Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Сабаевой И.Н.,
судей Сафроновой Л.И. и Сорокина С.В.,
при секретаре Паршиковой М.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Орле гражданское дело по исковому заявлению КГМ к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 25 сентября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования КГМ удовлетворить.
Включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения КГМ период работы в должности заведующей здравпунктом - фельдшера Отделенческой больницы на станции Орел Московской железной дороги с " ... " по " ... ", период нахождения на курсах повышения квалификации с " ... " по " ... ", в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400 "О страховых пенсиях".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату пенсии КГМ с " ... " года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области в пользу КГМ расходы по уплате государственной пошлины в размере " ... " рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Сабаевой И.Н., объяснения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности ПИВ, поддержавшей доводы жалобы, возражения истца КГМ, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
КГМ обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (далее - ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указывала, что в " ... " 2015 года обратилась с заявлением к ответчику о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Однако в назначении пенсии ей было отказано по причине отсутствия необходимой продолжительности льготного стажа работы.
Период ее работы с " ... " по " ... " в должности заведующей-фельдшера здравпункта, период нахождения в отпуске по беременности и родам с " ... " по " ... " во время осуществления лечебной деятельности в медицинском пункте сельской местности и период нахождения на курсах повышения квалификации с " ... " по " ... ", в связи с лечебной деятельностью в медпункте вокзала станции Орел, не были включены ответчиком в стаж работы по специальности.
После уточнения требований, истец просила суд обязать ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости период ее работы в должности заведующей -фельдшер здравпункта с " ... " по " ... ", период нахождения на курсах повышения квалификации с " ... " по " ... ".
От требований о включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по беременности и родам с " ... " по " ... " отказалась, просила назначить ей пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с момента возникновения права на нее - с " ... ".
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права.
Полагает, что у суда не имелось законных оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку период работы истца с " ... " по " ... " в должности заведующей медицинской комнаты вокзала - фельдшера не подлежат зачету в специальный стаж, так как наименование структурного подразделения "медицинская комната вокзала" и должность "заведующая медицинской комнаты - фельдшер" не входит в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, а также ранее действовавшим законодательством.
Указывает на то, что период нахождения на курсах повышения квалификации с " ... " по " ... " не подлежит включению в специальный стаж, поскольку включение данного периода не предусмотрено п. 5 Правил 516, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002.
Кроме того, поскольку отказ Пенсионного фонда в досрочном назначении КГМ пенсии по старости в виду осуществления лечебной деятельности не признан судом незаконным, нет оснований и для назначения истцу пенсии ранее вступления решения суда в законную силу.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда ввиду следующего.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - ФЗ "О страховых пенсиях"), вступившего в силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч.3, 4 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
При исчислении стажа, дающего право на назначение пенсии в соответствии с пп. 20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 и Правила от 29.10.2002 N781, вступившие в силу 12.11.2002.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N781 утвержден Перечень структурных подразделений и учреждений здравоохранения и должностей врачей, среднего медицинского персонала, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья.
Согласно п.п. 5, 6 вышеуказанных Правил, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы.
В стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в том числе, во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций. В наименовании учреждений указаны: больницы и поликлиники всех наименований, линейная амбулатория на железнодорожном транспорте.
Согласно п.п. "н" п.1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно, которым предусмотрены больницы на железнодорожном транспорте и должность заведующего фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, которым предусмотрено, что право на досрочную пенсию имеет средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. При этом дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав гражданина в области пенсионного обеспечения.
Таким образом, права, приобретенные гражданином в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемые им в конкретных правоотношениях, не могут быть ограничены более поздним Законом, ухудшающим положение лица по сравнению с ранее действующим, поскольку, выполняя определенную работу, по конкретной должности, в учреждении гражданин вправе был рассчитывать в последующем на защиту его пенсионных прав государством, исходя из действующего на тот период законодательства.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Из материалов дела усматривается, что КГМ " ... " года рождения, " ... " была назначена заведующей медицинской комнаты вокзала - фельдшером.
" ... " уволена с занимаемой должности заведующей медицинским пунктом вокзала станции Орел в порядке перевода в негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая больница станции Орел" ОАО "РЖД" (л.д. 11-13).
Указанные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки истицы (л.д. 11-16), копиями лицевых счетов за " ... " годы (л.д. 36-49), копией личной карточки формы Т-2 за " ... " год (95-97), копиями удостоверений: N " ... " о присвоении высшей лечебной категории по специальности лечебное дело (л.д. 101), N.N. 285, 629 (л.д. 99,100), копией сертификата А N " ... " (л.д. 104-105), копией сертификата N " ... " (л.д. 103), копией удостоверения АА N " ... " (л.д. 107).
Кроме того указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей ВСИ, ШВИ, КВВ, ГНС, которые пояснили, что КГМ в спорные периоды работала фельдшером, а затем заведующей медицинской комнаты вокзала-фельдшером.
Из устава Государственного медицинского учреждения Отделенческая больница станции Орел Московской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации, утвержденного 25.04.1997, следует, что Отделенческая больница станции Орел Московской железной дороги является государственным медицинским учреждением, координацию и регулирование деятельности которого осуществляет Департамент здравоохранения МПС РФ и Врачебно-санитарная служба Московской железной дороги. Предметом деятельности учреждения является первичная медико-санитарная помощь, диагностика заболеваний, специализированная медицинская помощь, фармацевтическая больничная деятельность (л.д. 80-91).
В соответствии со штатными расписаниями медицинского, фармацевтического и другого персонала по Орловскому отделению Московской железной дороги Отделенческой больницы на станции Орел Московской железной дороги, в медицинской комнате вокзала имелась должность заведующего здравпунктом - фельдшера (л.д. 21-32).
Согласно должностной инструкции заведующей медицинским пунктом - фельдшера медицинского пункта вокзала станции Орел НУЗ "Узловая больница на станции Орел" ОАО РЖД от 23.04.2007 в обязанности КГМ входило следующее: обеспечить организацию своевременной и доврачебной и акушерской помощи пассажирам и сотрудникам железнодорожного транспорта, находящимся на территории вокзала и станционных путей; организовывать вызовы бригад скорой медицинской помощи для вывоза пострадавших, вызова врачей специалистов из Узловой больницы к больным и пострадавшим с неустановленным диагнозом, доставленным или находящимся в медицинском пункте; проверять наличие и сроки годности медикаментов в укладках, и полноту их оснащения и другие (л.д. 108-110).
Установив обстоятельства, свидетельствующие о том, что КГМ в спорные периоды в течение полного рабочего дня фактически работала заведующей медицинским пунктом - фельдшером Отделенческой больницы на станции Орел Московской железной дороги, исполняла функциональные обязанности фельдшера, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что она осуществляла лечебную деятельность в структурном подразделении учреждения здравоохранения, и период работы с " ... " по " ... " подлежит включению в стаж работы по специальности, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Также из материалов дела усматривается, что во время работы истец направлялась на курсы повышения квалификации с " ... " по " ... ".
В соответствии со статьей 187 Трудового Кодекса Российской Федерации, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
В соответствии со статьей 167 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Факт нахождения истца на курсах повышения квалификации в указанный период подтверждается материалами дела, а именно: копией удостоверения о краткосрочном повышении квалификации N " ... "-У (л.д. 92,93); копией свидетельства о повышении квалификации N " ... " (л.д. 98).
Учитывая, что КГМ направлялась на курсы повышения квалификации в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с сохранением рабочего места, средней заработной платы и с произведением соответствующих отчислений в пенсионный фонд, суд обоснованно пришел к выводу о включении указанных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы ответчика о том, что суд необоснованно удовлетворил требования истца, является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем, не может повлечь отмену судебного решения.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном возложении на ответчика обязанности назначить и производить истцу выплату пенсии с " ... " года, отклоняется судебной коллегией, как основанный на ошибочном толковании статьи 22 ФЗ "О страховых пенсиях", которой предусмотрено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 25 сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.