Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Федотовой Л.Б., Хакимовой О.В.,
при секретаре Бобылевой Л.А.,
с участием прокурора Трофимова А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Богданова А.В., апелляционное представление Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области на решение Акбулакского районного суда Оренбургской области от 27 августа 2015 года по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения исправительная колония N9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области об установлении административного надзора в отношении Богданова А.В..
Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 9" Управления Федеральной службы исполнения наказаний суд с заявлением об установлении административного надзора, указав, что приговором Дзержинского районного суда г.Оренбурга от (дата) Богданов А.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных *** Уголовного кодекса Российской Федерации и ему назначено наказание в виде ***. За время отбывания наказания осужденный систематически нарушал установленные правила отбывания наказания, допускал грубые нарушения. Постановлением начальника Федерального казенного учреждения исправительная колония N9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области от (дата) Богданов А.В. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен в строгие условия содержания.
Заявитель просил установить административный надзор в отношении осужденного Богданова А.В. сроком на три года с применением следующих ограничений: запретить пребывание вне места жительства или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определенное время суток, запрещение выезда за установленные судом пределы муниципального образования, запретить пребывание в местах, где разрешено распитие спиртных напитков, определить явку в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации до двух раз в месяц.
Решением Акбулакского районного суда Оренбургской области от (дата) заявление удовлетворено, суд решил:установить в отношении Богданова А.В. административный надзор сроком на 2 года с установлением следующих административных ограничений на тот же срок: 1 раз в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 до 06.00 часов следующего дня, кроме случаев, связанных с работой; запретить выезд за пределы муниципального образования без ведома органа, осуществляющего контроль за поведением поднадзорного; запретить пребывание в местах, где разрешено распитие спиртных напитков.
С решением не согласился Оренбургский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области. В апелляционном представлении просит решение изменить, дополнив резолютивную часть решения порядком исчисления срока административного надзора со дня вступления в законную силу решения суда, а также установить Богданову А.В. меру административного ограничения в виде запрета выезда за пределы населенного пункта на территории Российской Федерации, избранного в качестве места постоянного проживания или преимущественного пребывания вместо установленного запрета на выезд за пределы муниципального образования.
Богданов А.В. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, производство по делу прекратить, поскольку Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" вступил в силу после совершения им преступления, а значит, не может быть применен как ухудшающий его положение.
Представитель Федерального казенного учреждения исправительная колония N9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен о его дате, времени и месте надлежащим образом.
Судебная коллегия определиларассмотреть дело в его отсутствие.
Богданов А.В. поддержал поданную им апелляционную жалобу, просил её удовлетворить.
Прокурор Оренбургской областной прокуратуры Трофимов А.А. поддержал апелляционное представление, против удовлетворения апелляционной жалобы Богданова А.В. возражал.
Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., пояснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают в том числе административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную судимость либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 3 указанного закона в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
На основании пунктов 1,3-5 части 1 статьи 4 Федерального "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Пунктом 1 части 1, пунктом 1 части 3 статьи 5 указанного закона установлено, что административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Согласно статье 15 Уголовного кодекса Российской Федерации тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что приговором Дзержинского районного суда г. Оренбурга от (дата) Богданов А.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных *** Уголовного кодекса Российской Федерации и ему назначено наказание в виде ***.
Постановлениями Акбулакского районного суда Оренбургской области от (дата), от (дата) Богданов А.В. был освобожден от наказания, назначенного по *** Уголовного кодекса Российской Федерации, признание виновным Богданова А.В. по указанной статье исключено из квалификации, а также переквалифицированы действия осужденного со статьи *** Уголовного кодекса Российской Федерации. Окончательно ему назначено наказание в виде ***.
Согласно представленной характеристике осужденный Богданов А.В. за период отбывания наказания допустил двадцать одно нарушение установленного порядка отбывания наказания, которые не сняты и не погашены. Поощрений не имеет.
Постановлением начальника Федерального казенного учреждения исправительная колония N9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области от (дата) осужденный Богданов А.В. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Постановление не обжаловано и вступило в законную силу.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что имеются все предусмотренные законом основания для установления административного надзора в отношении Богданова А.В.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку Богданов А.В. является совершеннолетним лицом, освобожденным из мест лишения свободы, имеющим неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления тяжкого преступления, предусмотренного *** Уголовного кодекса Российской Федерации, был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Довод апелляционной жалобы Богданова А.В. о том, что в соответствии со статьей 10 Уголовного кодекса Российской Федерации закон обратной силы не имеет, а поскольку на момент совершения им преступления, закона об административном надзоре не был принят, невозможно его применение, основаны на неверном толковании закона.
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 Уголовного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении поднадзорного лица может устанавливаться административное ограничение в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории.
Судебная коллегия соглашается с доводом апелляционного представления о том, что, устанавливая Богданову А.В. ограничение на выезд за пределы муниципального образования, суд необоснованно указал на запрет выезда без ведома органа, осуществляющего контроль за поведением поднадзорного. Решение суда в этой части подлежит изменению в соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Обоснованным является также довод апелляционного представления прокурора о том, что решением суда в нарушение закона не установлен порядок исчисления срока административного надзора.
Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Резолютивную часть решения суда следует дополнить указанием на то, что срок административного надзора, установленного в отношении Богданова А.В., подлежит исчислению со дня постановки поднадзорного лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Принимая апелляционную жалобу Богданова А.В. и направляя ее с делом для апелляционного рассмотрения, суд первой инстанции оставил без должного внимания, что государственная пошлина им не была оплачена. Ходатайство об освобождении от оплаты государственной пошлины Богданов А.В. не заявлял.
Находя нецелесообразным снятие дела с апелляционного рассмотрения в связи с неуплатой Богдановым А.В. государственной пошлины, судебная коллегия считает необходимым произвести взыскание государственной пошлины с ответчика в сумме *** рублей в доход местного бюджета.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное представление Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области удовлетворить частично.
Решение Акбулакского районного суда Оренбургской области от (дата) изменить в части.
Установить Богданову А.В. административное ограничение в виде запрета выезда за пределы населенного пункта на территории Российской Федерации, избранного в качестве места постоянного проживания или преимущественного пребывания.
Дополнить резолютивную часть решения, указав, что срок административного надзора, установленного в отношении Богданова А.В., подлежит исчислению со дня постановки поднадзорного лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Богданова А.В. оставить без удовлетворения.
Взыскать с Богданова А.В. государственную пошлину в сумме *** рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным Бюджетным законодательством Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.