Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Ярыгиной Е.Н.,
судей областного суда Султанова Р.А., Чердынцевой В.Г.,
при секретаре Макарейкиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Умирова *** на решение Центрального районного суда г.Оренбурга Оренбургской области от 14 июля 2015 года по исковому заявлению Умирова *** к Федеральному казённому учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области" Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерству социального развития Оренбургской области об установлении причинной связи инвалидности с выполнением работ по ликвидации Чернобыльской катастрофы,
установила:
Умиров С.Х. обратился в суд с указанным выше иском к ответчикам, указав, что был привлечен к ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. С (дата) по (дата) как военнослужащий, выполнял обязанности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-ти километровой особой зоне. После участия в работах по ликвидации последствий аварии ЧАЭС он сразу стал постоянно болеть, у него обострилось заболевание легких, постоянно болела голова, болели суставы. В период с (дата) года по (дата) год ежегодно проходил медицинские освидетельствования во ВТЭК г.Новотроицка и МСЭ г.Новотроицка, где ему периодически устанавливали группы инвалидности. В (дата) года ему была установлена бессрочно вторая группа инвалидности по общему заболеванию. Считает, что заболевания, приведшие его к инвалидности, находятся в причинной связи с участием в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и получением дозы радиации. На дату первичного освидетельствования во ВТЭК г.Новотроицка в (дата) году и последующих переосвидетельствований во ВТЭК и МСЭ г.Новотроицка вплоть до 06.02.2001, у него имелись заболевания, предусмотренные пунктами 2,6,15 Перечня заболеваний, утвержденного Приказом. За весь вышеуказанный период все имеющиеся у него заболевания только прогрессировали и становились хроническими. Заболевания, связанные с нарушением мозгового кровообращения, стали появляться и прогрессировать после окончания работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Решением Российского межведомственного экспертного совета N03 от (дата) постановлено, что диагностируемые у него заболевания не связаны с участием работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Считает, что действиями ответчика нарушаются его права, поскольку в соответствии со ст. 24 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции ФЗ N 179 от 24.11.1995 г, действовавшей на момент освидетельствований, при установлении врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК) инвалидности в отношении граждан, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона, эта инвалидность признается связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в том случае, если заболевание включено в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
После уточнения требований просил признать незаконным установление ему причины инвалидности по заключению ВТЭК г. Новотроицка от (дата) акт N, по заключению ВТЭК (адрес) от (дата) акт N, по заключению ВТЭК (адрес) от (дата) акт N по заключению ВТЭК г Новотроицка от (дата) акт N, по заключению МСЭ (адрес) от (дата) N, по заключению МСЭ (адрес) от (дата) N-д, по заключению МСЭ (адрес) от (дата) акт N, заключение МСЭ (адрес) от (дата) акт N как общее заболевание; установить причину инвалидности, связанную с аварией на Чернобыльской АЭС с (дата); обязать ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области" изменить ему причину инвалидности с (дата) на инвалидность связанную с аварией на Чернобыльской АЭС.
Истец в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.
Представитель истца Горбунова В.И., действующая на основании ордера, в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области" Федорова И.Н., действующая на основании доверенности от (дата), по иску возражала, пояснив, что предъявленный иск не подлежит удовлетворению, поскольку все указанные в исковых требованиях решения и заключения они никогда не выносили в отношении Умирова С.Х. ФГБУ "ГБ МСЭ по Оренбургской области" начало осуществлять свою деятельность с (дата) и не является правопреемником учреждений (адрес), указанных в иске. Истец в своем исковом заявлении ссылается на нормативные акты, которые не подлежат применению.
Представитель ответчика Министерства социального развития Оренбургской области, привлеченный к участию в деле определением суда, в судебное заседание не явился, был извещен.
Представитель третьего лица Военного комиссариата Оренбургской области Министерства Обороны РФ в судебное заседание не явился, был извещен.
Решением Центрального районного суда г.Оренбурга Оренбургской области от 14 июля 2015 года в удовлетворении требований Умирова С.Х. отказано.
На решение суда Умировым С.Х. подана апелляционная жалоба.
В суд апелляционной инстанции Умиров С.Х., представитель ответчика Министерства социального развития Оренбургской области, представитель третьего лица - Военного комиссариата Оренбургской области Министерства Обороны РФ не явились, были надлежаще извещены.
Выслушав судью-докладчика, пояснения представителя ответчика ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области" Федоровой И.Н., возражавшей против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, обозрев материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Умиров С.Х. в период с (дата) по (дата) принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-ти километровой особой зоне.
Неоднократно, (дата), (дата), (дата), (дата), (дата), 19.04.2000г, 13.04.2001г истец освидетельствовался ВТЭК и МСЭ г. Новотроицка, которая устанавливала ему инвалидность на определенный срок по общему заболеванию.
(дата) по заключению МСЭ г. Новотроицка истцу установлена бессрочно 2-я группа инвалидности по общему заболеванию.
Решением Российского межведомственного экспертного совета N от 11.02.1999 года установлено, что все диагностируемые заболевания Умирова С.Х. являются общими, с участием в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не связаны.
В соответствии с действующей на момент освидетельствования истца редакцией статьи 24 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", причинная связь между ухудшением состояния здоровья, заболеванием, смертью, частичной либо полной потерей трудоспособности граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, признается установленной независимо от величины дозы облучения или отсутствия данных по облучению, медицинского анамнеза до событий чернобыльской катастрофы, продолжительности периода между окончанием работы или проживания в зонах радиоактивного загрязнения и наступления вредных последствий, если наступившие вредные последствия могли быть вызваны неблагоприятными факторами, возникшими вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо если межведомственными экспертными советами, военно-врачебными комиссиями, N
Согласно ч. 10 ст. 24 Федерального закона от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г N 179-ФЗ), при установлении врачебно-трудовыми и экспертными комиссиями (ВТЭК) инвалидности в связи с заболеванием в отношении граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13, эта инвалидность признается связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в том случае, если заболевание включено в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Пунктом 2 части 1 статьи 13 указанного выше закона содержит наименование данных граждан: это граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
Поскольку имеется решение Российского межведомственного экспертного совета, которым все диагностируемые у Умирова С.Х. заболевания отнесены к общим и не связаны с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, правовые основания для признания причины инвалидности истца связанной с выполнением работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС отсутствуют.
В данном случае не имеет юридического значения доводы истца о том, что на период его освидетельствования ВТЭК вправе было на основании действующего Перечня заболеваний установить без межведомственного экспертного совета причину его инвалидности, как связанную с работами по ликвидации аварии.
Доводы жалобы истца также подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании закона ввиду следующего.
Как следует из Указания Министерства социальной защиты населения РФ от (дата) N- У "О порядке установления причинной связи заболевания и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы", врачебно-трудовые экспертные комиссии устанавливают причинную связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных органах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в отношении следующих лиц (из указанной выше категории): граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших в 1986 - 1987 годы участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации выполнявшихся работ; лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения.
В дополнение к указанному выше Указанию Министерством социальной защиты населения РФ в Указании от (дата)г N- У " О некоторых вопросах причинной связи инвалидности с последствиями радиационных воздействий" в связи с поступающими запросами было разъяснено, что без освидетельствования в межведомственных экспертных советах врачебно-трудовые экспертные комиссии устанавливают причинную связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭТ в безусловном порядке (по любому заболеванию) в отношении граждан, поименованных в пункте 3 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от (дата) "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (их перечень приведен выше), а также военнослужащих и военнообязанных, призванных на военные сборы и принимавшие участие в 1986 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие", младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по (дата) лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
Как видно из сообщения начальника архива штаба МВО за Nг от (дата) года, истец Умиров С.Х, как военнослужащий, принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с (дата) по (дата), данных о том, что истец выполнял работы по объекту "Укрытие", документ не содержит. л.д.28
С учетом изложенного, принимая во внимание период выполнения истцом работ по ликвидации последствий аварии ( (дата)), отсутствие подтверждающих сведений о привлечении истца в указанный период к работам по объекту "Укрытие", врачебно- трудовые экспертные комиссии обоснованно не могли в силу действующих в данных период нормативно- правовых актов установить истцу связь его инвалидности с последствиями выполняемых им работ без заключения межведомственного экспертного совета.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении иска законно и обоснованно, не подлежит отмене.
Иные доводы жалобы, в том числе основанные на неправильном толковании материального закона, не содержат правовых оснований для отмены правильного по существу решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г.Оренбурга Оренбургской области от 14 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Умирова *** - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.