Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи областного суда Селютиной И.Ф.,
судей областного суда Новожениной О.Р., Хакимовой О.В.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Новотроицка Оренбургской области на решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от (дата) по заявлению Селиверстова А.В., действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2, Муравицкого В.Е., действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО4, Моряковой Ю.Г., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО6, Гнусиной Е.Н., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО8, Аверьяновой Т.С., действующей в интересах несовершеннолетних ФИО10 и ФИО56, Томиной Е.В., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО13, Мерзлякова Н.А., действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО15, Плутовой И.В., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО17, Шкодина А.Н., действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО19, Хасановой А.А., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО21, Подмарьковой К.Б., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО23, Злобиной Д.Ю., действующей в интересах несовершеннолетних ФИО25 и ФИО26, Абрамовой И.Ю., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО28, Мажарцевой Т.В., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО30, Жук С.В., действующей в интересах несовершеннолетних ФИО32 и ФИО33, Кирюхиной Л.В., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО35, Дьяковой С.В. действующей в интересах несовершеннолетней ФИО37, Гребенщиковой О.С., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО39, Шишковой О.В., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО41, Корягиной М.А., действующих в интересах несовершеннолетней ФИО43, о признании незаконным постановления администрации муниципального образования г. Новотроицк от 14 мая 2015 года N 770-п,
заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., судебная коллегия
установила:
Заявители, действуя в интересах своих несовершеннолетних детей, обратились в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации муниципального образования г. Новотроицк N 770-п от 14.05.2015 "О реорганизации муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения "Детский сад N 18 "Ручеек" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников г. Новотроицка Оренбургской области", муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения "Детский сад N 11 "Красная шапочка" комбинированного вида г. Новотроицка Оренбургской области" и муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения "Детский сад N 32 "Колокольчик" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно - эстетического развития воспитанников г. Новотроицка Оренбургской области".
В обоснование своих требований заявители ссылались на нарушение обжалуемым постановлением Федерального закона "Об основанных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" N124-ФЗ от 24 июля 1998 года в части соблюдения порядка проведения оценки последствия принятии решении о реорганизации объекта социальной инфраструктуры для детей. А именно, полагают, что в результате проведенной реорганизации не были сохранены функции, выполняемые муниципальным дошкольным образовательным автономным учреждением "Детский сад N 11 "Красная шапочка", который осуществлял адаптацию детей с нарушением зрительной функции, при учреждении действовал лечебный кабинет для воспитанников.
С 15 мая 2015 года было прекращено лечение детей в офтальмологическом кабинете, что нарушает права воспитанников указанного дошкольного образовательного учреждения.
Решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 27 августа 2015 года заявление удовлетворено. Суд, признал незаконным постановление администрации муниципального образования г. Новотроицк от 14 мая 2015 года N 770-п и отменил его, а также взыскал в пользу заявителей судебные расходы по оплате государственной пошлины.
С решением суда не согласилась администрация муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области, в апелляционной жалобе просит его отменить, и вынести по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления отказать. В обоснование жалобы указывает на то, что информация, которая должна содержаться в приложениях к предложению содержится непосредственно в самом предложении руководителя администрации муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области от 17 апреля 2015 года. Ссылка на предоставление от учредителя необходимых сведений отражается в заключении комиссии от 30 апреля 2015 года. Из текста заключения усматривается, что комиссия провела заседание 30 апреля 2015 года в полном составе и оценила негативные последствия принятия решения о реорганизации. Подписи членов комиссии под заключением подтверждают, что данное решение принято всеми его членами. Заключение было размещено на сайте администрации муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области одновременно с оспариваемым постановлением 14 мая 2015 года. Таким образом, нарушений процедуры принятия решения допущено не было.
Административные истцы, представитель управления образования администрации муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области в судебное заседание не явились, извещены о явке в суд надлежащим образом.
Судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заслушав судью-докладчика, пояснения представителя административного ответчика администрации муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области по доверенности Стефановой А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
С 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Согласно статье 22 Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации Оренбургской области или муниципальной образовательной организации, создания комиссии по оценке последствий решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации и подготовке ею заключений, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 26.02.2014 N 108-п (далее Порядок), решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации принимаются при наличии заключения о возможности принятия решения о реорганизации и ликвидации образовательной организации, подготовленного комиссией по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации (далее - комиссия).
Из пункта 4 Порядка следует, что состав комиссии утверждается органом исполнительной власти или органом местного самоуправления области, осуществляющим функции и полномочия учредителя образовательной организации (далее - учредитель образовательной организации), в отношении которой рассматривается вопрос о реорганизации или ликвидации.
В соответствии с пунктом 6.4 Порядка, для проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации учредитель образовательной организации, направляет в адрес председателя комиссии письменное предложение о реорганизации или ликвидации образовательной организации с обоснованием целесообразности реорганизации или ликвидации образовательной организации, подготовленное с учетом критериев, установленных настоящим Порядком, с приложением: сведений о демографических процессах, потребности рынка труда в квалифицированных кадрах; сведений о расположенных на соответствующей территории образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации соответствующих образовательных программ (в том числе о возможности перевода обучающихся реорганизуемой или ликвидируемой образовательной организации в другую образовательную организацию); сведений о сокращении или увеличении штатной численности работников реорганизуемой образовательной организации, о возможности трудоустройства работников, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации образовательной организации; сведений о состоянии материально-технической базы образовательной организации, в том числе об имуществе закрепляемом (закрепленном) за образовательной организацией на праве оперативного управления; финансово-экономического обоснования предлагаемых изменений, с указанием размера ассигнований на финансовые мероприятия по реорганизации или ликвидации образовательной организации; рекомендаций по вопросу реорганизации или ликвидации коллегиального органа управления образовательной организации; данных, подтверждающих учет мнения жителей сельского поселения при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации.
Судом первой инстанции установлено, что 15 апреля 2015 года администрацией муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области принято постановление N 578-п "О создании комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения "Детский сад N 18 "Ручеек" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно - эстетического развития воспитанников г. Новотроицка Оренбургской области", муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения "Детский сад N 11 "Красная шапочка" комбинированного вида г. Новотроицка Оренбургской области", и муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения "Детский сад N 32 "Колокольчик" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно - эстетического развития воспитанников г. Новотроицка Оренбургской области".
17 апреля 2015 года администрация муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области направила председателю Комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации предложение о реорганизации образовательных учреждений с Уставами рассматриваемых образовательных учреждений и с перечнем закрепленного имущества.
30 апреля 2015 года комиссией по оценке последствий принятия решения о реорганизации дано заключение о возможности реорганизации образовательных учреждений, которая не вызовет негативные последствия для обеспечения удовлетворения потребностей граждан.
14 мая 2015 года администрацией муниципального образования г. Новотроицк принято постановление N 770-п "О реорганизации муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения "Детский сад N 18 "Ручеек" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно - эстетического развития воспитанников г. Новотроицка Оренбургской области", муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения "Детский сад N 11 "Красная шапочка" комбинированного вида г. Новотроицка Оренбургской области", и муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения "Детский сад N 32 "Колокольчик" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно - эстетического развития воспитанников г. Новотроицка Оренбургской области", которым предполагалось провести реорганизацию образовательных учреждений, присоединив к муниципальному дошкольному образовательному автономному учреждению "Детский сад N 18 "Ручеек" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно - эстетического развития воспитанников г. Новотроицка Оренбургской области", муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение "Детский сад N 11 "Красная шапочка" комбинированного вида г. Новотроицка Оренбургской области", и муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение "Детский сад N 32 "Колокольчик" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно - эстетического развития воспитанников г. Новотроицка Оренбургской области.
Отменяя указанный правовой акт, суд указал, что при его принятии администрацией допущены существенные нарушения закона.
Руководителем администрации муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области в адрес председателя комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации было направлено предложение с приложением документов о проведении реорганизации детских садов, но не были приложены предусмотренные законом сведения о демографических процессах потребности рынка труда в квалифицированных кадрах, сведения о сокращении или увеличении штатной численности работников реорганизуемой образовательной организации, о возможности трудоустройства работников, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации образовательной организации, финансово-экономическое обоснование предлагаемых изменений, с указанием размера ассигнований на финансовые мероприятия по реорганизации и ликвидации в отношении каждой образовательной организации. Данные документы комиссия самостоятельно не запросила. Решение принято комиссией без оценки необходимых документов. Доказательств подтверждающих, что решение о реорганизации принято комиссией путем открытого голосования, при наличии кворума не менее двух третей состава администрацией не представлено. Также суд установил, что в нарушение пункта 6.10 Порядка заключение комиссии от 30 апреля 2015 года не было размещено в сети Интернет в течение пяти рабочих дней после его подписания.
Поскольку администрацией муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области при вынесении оспариваемого постановления не был соблюден порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации, суд признал постановление от 14 мая 2015 года N 770-п незаконным и отменил.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о нарушении процедуры принятия постановления, исходя из следующего.
При направлении предложения от 7 апреля 2015 года в комиссию учредитель в тексте предложения указал, в том числе сведения о сокращении штатной численности работников реорганизуемой образовательной организации, финансово-экономическое обоснование предлагаемых изменений, с указанием размера ассигнований на финансовые мероприятия по реорганизации или ликвидации образовательной организации; рекомендаций по вопросу реорганизации или ликвидации коллегиального органа управления образовательной организации.
Отсутствие сведений о демографических процессах, потребности рынка труда в квалифицированных кадрах, сведений о возможности трудоустройства работников, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации образовательной организации не нарушают прав заявителей и не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления, поскольку эти факторы получили оценку в заключении комиссии и возможности реорганизации образовательной организации.
Пунктом 6.8 Порядка предусмотрено, что решения комиссии оформляются заключениями, которые подписываются участвующими в заседании членами комиссии. Член комиссии, не согласный с принятым решением, имеет право в письменном виде изложить свое особое мнение, которое прилагается к заключению заседания комиссии.
Заключение подписано всеми её членами комиссии, письменных возражений от членов комиссии не поступало, в связи с чем, судебная коллегия находит обоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что комиссия проводила свою работу и дала заключение в соответствии с установленным Порядком. Отсутствие изложенного в письменном виде особого мнения членов комиссии, а также то обстоятельство, что все члены комиссии подписали заключение, подтверждает то обстоятельство, что заключение принято комиссией единогласно. Требований о составлении протокола заседании комиссии закон не содержит.
Размещение заключения комиссии в сети Интернет с нарушением установленного Порядком срока само по себе не может являться основанием для признания незаконным обжалуемого постановления администрации муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области N 770-п от 14 мая 2015 года. Отсутствие указания на заключение в тексте постановления администрации муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области N 770-п от 14 мая 2015 года также не свидетельствует о нарушении порядка его принятия.
Таким образом, нарушений процедуры принятия правового акта, которые могут повлечь его отмену администрацией г. Новотороицка Оренбургской области допущено не было.
Иных оснований для отмены обжалуемого постановления судебная коллегия также не усматривает.
Исходя из содержания пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", а также положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Судебная коллегия полагает, что постановление администрации муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области N 770-п от 14 мая 2015 года не нарушает прав, свобод и законных интересов заявителей, поскольку реорганизованные образовательные учреждения фактически свои функции не утрачивают. Территориально детские учреждения остаются по прежним адресам. Ссылка заявителей на прекращение функционирования специального медицинского кабинета судебная коллегия считает необоснованной, поскольку на это обстоятельство реорганизация детских учреждений не повлияла. Работа медицинского кабинета связана с деятельностью медицинского учреждения, имеющего лицензию на оказание медицинских услуг, и зависит от соглашения между учреждениями.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение Новотроицкого городского суда от 27 августа 2015 года на основании пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления администрации муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области N 770-п от 14 мая 2015 года.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 27 августа 2015 года отменить,
вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Селиверстова А.В., действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2, Муравицкого В.Е., действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО4, Моряковой Ю.Г., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО6, Гнусиной Е.Н., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО8, Аверьяновой Т.С., действующей в интересах несовершеннолетних ФИО10 и ФИО11, Томиной Е.В., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО13, Мерзлякова Н.А. действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО15, Плутовой И.В., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО17, Шкодина А.Н., действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО19, Хасановой А.А., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО21, Подмарьковой К.Б., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО23, Злобиной Д.Ю., действующей в интересах несовершеннолетних ФИО25 и ФИО26, Абрамовой И.Ю., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО28, Мажарцевой Т.В. действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО30, Жук С.В., действующей в интересах несовершеннолетних ФИО32 и ФИО33, Кирюхиной Л.В., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО35, Дьяковой С.В., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО37, Гребенщиковой О.С., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО39, Шишковой О.В., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО41, Корягиной М.А., действующих в интересах несовершеннолетней ФИО43, о признании незаконным и отмене постановления администрации муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области N 770-п от 14 мая 2015 года "О реорганизации муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения "Детский сад N 18 "Ручеек" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно - эстетического развития воспитанников г. Новотроицка Оренбургской области", муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения "Детский сад N 11 "Красная шапочка" комбинированного вида г. Новотроицка Оренбургской области", и муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения "Детский сад N 32 "Колокольчик" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно - эстетического развития воспитанников г. Новотроицка Оренбургской области" - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.