Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Хмель М.В.
судей
Науменко Н.А.
Малич Р.Б.
при секретаре
Тарасовой К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярового П.И. к войсковой части 77360-Д, филиалу N 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области о взыскании выплат компенсационного характера за работу с вредными и опасными условиями труда и применении дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации
по апелляционной жалобе Ярового П.И. на
решение Полярного районного суда Мурманской области от 25 сентября 2015 года, которым постановлено:
"в удовлетворении исковых требований Ярового П.И. к войсковой части 77360-Д, филиалу N 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области о взыскании выплат компенсационного характера за работу с вредными и опасными условиями труда, о внесении изменений в индивидуальный лицевой счет и применении дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, отказать.".
Заслушав доклад судьи Науменко Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Яровой П.И. обратился в суд с иском к войсковой части 77360-Д, филиалу N 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области (далее по тексту - филиал N 1 УФО МО РФ по Мурманской области) о взыскании выплат компенсационного характера за работу с вредными и опасными условиями труда и применении дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В обоснование иска указал, что в период с *** года была проведена аттестация рабочих мест в войсковой части 77360-Д, в том числе гражданского персонала технического танкера ***
Приказ об установлении дополнительной компенсационной выплаты за работу с вредными условиями труда в размере 12 % от должностного оклада направлен на исполнение в филиал N 1 УФО МО РФ по Мурманской области, однако возвращен без исполнения в связи с отсутствием сведений о фактическом времени, в течение которого работник исполнял трудовые обязанности во вредных условиях труда.
Просил обязать филиал N 1 УФО МО РФ по Мурманской области произвести оплату труда в соответствии с приказами командира войсковой части 77360-Д от *** года N 388 и от *** года N 472, взыскать оплату труда в размере *** рублей с учетом индексации; обязать филиал N 1 УФО МО РФ по Мурманской области в соответствии со статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ внести изменения в индивидуальный лицевой счет (СНИЛС) в Пенсионном фонде РФ в части стажа, дающего права на досрочное назначение пенсии по Списку N 2, согласно картам аттестации и указать дополнительные тарифы страховых взносов лицевого счета в соответствии с Перечнем рабочих мест, наименований профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение трудовых пенсий по старости, поименным списком работников, пользующихся правом на досрочное назначение трудовых пенсий, переданных войсковой частью 77360-Д.
Истец Яровой П.И. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика - филиала N 1 УФО МО РФ, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовал. В письменном отзыве в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Представитель ответчика - войсковой части 77360-Д, извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебном заседании не участвовал, в представленном отзыве не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица - Государственного учреждения - отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Снежногорске ЗАТО Александровск по Мурманской области извещался судом о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Яровой П.И., ссылаясь на неправильное определение судом юридически значимых обстоятельств, нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы приводит доводы, что итоговые документы для оформления результатов аттестации рабочих мест поступили в войсковую часть _ _ года. В период с _ _ года по _ _ года условия труда гражданского персонала судов атомного технологического обслуживания не менялись.
Не соглашается с выводом суда о том, что льготы и компенсации могут быть установлены с даты издания приказа о завершении аттестации.
Ссылаясь на положения части 4 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", устанавливающей исчисление срока периодичности проведения специальной оценки условий труда со дня утверждения отчета, указывает, что командиром войсковой части льготы и компенсации установлены после проведения измерений аттестующей организацией с даты внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации.
Полагает, что фактически частичная аттестация рабочих мест судов атомного технологического обслуживания завершена в сроки, указанные в приказе работодателя, до начала действия Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, упразднившего аттестацию. Поскольку аттестация рабочих мест подразделений войсковой части находится в стадии оформления документов, то в протоколе заседания аттестационной комиссии и сводной ведомости аттестации отсутствуют подписи членов комиссии.
Оспаривает вывод суда о необходимости проведения специальной оценки условий труда, поскольку аттестация рабочих мест проводилась в соответствии с принудительным исполнением решения суда с выделением на эти цели бюджетных средств, непризнание результатов аттестации приведет к двойному расходованию бюджетных средств на аналогичные цели.
Ссылаясь на положения статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, закрепляющей переходный период, полагает, что результаты проведенной аттестации правомерно использованы для установления гарантий и компенсаций работникам до проведения специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством.
Указывает на недопустимость ухудшения компенсационных мер в отношении работников применительно к положениям Трудового кодекса Российской Федерации, статье 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель филиала N 1 УФО МО РФ по Мурманской области Кондратьев А.А., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Яровой П.И., представитель ответчика войсковая часть 77360-Д, представитель ответчика филиал N 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области, представитель третьего лица Государственное учреждение - отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Снежногорске ЗАТО Александровск по Мурманской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу статьей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Суд первой инстанции правильно определили в необходимом объеме установилобстоятельства, имеющие значение для дела, применил надлежащие нормы материального права.
Согласно частям 1 и 2 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ) оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
В силу статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года N 583, приказом Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года N 255 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации, действующее с 27 июля 2014 года.
Ранее оплату труда гражданского персонала регулировало аналогичное Положение, утвержденное приказом Министра обороны РФ от 10 ноября 2008 года N 555.
Согласно пункту 16 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года N 255, гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней должностные оклады (тарифные ставки) повышаются на 12 процентов.
Аналогичные положения содержались в приказе Министра обороны РФ от 10 ноября 2008 года N 555.
Разрешая спор, проанализировав положения действующего законодательства, суд пришел к обоснованному выводу, что основанием для гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, признаются конкретные условия труда, определяемые до вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" по результатам аттестации рабочих мест, в настоящее время - по результатам специальной оценки условий труда.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" с 01 января 2014 года введена специальная оценка условий труда с упразднением аттестации рабочих мест по условиям труда.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года N 342н, действовавший до 07 июня 2014 года, устанавливал требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации, предусматривая комплексную оценку условий труда на рабочем месте с учетом класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам.
Согласно пункту 44 указанного Порядка результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому прилагается ряд документов. Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.
Исходя из приведенных положений, вопреки доводам жалобы, датой, с которой результаты аттестации могли быть использованы работодателем для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, является дата утверждения отчета об аттестации приказом работодателя.
Ссылка в апелляционной жалобе на положения части 4 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" выводов суда не опровергает, поскольку предусмотренные сроки проведения специальной оценки условий труда также исчисляются с момента утверждения отчета о ее проведении.
Проанализировав положения части 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"
во взаимосвязи со статьей 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", суд обоснованно указал, что к моменту вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 01 января 2014 года аттестации рабочих мест по условиям труда либо в силу иных правовых оснований (нормативных правовых актов бывшего СССР) установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда. Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен лишь по результатам специальной оценки условий труда в случае улучшения этих условий.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Яровой П.И. состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 77360-Д (ранее войсковая часть 60176) на основании трудового договора от *** года, с *** года работает *** технического танкера ***
Согласно пунктам 8 и 9 трудового договора (контракта) от ***, предприятие обязалось организовывать труд работника, создать условия для безопасного и эффективного труда, оборудовать рабочее место в соответствии с правилами охраны труда, техники безопасности, своевременно выплачивать обусловленную договором заработную плату. Работодатель принял на себя обязанность по обеспечению условий работы на рабочем месте с указанием достоверных характеристик, компенсаций и льгот работнику за тяжелые работы и работы с вредными, особо вредными или опасными условиями труда.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от *** года истцу установлен режим 36-часовой рабочей недели и предоставлено право ежегодного оплачиваемого отпуска в соответствии с трудовым законодательством. При этом выплаты компенсационного характера за работу во вредных условиях труда не установлены.
Согласно выписке из приказа от *** N * о принятии истца *** технического танкера ***, выплаты компенсационного характера за работу во вредных и опасных условиях труда не установлены.
В соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 26 апреля 2011 года N 342н, на основании заключенного между *** и *** государственного контракта от *** года N *** в период _ _ года в войсковой части 77360-Д проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, по результатам которой рабочее место истца аттестовано с комплексной оценкой труда - не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда.
Приказом командира войсковой части 77360-Д от *** года N *** период проведения аттестации определен с _ _ по _ _ года.
_ _ года командир войсковой части 77360-Д в связи с неполным внесением сведений по оценке условий труда и определения класса вредности при работах с источниками ионизирующего излучения в карты аттестации рабочих мест технического танкера " ***", ***, *** возвратил *** указанные карты.
Исправленные карты аттестации рабочих мест по определению безопасности и вредных условий труда гражданского персонала подразделений войсковой части 77360-Д - технического танкера " ***", ***, *** направлены _ _ года.
Приказом командира войсковой части 77360-Д от *** года N *** "О частичном завершении аттестации рабочих мест по условиям труда гражданского персонала" завершена аттестация рабочих мест по условиям труда в отношении гражданского персонала подразделений войсковой части 77360-Д - технического танкера " ***", ***, ***, пунктом 3 которого установлено исчислять результаты аттестации с даты проведения измерений - *** года.
Приказами командира войсковой части 77360-Д от *** года N *** и от *** года N *** истцу по итогам частично завершенной аттестации установлены льготы и выплаты компенсационного характера за работу с тяжелыми и вредными условиями труда в соответствии с установленным классом труда, должностной оклад с учетом 12 % надбавки за работу с тяжелыми и вредными условиями труда.
Оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что отчет об аттестации не утвержден, сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) не оформлены, суд правомерно указал, что аттестация рабочих мест либо специальная оценка условий труда не проведены, в связи с чем оснований для установления компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда не имеется.
Представленная карта аттестации рабочего места по условиям труда выводов суда ввиду отсутствия утвержденного отчета об аттестации не опровергает и не может расцениваться как основание для установления компенсаций по классу вредности и (или) опасности условий труда 3.3.
Не усмотрев оснований для признания за истцом права на получение компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, суд отказал в удовлетворении производного требования о внесении изменений в индивидуальный лицевой счет и применении дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по результатам аттестации рабочих мест. В данной части решение суда сторонами не обжалуется.
Доводы апелляционной жалобы о завершении аттестации рабочего места истца в установленные приказом работодателя сроки и отсутствии установленных документов по причине оформления аттестации иных рабочих мест, судебная коллегия отклоняет, поскольку результаты аттестации должны быть оформлены установленными документами, отсутствие которых свидетельствует о ее незавершении.
Доводы жалобы о позднем получении результатов проведенной аттестации, а также ссылка на приказ работодателя, согласно которому результаты аттестации применяются с даты издания приказа о ее проведении, несостоятельны, поскольку данный приказ нормативным актом не является, противоречит положениям актов, регулирующих порядок проведения аттестации рабочих мест и оформление ее результатов.
Доводы о том, что непризнание результатов аттестации приведет к перерасходу бюджетных денежных средств, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют, поскольку вопросы своевременности и качества исполнения государственного контракта предметом спора не являются.
Приводимые в жалобе доводы не опровергают выводов суда и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, поэтому не могут повлечь отмену постановленного решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе и по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Полярного районного суда Мурманской области от 25 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ярового П.И. - без удовлетворения.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.