемеровской области с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к пенсии - ДД.ММ.ГГГГ он не выполнял соответствующую работу, дающую право на доплату (л.д. 49).Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции верно исходил из того, что спорный период прохождения истцом службы в рядах Советской Армии приходится на время действия Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590, позволяющего приравнять данный период к соответствующей работе, выполнение которой дает лицу право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным пп.11 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ от 17.12.2001 года.
Кроме того, в установленном законом порядке за истцом признано право на досрочное пенсионное обеспечение за работу в подземных условиях с учетом его службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что стаж работы истца в организациях угольной промышленности с непосредственной занятостью полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля составляет более 25 лет.
Судебная коллегия с указанным выводом суда соглашается на основании следующего.
Статьей 1 Федерального закона N 84-ФЗ от 10 мая 2010 года "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" установлено, что лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы). В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, из буквального толкования указанной нормы следует, что порядок исчисления стажа для целей Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" идентичен порядку исчисления стажа для назначения пенсии в связи с занятостью на подземных работах, следовательно, установленный при назначении досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж не может быть пересмотрен при определении права работника угольной промышленности на доплату к такой пенсии.
В силу подпункта 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено данными Правилам и иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 15 этих же Правил установлено, что при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным пунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке: каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца; каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, - за 9 месяцев.
В случае, если подземный стаж не достигает 25 лет (но составляет не менее 10 лет), периоды подземной работы, предусмотренной Списком N 1, засчитываются в специальный стаж из расчета каждый полный год такой работы как 9 месяцев, а периоды работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - каждый год работы как 1 год и 3 месяца.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно включил спорные периоды в стаж истца, дающий право на доплату к трудовой пенсии, поскольку указанные периоды работы уже были включены ответчиком в специальный трудовой стаж истца при назначении ему досрочной трудовой пенсии в 2012 г.
Довод жалобы о завышенном размере взысканных судом расходов на оплату услуг представителя судебная коллегия находит необоснованным.
В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Размер денежной суммы в возмещение расходов за услуги представителя "данные изъяты" с учетом сложности дела, количества судебных заседаний с участием представителя истца, объема проделанной представителем работы, судебная коллегия находит разумным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат указание на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу спора, влияли бы на его обоснованность и законность, в связи с чем, они не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1 ч. 1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 07 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - оставить без удовлетворения.
Председательствующий Ветрова Н.П.
Судьи Казачков В.В.
Курпас И.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.