Президиум Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего - ФИО12
членов президиума: ФИО13
при секретаре ФИО14
рассмотрел кассационную жалобу Сангалова Г.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 19 мая 2015 года по гражданскому делу по иску Сангалова Г.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге (далее - УПФ РФ в г. Оренбурге) о признании незаконным решения, включении в страховой стаж периодов работы, перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Лебедевой Н.В., президиум Оренбургского областного суда
УСТАНОВИЛ:
Сангалов Г.В. обратился в суд с иском к УПФ РФ в г. Оренбурге, указывая, что 24 января 2014 года им было подано заявление о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которая была назначена 13 февраля 2014 года.
Решением начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге от 14 мая 2014 года N 18 в страховой (трудовой) стаж истца не были зачтены периоды его работы с 26 октября 1983 года по 29 июля 1993 года, со 02 июня 1995 года по 19 сентября 1996 года.
Также ответчиком для исчисления размера пенсии не была принята к зачету справка о заработной плате от 24 июля 2013 года N 67/осо за период работы с 01 июля 1985 года по 30 июня 1990 года, в связи с чем пенсия была назначена в минимальном размере, так как ее размер был рассчитан ответчиком из наиболее низкого варианта заработка за период 2000-2001 годы.
С учётом уточнения исковых требований Сангалов Г.В. просил суд:
1. Признать решение начальника УПФ РФ в г. Оренбурге от 14 мая 2014 года N 18 незаконным.
2. Обязать УПФ РФ в г. Оренбурге включить в его страховой (общий) стаж периоды работы с 26 октября 1983 года по 29 июля 1993 года, со 02 июня 1995 года по 19 сентября 1996 года, а также принять к зачету справку о заработной плате от 21 января 2014 года N за период работы с 01 июля 1985 года по 30 июня 1990 года.
3. Обязать УПФ РФ в г. Оренбурге произвести перерасчет размера пенсии с учетом включения в страховой (общий) стаж периодов работы с 26 октября 1983 года по 29 июля 1993 года, со 02 июня 1995 года по 19 сентября 1996 года, а также с учетом исчисления размера пенсии по справке о заработной плате от 21 января 2014 года N за период с 01 июля 1985 года по 30 июня 1990 года с даты первоначального назначения пенсии - с 13 февраля 2014 года.
4. Взыскать с УПФ РФ в г. Оренбурге в свою пользу судебные расходы в связи с уплатой государственной пошлины в размере *** рублей и стоимости юридических услуг в размере ***.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 25 февраля 2015 года исковые требования Сангалова Г.В. удовлетворены в части. Суд признал незаконным решение начальника УПФ РФ в г. Оренбурге от 14 мая 2014 года N 18; обязал УПФ РФ в г. Оренбурге включить в общий трудовой (страховой) стаж периоды работы Сангалова Г.В. с 26 октября 1983 года по 29 июля 1993 года, со 02 июня 1995 года по 19 сентября 1996 года, а также принять к зачету справку о заработной плате от 21 января 2014 года N 03/осо за период работы с 01 июля 1985 года по 30 июня 1990 года; обязал УПФ РФ в г. Оренбурге произвести Сангалову Г.В. перерасчет назначенной трудовой пенсии по старости с момента назначения - с 13 февраля 2014 года; взыскал с ответчика в пользу Сангалова Г.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере *** рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере *** рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 19 мая 2015 года решение суда первой инстанции отменено в части возложения на УПФ РФ в г. Оренбурге обязанности принять к зачету справку о заработной плате от 21 января 2014 года N 03/осо за период работы с 01 июля 1985 года по 30 июня 1990 года, принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Сангалова Г.В. в этой части отказано.
Решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 25 февраля 2015 года в остальной части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Оренбургский областной суд 13 августа 2015 года, Сангалов Г.В. просит отменить апелляционное определение, оставив в силе решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 25 февраля 2015 года. При этом истец ссылается на информационное письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 декабря 2014 года N ЛЧ-25-26/16302 "О реализации Соглашений с Республикой Молдова и Грузией в части исчисления заработка", в котором говорится о том, что с даты вступления в силу нового пенсионного законодательства, а именно с 01 января 2015 года, представляется возможным при назначении страховых пенсий оценку пенсионных прав граждан по состоянию на 01 января 2002 года осуществлять также исходя из среднемесячного заработка за 60 месяцев подряд за периоды работы на территории СССР до 31 декабря 1991 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке и отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации. Как указывает податель жалобы, на основании названного информационного письма ему был произведен перерасчет пенсии с 01 июля 2015 года, несмотря на то, что и ранее действовавшее законодательство предусматривало исчисление размера пенсии исходя из среднемесячного заработка за 60 месяцев подряд за периоды работы в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией, в том числе работы на территории СССР до 31 декабря 1991 года.
Определением судьи Оренбургского областного суда Лебедевой Н.В. от 28 октября 2015 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании президиума Оренбургского областного суда.
Сангалов Г.В., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, в связи с чем на основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации президиум Оренбургского областного суда находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Представитель истца Сангалова Г.В. - С.Л.А.., действующая на основании доверенности от 08 апреля 2015 года, в суде кассационной инстанции просила кассационную жалобу удовлетворить, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 19 мая 2015 года отменить.
Представитель УПФ РФ в г. Оренбурге Х.А.В., действующий на основании доверенности от 15 мая 2015 года, просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 19 мая 2015 года оставить без изменения.
Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, президиум Оренбургского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федерального закона N 173-ФЗ), вступившего в силу с 01 января 2002 года, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, трудовая пенсия по старости может быть назначена при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В силу пункта 1 статьи 29.1 указанного выше Закона сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле:
ПК = ПК 1+ СВ + ПК 2, где:
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
ПК 1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона;
СВ - сумма валоризации (статья 30.1 настоящего Федерального закона);
ПК 2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 01 января 2002 года.
Как следует из пункта 2 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ, расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Пунктом 4 статьи 30 Федерального закона N 713-ФЗ предусмотрено, что расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = ЗР x СК, где:
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
СК - стажевый коэффициент.
При этом в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, в которую включаются в том числе периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации, иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию, работы (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части независимо от ее характера, индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением предусмотренных законом случаев.
Из содержания статьи 30.3 Федерального закона N 713-ФЗ следует, что увеличение продолжительности общего трудового стажа за счет периодов работы, имевших место до 01 января 2002 года, является основанием для увеличения величины расчетного пенсионного капитала, а также основанием для перерасчета размера трудовой пенсии.
Предыдущими судебными инстанциями установлено, что истец в 1993 году переехал проживать с территории Грузии на территорию Российской Федерации.
Сангалову Г.В. с 13 февраля 2014 года назначена трудовая пенсия по старости по достижении возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", размер пенсии истца на 13 февраля 2014 года составил ***
При назначении размера пенсии Пенсионным фондом была принята во внимание заработная плата истца за период с 2000 года по 2001 год, при этом отношение заработка за период с 01 ноября 2000 года по 31 октября 2001 года ( ***.) к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период ( ***.) составило 0,311.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 2 Соглашения от 16 мая 1997 года, заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии, о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, вступившего в силу 28 июня 2002 года (далее - Соглашение), пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Грузии, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства стороны, на территории которого они имеют место постоянного жительства.
В силу пункта 2 статьи 6 указанного Соглашения для определения права на пенсию, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации и Грузии (в том числе до вступления в силу настоящего Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Соглашения для граждан государства одной стороны, переселившихся на территорию государства другой стороны и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется исходя из заработка (дохода), получаемого после переселения.
Удовлетворяя требования истца о принятии к зачету (при исчислении размера пенсии) справки от 21 января 2014 года N 03/осо, выданной АО "ТАМ" "Тбилавиамшени", о заработной плате истца за период работы с 01 июля 1985 года по 30 июня 1990 года, суд первой инстанции, сославшись на Соглашение от 16 мая 1997 года, указал, что с подачей заявления о назначении трудовой пенсии ответчику была представлена указанная справка, подтверждающая размер заработка истца помесячно за период с 01 июля 1985 года по 30 июня 1990 года, в связи с чем ответчик должен был ее принять для оценки пенсионных прав Сангалова Г.В.
Отменяя решение суда первой инстанции в указанной части, судебная коллегия исходила из того, что статьей 6 Соглашения не предусмотрен порядок исчисления среднемесячного заработка за периоды работы на территории Грузии, в том числе и до распада СССР, размер пенсии исчисляется исходя из заработка (дохода), получаемого после переселения, и, приняв во внимание, что истец после переселения с 1993 года работал на территории Российской Федерации, пришла к выводу, что оснований для назначения Сангалову Г.В. пенсии исходя из его заработка за период его работы с 01 июля 1985 года по 30 июня 1990 года не имеется.
С выводами судебной коллегии согласиться нельзя ввиду нижеследующего.
Соглашение от 16 мая 1997 года, заключенное между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии, о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения вступило в силу 28 июня 2002 года, в связи с чем с указанной даты подлежит применению.
Из анализа пункта 3 статьи 6 указанного Соглашения следует, что для граждан государства одной стороны, переселившихся на территорию государства другой стороны и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется исходя из заработка (дохода), получаемого после переселения, то есть имеющим значение обстоятельством для применения указанного пункта и исчисления пенсии исходя из заработка (дохода), получаемого после переселения, является наличие у лиц, переселившихся на территорию Российской Федерации, гражданства Грузии.
Между тем из апелляционного определения, как и из решения суда первой инстанции не усматривается, что судами устанавливались юридически значимые обстоятельства для применения или неприменения пункта 3 статьи 6 указанного Соглашения, а именно: являлся ли Сангалов Г.В. гражданином Грузии, а также когда и в каком порядке, с учетом положений Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 года N1948-1, истец приобрел гражданство Российской Федерации.
Принимая во внимание данные обстоятельства, вывод судебной коллегии о применении к возникшим спорным правоотношениям пункта 3 статьи 6 Соглашения от 16 мая 1997 года, заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии, о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, регулирующего порядок назначения пенсии гражданам одного государства, переселившихся на территорию другого государства, нельзя признать правомерным, поскольку судом апелляционной инстанции не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, касающиеся гражданства истца.
Установление данных обстоятельств необходимо для разрешения вопроса о праве Сангалова Г.В., как гражданина Российской Федерации, на определение размера пенсии по старости с учетом не только среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, но и с учетом среднемесячного заработка за любые 60 месяцев работы подряд до 31 декабря 1991 года.
При этом сам по себе факт проживания истца на территории республики бывшего СССР (Грузии), а затем до 1993 года на территории другого государства - Республики Грузия не может служить основанием для применения в отношении него норм международного договора, к субъектам регулирования которого он не отнесен.
При вынесении решения и апелляционного определения судами не учтены вышеназванные положения Соглашения от 16 мая 1997 года, заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии, о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения и обстоятельства, имеющие значение для решения вопроса о принятии к зачету при исчислении размера пенсии справки от 21 января 2014 года N, выданной АО "ТАМ" "Тбилавиамшени", о заработной плате за период работы с 01 июля 1985 года по 30 июня 1990 года.
Допущенные судебными инстанциями нарушения норм материального права являются существенными нарушениями, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя жалобы.
Поскольку повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 1 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также с учетом необходимости соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, в ходе которого необходимо установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и, в зависимости от вновь установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона, разрешить вопрос о возложении на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге обязанности принять к зачету справку о заработной плате от 21 января 2014 года N 03/осо за период работы с 01 июля 1985 года по 30 июня 1990 года для исчисления размера пенсии истца, с учетом того, что указанная справка была подана истцом 24 января 2014 года вместе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Оренбургского областного суда
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу Сангалова Г.В. удовлетворить, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 19 мая 2015 года по гражданскому делу по иску Сангалова Г.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге о признании незаконным решения, включении в страховой стаж периодов работы, перерасчете пенсии отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Сангалова Г.В. о возложении на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге обязанности принять к зачету для исчисления размера пенсии истца справку о заработной плате от 21 января 2014 года N 03/осо за период работы с 01 июля 1985 года по 30 июня 1990 года, направить дело в указанной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий ФИО21
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.