Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ившиной Т.В.,
судей Морозовой Л.В., Полшковой Н.В.,
при секретаре Гатченко О.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Ж.Г.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Оренбурге о признании решения незаконным, включении в стаж периодов работы, возложении обязанности назначить пенсию
по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Оренбурге на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 03 августа 2015 года.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., объяснения представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Оренбурге Маркеловой А.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Ж.Г.П., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Ж.Г.П. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Оренбурге, в обоснование иска указал, что (дата) обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на льготных условиях как работнику на работах с тяжелыми условиями труда, однако, решением пенсионного органа от (дата) N ему отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ и в связи с отсутствием страхового стажа. С данным решением он не согласен, так как оно нарушает его конституционное право на пенсионное обеспечение. Полагает, что необходимый стаж у него имеется, следовательно, он приобрел право для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
С учетом уточнений просил признать решение начальника Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге от (дата) N о назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы и иной деятельности: с 22 июля 1985 года по 27 ноября 1986 года, с 04 августа 1998 года по 31 декабря 1999 года, и с 03 января 2002 года по 08 октября 2003 года; обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 01 сентября 1999 года по 31 декабря 1999 года, с 03 января 2002 года по 08 октября 2003 года; обязать Управление Пенсионного Фонда в РФ (государственное учреждение) в г. Оренбурге назначить и выплачивать ему досрочную страховую пенсию по старости с (дата); взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины ***.
Ответчик иск не признал.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 03 августа 2015 года исковые требования Ж.Г.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Оренбурге о признании решения незаконным, включении в стаж периодов работы, обязании назначить пенсию, удовлетворены.
Суд постановил:признать решение начальника Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге от (дата) N назначении досрочной страховой пенсии по старости - незаконным в части невключения в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, периодов работы и иной деятельности: с 22 июля 1985 года по 27 ноября 1986 года в должности мастера на строительном участке *** и с 01 сентября 1999 года по 31 декабря 1999 года, с 03 января 2002 года по 08 октября 2003 года - прорабом на строительстве гаражей ***;
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы и иной деятельности: с 22 июля 1985 года по 27 ноября 1986 года в должности мастера на строительном участке ***;
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 01 сентября 1999 года по 31 декабря 1999 года, с 03 января 2002 года по 08 октября 2003 года прорабом на строительстве гаражей ***;
Обязать Управление Пенсионного Фонда в РФ (государственное учреждение) в г. Оренбурге назначить и выплачивать Ж.Г.П. досрочную страховую пенсию по старости с (дата).
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге в пользу Ж.Г.П. судебные расходы по оплате государственной пошлины 300 рублей.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного Фонда в РФ (государственное учреждение) в г. Оренбурге просит решение суда отменить в части возложения обязанности включить в страховой стаж периоды работы с 01 сентября 1999 года по 31 декабря 1999 года, с 03 января 2002 года по 08 октября 2003 года и в части назначения пенсии с (дата) и принять по делу новое решение в этой части об отказе в удовлетворении исковых требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия мужчинам назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Согласно п. 2 указанной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту ( старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 в разделе в разделе XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" (позиция 22900000) в пункте "б" "руководители и специалисты" предусмотрена профессия "мастер строительных и монтажных работ" (позиция 2290000б-23419), производители работ (позиция 2290100б-24441). Разделом XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций", подразделом "инженерно-технические работники", Списка N утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, предусмотрена профессия "мастера (десятники) и прорабы".
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что истец с 22 июля 1985 года принят мастером на стройучасток в ***, 28 ноября 1986 года переведен прорабом стройучастка, 25 августа 1987 года уволен по собственному желанию, что подтверждается трудовой книжкой истца.
Справкой *** от (дата) N подтверждается, что *** в период с 1983 года по 1987 года производил строительство домов, в том числе двух 12-ти квартирных домов по (адрес) и двух-квартирных домов по (адрес) объектов сельского хозяйства указанным подрядчиком не проводилось.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований Ж.Г.П. в части включения в специальный стаж истца периода его работы мастером на строительном участке Оренбургского сельского домостроительного комбината управления "Оренбургоблсельстрой", поскольку в указанный период истец был занят на новом строительстве в течение полного рабочего дня на работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренных Списком N 2, утверждённым Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
Обоснованными являются выводы суда о необходимости включения в стаж Ж.Г.П., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов его работы с 04 августа 1998 года по 31 декабря 1999 года, и с 03 января 2002 года по 08 октября 2003 года в должности прораба на строительстве гаражей ***.
Факт осуществления истцом в указанные периоды трудовой деятельности постоянно в течение полного рабочего дня по профессии, предусмотренной Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, подтверждается трудовой книжкой истца; справками от (дата) N, от (дата) N Гаражного кооператива N о том, что истец работал прорабом в период с 03 января 1994 года по 31 декабря 1999 года, с 03 января 2002 года по 08 октября 2003 года; платежными ведомостями; выпиской из личевого счета застрахованного лица; уставом гаражно-строительного кооператива, из которого следует, что предметом деятельности *** является, в том числе и осуществление деятельности по строительству, реконструкции, содержании, ремонту, эксплуатации и управлению комплекса наземных гаражей.
Между тем, анализируя представленные доказательства и приходя в мотивировочной части решения к выводу об удовлетворении требований о зачете в специальный стаж истца, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периодов работы с 04 августа 1998 года по 31 декабря 1999 года, и с 03 января 2002 года по 08 октября 2003 года в должности прораба на строительстве гаражей ***, суд первой инстанции не принял решения по данным требованиям решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым дополнить решение суда. Признать незаконным решение начальника Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге от (дата) N назначении досрочной страховой пенсии по старости - незаконным в части не включения в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, периодов работы с 04 августа 1998 года по 31 декабря 1999 года, и с 03 января 2002 года по 08 октября 2003 года в должности прораба на строительстве гаражей ***. Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге включить в страховой стаж Ж.Г.П., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости указанные периоды работы.
Также суд правомерно включил в страховой стаж Ж.Г.П. периоды работы с 01 сентября 1999 года по 31 декабря 1999 года, с 03 января 2002 года по 08 октября 2003 года в должности прораба на строительстве гаражей ***, поскольку отсутствие сведений в выписке из лицевого счета застрахованного лица не является виной работника и не может служить основанием для исключения данного периода из страхового стажа.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы права, представленные доказательства оценены надлежащим образом, в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ. Судебная коллегия с данными выводами соглашается.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на необоснованное удовлетворение требований истца о зачёте в страховой стаж спорный периодов, ссылаясь на пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которому периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из ст. 8 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", обязанность по предоставлению сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации лежит на работодателе.
При таком положении на застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователями своих обязательств по предоставлению сведений о застрахованных лицах, в том числе об их страховом стаже, связанном с особыми условиями труда.
Таким образом, указанные доводы апелляционной жалобы состоятельными не являются и подлежат отклонению.
Довод жалобы о том, что суд неверно указал в резолютивной части решения о необходимости включения в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы с 01 сентября 1999 года по 31 декабря 1999 года, с 03 января 2002 года по 08 октября 2003 года заслуживает внимания, так как истец заявлял требования о зачёте указанных периодов в его страховой стаж.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит изменению в части. Из абзаца 4 резолютивной части решения судебная коллегия считает необходимым исключить указание "дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости".
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии у истца права на досрочную пенсию на (дата), так как стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение с учётом периодов, включенных пенсионным органом и периодов, подлежащих включению на основании решения суда составляет 15 лет 09 мес. 21 день ( 11 лет 03 мес. 13дн. + 01 г. 04 мес. 06 дней ( с 22 июля 1985 г. по 27 ноября 1986 г.) + 01 год 04 мес. 27 дн. ( с 04 августа 1998 г. по 31 декабря 1999 г.) + 01 г. 09 мес. 06 дн. ( с 03 января 2002 г. по 08 октября 2003 г.) = 15 лет 09 мес. 21 день.).
Страховой стаж истца на указанную дату составил 25 лет 08 мес. 22 дня ( 23г. 07 мес. 16 дн. + 04 мес. ( с 01 сентября 1999 г. по 31 декабря 1999 г.) + 01 г. 09 мес. 06 дн. ( с 03 января 2002 г. по 08 октября 2003 г.) = 25 лет 08 мес. 22 дн.).
С учётом изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 03 августа 2015 года изменить в части исключив из абзаца 4 резолютивной части указание "дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Управление Пенсионного Фонда в РФ (государственное учреждение) в г. Оренбурге без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.