Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Федотовой Л.Б., судей Селютиной И.Ф., Хакимовой О.В., при секретаре Бобылевой Л.А., с участием прокурора Трофимова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 30 марта 2015 года по делу по административному исковому заявлению Бузулукского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, Оренбургской области и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г.Бузулук Оренбургской области, Министерству культуры и внешних связей Оренбургской области об обязании разработать проекты зон охраны на объекты культурного наследия,
установила:
Бузулукский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации Оренбургской области и неопределенного круга лиц, указав, что административный ответчик является собственником ряда объектов культурного наследия, однако охранные обязательства в отношении этих объектов не оформлены, проекты зон охраны не разработаны, в нарушение Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Российской Федерации".
Просил обязать администрацию МО г.Бузулук оформить охранные обязательства в отношении следующих объектов культурного наследия: сооружение, назначение: иное сооружение (Памятник Дважды Герою Советского Союза, летчику-космонавту СССР Романенко Юрию Викторовичу), общая площадь 823,7 кв.м., адрес: Оренбургская область, г.Бузулук, ул.Чапаева, кадастровый (условный) номер 56:38:0115006:103; одноэтажное нежилое здание с подвалом, литер ЕЕ1Е2, общая площадь 385,4 кв.м., площадь подвала 177,3 кв.м., адрес: Оренбургская область, г.Бузулук, ул.Чапаева, д.10а, кадастровый (условный) номер 56-56-09/023/2006-351;
Обязать администрацию МО г.Бузулук разработать проекты зон охраны на следующие объекты культурного наследия: Мемориал. Братская могила чехословацских воинов, умерших от ранений и заболеваний в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, расположенного по адресу: Оренбургская область, г.Бузулук, городское кладбище, назначение: нежилое, инв.N 2674, лит.Г, ГI, I, II, III, IV, V, VI, кадастровый (условный) номер 56-56-09/020/2010-257; Мемориал. Братские могилы советских воинов, умерших от ран в госпиталях в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, расположенного по адресу: Оренбургская область, г.Бузулук, городское кладбище, назначение: нежилое, инв.N 26704, лит.Г, I, II, III, IV, V, VI, VIII, кадастровый (условный) номер 56-56-09/020/2010-255; Мемориал. Братская могила красногвардейцев, погибших в бою на ст.Новосергиевка в 1918г., расположенного по адресу: Оренбургская область, г.Бузулук, ул.1 Линия, парк клуба "Железнодорожник", назначение: нежилое, инв. N 2671, лит.Г, I, II, III, IV, кадастровый (условный) номер 56-56-09/020/2010-253.
Определением суда от 17 февраля 2015 г. производство по делу в части обязания оформить охранные обязательства прекращено.
Определением суда от 17 февраля 2015 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство культуры и внешних связей Оренбургской области.
Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 30 марта 2015 года заявление Бузулукского межрайонного прокурора удовлетворено частично. Суд постановил:обязать Министерство культуры и внешних связей Оренбургской области разработать проекты зон охраны на следующие объекты культурного наследия:
- Мемориал. Братская могила чехословацских воинов, умерших от ранений и заболеваний в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, расположенного по адресу: Оренбургская область, г.Бузулук, городское кладбище, назначение: нежилое, инв.N 2674, лит.Г, ГI, I, II, III, IV, V, VI, кадастровый (условный) номер 56-56-09/020/2010-257;
- Мемориал. Братские могилы советских воинов, умерших от ран в госпиталях в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, расположенного по адресу: Оренбургская область, г.Бузулук, городское кладбище, назначение: нежилое, инв.N 26704, лит.Г, I, II, III, IV, V, VI, VIII, кадастровый (условный) номер 56-56-09/020/2010-255;
- Мемориал. Братская могила красногвардейцев, погибших в бою на ст.Новосергиевка в 1918г., расположенного по адресу: Оренбургская область, г.Бузулук, ул.1 Линия, парк клуба "Железнодорожник", назначение: нежилое, инв.N 2671, лит.Г, I, II, III, IV, кадастровый (условный) номер 56-56-09/020/2010-253.
В удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального образования г.Бузулук Оренбургской области отказать.
С решением суда не согласно Министерство культуры и внешних связей Оренбургской области, которое в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации г.Бузулука выражает несогласие с доводами жалобы и просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Федотовой Л.Б., прокурора Трофимова А.А., просившего решение суда оставить без изменения, проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, Судебная коллегия приходит к следующему.
С 15 сентября 2015 г. введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 г. N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на территории муниципального образования г.Бузулук Оренбургской области имеются объекты культурного наследия, относящиеся к воинским захоронениям: Мемориал. Братская могила чехословацских воинов, умерших от ранений и заболеваний в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, расположенного по адресу: Оренбургская область, г.Бузулук, городское кладбище, назначение: нежилое, инв.N 2674, лит.Г, ГI, I, II, III, IV, V, VI, кадастровый (условный) номер 56-56-09/020/2010-257; Мемориал. Братские могилы советских воинов, умерших от ран в госпиталях в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, расположенного по адресу: Оренбургская область, г.Бузулук, городское кладбище, назначение: нежилое, инв.N 26704, лит.Г, I, II, III, IV, V, VI, VIII, кадастровый (условный) номер 56-56-09/020/2010-255; Мемориал. Братская могила красногвардейцев, погибших в бою на ст.Новосергиевка в 1918г., расположенного по адресу: Оренбургская область, г.Бузулук, ул.1 Линия, парк клуба "Железнодорожник", назначение: нежилое, инв.N 2671, лит.Г, I, II, III, IV, кадастровый (условный) номер 56-56-09/020/2010-253.
Решением исполкома Оренбургского областного Совета народных депутатов N 179 от 13.05.1987 г. указанные объекты поставлены на государственную охрану и в настоящее время относятся к памятникам истории регионального значения.
Данные памятники истории и культуры и земельные участки под ними являются собственностью муниципального образования г.Бузулук.
Согласно распоряжению администрации г.Бузулука от 29 декабря 2012 г. N 64-р мемориалы переданы на праве хозяйственного ведения МУП коммунального хозяйства г.Бузулука "Благоустройство".
Удовлетворяя требования прокурора и возлагая на прокурора обязанность разработать проекты охранных зон в отношении данных памятников истории, суд первой инстанции исходил из того, что данная обязанность в силу закона возложена на орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий функции по реализации государственной политики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, которым в Оренбургской области является Министерство культуры и внешних связей Оренбургской области.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с указанным выводом суда.
Согласно статье 33 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 данного Федерального закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Порядок разработки проекта зон согласно пункту 4 статьи 34 данного Федерального закона устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 г. N 315 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Положение), действующее на момент принятия решения судом. В соответствии с пунктом 4 указанного Положения разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В зависимости от категории объекта культурного наследия и имеющихся у указанных органов полномочии, разрешается вопрос об обязанности указанных органов по разработке проектов охраны зон объектов культурного наследия.
Из положений пункта 4 части 1 статьи 9.2 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится, в том числе, государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Оренбургской области, урегулированы областным законом Оренбургской области от 03 июля 2013 года N 1678 -V-ОЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Оренбургской области".
В соответствии со статьей 5 названного областного закона, в редакции действующей на момент вынесения решения суда, к числу полномочий уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия области отнесена разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения.
При этом к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, согласно пункту 1 статьи 9.4 Федерального закона "Об объектах культурного значения (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов.
Согласно статье 11 Закона РФ от 14 января 1993 года N4292-1 "Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества", регламентирующей полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих работу по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества, органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территории, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации.
Вышеуказанной нормой закона определены полномочия органов местного самоуправления, в число которых разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения также не входит.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно в обязанности Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области входит работка проектов охраны зон объектов культурного наследия (памятников истории) регионального значения, указанных в иске.
При рассмотрении дела, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, не допустил нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения.
Довод апелляционной жалобы о том, что в данном случае суду следовало руководствоваться частью 1 статьи 6 Закона РФ от 14 января 1993 г. N 4292 - 1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" несостоятелен, поскольку данная норма не регулирует вопросы разработки проектов охранных зон.
Другие доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность решения суда и не могут быть приняты Судебной коллегией во внимание.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.
С учетом изложенного, предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
определил:
решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 30 марта 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.