Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Хакимовой О.В., Новожениной О.Р.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования города Медногорск Оренбургской области на решение Медногорского городского суда Оренбургской области от 17 августа 2015 года по делу по административному исковому заявлению прокурора города Медногорска Оренбургской области к администрации муниципального образования город Медногорск Оренбургской области о понуждении к совершению действий по организации обустройства и содержания мест временного накопления отходов.
Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Медногорска Оренбургской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что в ходе проведения проверки прокуратурой города Медногорска Оренбургской области совместно с государственным инспектором отдела государственного контроля управления по охране окружающей среды и экологии Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области было установлено, что на расстоянии *** с восточной стороны от *** по адресу: (адрес), расположено место размещения отходов, подобных твердым бытовым, а именно, установлен факт захламления почвы отходами. На указанной территории преимущественно размещены: отходы изделий из стекла - 5 класс опасности; отходы продукции из целлофана незагрязненные - 5 класс опасности; отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) - 4 класс опасности. В данном месте захламления участка почвы отсутствует гидроизолирующий слой, отсутствуют контейнеры для временного накопления отходов. Мусор с захламлённого участка разлетается на прилегающие территории. Площадь захламлённого участка примерно 10 на 10 метров.
Прокурор просил обязать администрацию МО г. Медногорска в срок до 1 июля 2016 года организовать в п.Блявтамак г.Медногорска обустройство и содержание мест временного накопления отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, путем определения специальных площадок, предназначенных для установления сборников (контейнеров) для сбора бытовых отходов и имеющих удобные подъезды для транспорта, организации установления на этих площадках сборников (контейнеров) для сбора бытовых отходов, а также организации систематического вывоза мусора и твердых бытовых отходов от этих обустроенных мест накопления отходов и прилегающих к ним территорий.
Решением Медногорского городского суда Оренбургской области от 17 августа 2015 года требования прокурора г. Медногорска Оренбургской области удовлетворены.
Суд обязал администрацию муниципального образования г. Медногорск Оренбургской области в срок до 1 июля 2016 года организовать в поселке Блявтамак г.Медногорска Оренбургской области обустройство и содержание мест временного накопления отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, путем определения специальных площадок, предназначенных для установления сборников (контейнеров) для сбора бытовых отходов и имеющих удобные подъезды для транспорта, организации установления на этих площадках сборников (контейнеров) для сбора бытовых отходов, а также организации систематического вывоза мусора и твердых бытовых отходов от этих обустроенных мест накопления отходов и прилегающих к ним территорий.
С таким решением не согласилась администрация муниципального образования г. Медногорск Оренбургской области. В апелляционной жалобе просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился представитель администрации г. Медногорска Оренбургской области, который не был допущен к участию в судебном заседании на основании части 3 статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку не представил суду документы, подтверждающие наличие у него высшего юридического образования.
С учётом того, что администрация г. Медногорска Оренбургской области извещена надлежащим образом о дне, месте и времени рассмотрения дела, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие её представителя.
Заслушав судью-докладчика, прокурора Оренбургской областной прокуратуры Пасечник Е.И., просившей решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которая применялась к правоотношениям, возникшим в связи с обращением прокурора в суд с настоящим заявлением до вступления 15 сентября 2015 года в силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", частью 3 статьи 7 Федерального закона N 7-ФЗ и пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьями 4, 22 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию и обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1.2 "СанПин 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территории населенных мест" система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) для чего на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта.
Согласно пункту 2.1.1 СанПин объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (пункт 2.1.3.)
Согласно пункту 2.1.4.СанПин для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.
Пунктом 2.1.5 СанПин предусмотрено, что твердые бытовые отходы вывозятся мусоровозным транспортом, а жидкие отходы из неканализованных домовладений - ассенизационным вакуумным транспортом.
В силу пунктов 11,24,25 статьи 6 Устава муниципального образования г. Медногорск Оренбургской области к вопросам местного значения относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства территории муниципального образования.
Судом первой инстанции установлено, что в ходе проверки, проведенной (дата) прокуратурой г. Медногорска совместно с государственным инспектором отдела государственного контроля управления по охране окружающей среды и экологии Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области установлено расположение на расстоянии *** м с восточной стороны от МБОУ расположенной по адресу: (адрес), места размещения отходов, подобных твердым бытовым, установлен факт захламления почвы отходами. На указанной территории преимущественно размещены: отходы изделий из стекла - 5 класс опасности; отходы продукции из целлофана незагрязненные - 5 класс опасности; отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) - 4 класс опасности. В данном месте захламления участка почвы отсутствует гидроизолирующий слой, отсутствуют контейнеры для временного накопления отходов. Мусор с захламлённого участка разлетается на прилегающие территории. Величина захламлённого участка примерно 10 метров на 10 метров.
Кроме того, проведенной проверкой установлено, что специальные площадки с контейнерами для сбора твердых бытовых отходов на территории (адрес) отсутствуют, вывоз твердых бытовых отходов от населения осуществляется бестарным способом мусоровозами, что приводит к длительному складированию отходов непосредственно на почву.
Согласно муниципальному контракту от (дата) МУП "КСК" обязан три раза в неделю осуществлять вывоз мусора с мусорных точек города, частного сектора города, поселков Блявтамак, Ракитянка, Идельбаево, Рысаево, Джерекля, Кидрясово, Блява, Усерган, а также и один раз в неделю осуществлять работы по содержанию и обслуживанию территории для временного хранения ТБО в поселке Блявтамак.
Согласно постановлению администрации муниципального образования г. Медногорск Оренбургской области от (дата) N земельный участок с кадастровым номером N, расположенный в юго-восточной части (адрес), имеет площадь ***. м и имеет разрешенное использование "для строительства и размещения объектов переработки, уничтожения, утилизации и захоронения отходов".
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, показания допрошенных в судебном заседании свидетелей, которые подтвердили факт отсутствия оборудованных площадок с контейнерами для сбора твердых бытовых отходов на территории п. Блявтамак г. Медногорска, пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждается факт отсутствия на территории п. Блявтамак специальных площадок и сборников (контейнеров) для сбора мусора. Выявленные прокурором в ходе проведения проверки в поселке Блявтамак нарушения имеются и до настоящего времени не устранены.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно изменил предмет разбирательства по делу, предметом спора являлся вопрос надлежащего обслуживания места временного накопления отходов, а впоследствии суд принял решение по вопросу обустройства мест сбора мусора в поселке, необоснованны.
Заявленные прокурором города требования организовать в п. Блявтамак г. Медногорска Оренбургской области обустройство и содержание мест временного накопления отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, путем определения специальных площадок, предназначенных для установления сборников (контейнеров) для сбора бытовых отходов и имеющих удобные подъезды для транспорта, организации установления на этих площадках сборников (контейнеров) для сбора бытовых отходов, а также организации систематического вывоза мусора и твердых бытовых отходов от этих обустроенных мест накопления отходов и прилегающих к ним территорий были рассмотрены судом и по этим требованиям принято решение.
Нарушений судом процессуальных сроков изготовления полного текста решения юридического значения для апелляционной инстанции не имеет. То обстоятельство, что представитель администрации получил копию решения позже пяти дней со дня оглашения резолютивной части решения, не свидетельствует о том, что судом были допущены процессуальные нарушения, влекущие отмену решения в силу части 5 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не установилфакт причинения вреда окружающей среде в результате ненадлежащего осуществления обязанностей по вывозу мусора, а также отсутствует инициатива населения по обустройству мест сбора мусора в поселке не являются обоснованными, так как эти обстоятельства не являются юридически значимыми по настоящему делу.
Обязанность органа местного самоуправления осуществлять организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов предусмотрена законом и не зависит от перечисленных обстоятельств.
Таким образом, оснований для отмены оспариваемого решения судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Медногорского городского суда Оренбургской области от 17 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Медногорск Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.