Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Сабаевой И.Н.,
судей Сорокина С.В. и Сафроновой Л.И.,
при секретаре Паршиковой М.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в областном суде гражданское дело по исковому заявлению НЕА к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосильском районе Орловской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Новосильском районе Орловской области на решение Новосильского районного суда Орловской области от 25 сентября 2015 года, которым постановлено:
"исковое заявление НЕА к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосильском районе Орловской области о включении периодов работы в специальный трудовой для назначения досрочной страховой пенсии по старости, удовлетворить.
Включить НЕА в льготный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости период работы в должности, заведующей - фельдшера " ... " медпункта Новосильской центральной районной больницы Новосильского района Орловской области с " ... " по " ... ", периоды нахождения на курсах повышения квалификации с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосильского района Орловской области назначить НЕА досрочную страховую пенсию по старости с " ... ".
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Новосильском района Орловской области в пользу НЕА расходы по уплате государственной пошлины в размере " ... " рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Сабаевой И.Н., объяснения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосильском районе Орловской области по доверенности ПИВ, поддержавшей доводы жалобы, возражения истца НЕА, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
НЕА обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосильском районе Орловской области (далее по тексту - ГУ-УПФ РФ в Новосильском районе Орловской области) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
В обоснование заявленных требований указывала, что в " ... " 2015 года обратилась с заявлением к ответчику о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Однако в назначении пенсии ей было отказано по причине отсутствия необходимой продолжительности льготного стажа работы.
Период работы истца в должности заведующей - фельдшера " ... " медпункта Новосильской центральной районной больницы Новосильского района Орловской области с " ... " по " ... " и период нахождения на курсах повышения квалификации с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " не были включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В связи с чем, просила суд обязать ГУ-УПФ РФ в Новосильском районе Орловской области включить период ее работы с " ... " по " ... " в должности заведующей - фельдшера " ... " медпункта, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального права.
Полагает, что у суда не имелось законных оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку период работы истца с " ... " по " ... " в должности заведующей медпунктом не подлежит зачету в специальный стаж, так как указанное учреждение не входит в перечень утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, а также перечень N 464 действующим в указанный период.
Ссылается на то, что в трудовой книжке истицы должность "фельдшер" дописана другими чернилами и подчерком.
Указывает на то, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " не подлежат включению в специальный стаж, поскольку включение данного периода не предусмотрено п. 5 Правил 516 утвержденных Постановление Правительства РФ от 11.07.2002.
Кроме того, поскольку отказ Пенсионного фонда в досрочном назначении НЕА пенсии по старости ввиду осуществления лечебной деятельности не признан судом незаконным, нет оснований и для назначения истцу пенсии ранее вступления решения суда в законную силу.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда ввиду следующего.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - ФЗ "О страховых пенсиях"), вступившего в силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч.3, 4 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
При исчислении стажа, дающего право на назначение пенсии в соответствии с пп. 20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 и Правила от 29.10.2002 N781, вступившие в силу 12.11.2002.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N781 утвержден Перечень структурных подразделений и учреждений здравоохранения и должностей врачей, среднего медицинского персонала, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья.
Согласно п. 5 указанных Правил, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Согласно п.п. "н" п.1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа по охране здоровья населения, которая дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, которым предусмотрено, что право на досрочную пенсию имеет средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. При этом дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав гражданина в области пенсионного обеспечения.
Таким образом, права, приобретенные гражданином в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемые им в конкретных правоотношениях, не могут быть ограничены более поздним Законом, ухудшающим положение лица по сравнению с ранее действующим, поскольку, выполняя определенную работу, по конкретной должности, в учреждении гражданин вправе был рассчитывать в последующем на защиту его пенсионных прав государством, исходя из действующего на тот период законодательства.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Из материалов дела усматривается, что НЕА, " ... " года рождения, " ... " была принята на работу в Новосильскую центральную районную больницу Новосильского района Орловской области на должность заведующей " ... " медпунктом.
Обращаясь в суд с данными требованиями, НЕА указывала, что несмотря на то, что в ее трудовой книжке указано, что она принята на работу в Новосильскую центральную районную больницу Новосильского района Орловской области на должность заведующей медпунктом, в спорный период она выполняла обязанности заведующей " ... " медпунктом-фельдшера, осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья.
В этой связи, суд первой инстанции правильно указал, что на дату поступления истца на работу в Селезневский медпункт и в последующие годы работы до изменения законодательства действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которыми предусматривалось, что все фельдшеры независимо от наименования должности, работающие в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах имели право на получение пенсии за выслугу лет как работники здравоохранения.
Обстоятельства того, что НЕА с " ... " по " ... " фактически работала в должности заведующей " ... " медпунктом - фельдшером Новосильской центральной районной больницы "адрес", подтверждаются следующими доказательствами : копией трудовой книжки истицы (л.д. 8-9), справкой, уточняющей особый характер работы N " ... " от " ... " (л.д. 13-14, 81-82), копией диплома о среднем специальном образовании по специальности - фельдшер, показаниями свидетелей ОИС, КЛИ
Кроме того, в трудовую книжку НЕА работодателем была внесена дополнительная запись о приеме на работу в качестве заведующей " ... " медпунктом-фельдшером, которая заверена в надлежащем порядке подписью и печатью сотрудника отдела кадров (л.д.8,оборот).
Установив обстоятельства, свидетельствующие о том, что НЕА в период действия постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, и постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 работала заведующей " ... " медпунктом-фельдшером, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что период работы с " ... " по " ... " подлежит включению в стаж работы по специальности, дающий истцу право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Также из материалов дела усматривается, что во время работы истец направлялась на курсы повышения квалификации с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ".
В соответствии со статьей 187 Трудового Кодекса Российской Федерации, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
В соответствии со статьей 167 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Факт нахождения истицы на курсах повышения квалификации в указанные периоды подтверждается материалами дела, а именно: копией свидетельства о повышении квалификации НЕА от " ... " (л.д. 10); копией удостоверения о краткосрочном повышении квалификации от " ... " (л.д. 11); копией удостоверения о повышении квалификации от " ... " (л.д. 12); копией справки уточняющей особый характер работы N " ... " (л.д. 13-14); копиями приказов: N " ... " п.2 от " ... "; N " ... "-ПР от " ... "; N " ... "-ЛС-к от " ... " (47-48).
Учитывая, что НЕА направлялась на курсы повышения квалификации в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с сохранением рабочего места, средней заработной платы и с произведением соответствующих отчислений в пенсионный фонд, суд обоснованно пришел к выводу о включении указанных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Поскольку с учетом того, что истица продолжает заниматься лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения сельской местности и учитывая, что в судебном заседании установлено, что на " ... " года у истицы имеется наличие 25-летнего специального стажа, суд с учетом требования НЕА обосновано назначил ей досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права на нее, то есть с " ... ".
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы ответчика о том, что суд необоснованно удовлетворил требования истца, является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем, не может повлечь отмену судебного решения.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном возложении на ответчика обязанности назначить и производить истице выплату пенсии с " ... " года, отклоняется судебной коллегией, как основанный на ошибочном толковании статьи 22 ФЗ "О страховых пенсиях", которой предусмотрено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Новосильского районного суда г. Орла от 25 сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в Новосильском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.