Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Олейниковой В.В. судей Чекуновой О.В., Алябьева Д.Н. при секретаре Яковлевой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску О.В.Г. к К.Е.Л. о признании границ земельного участка декларативными, об определении границ земельного участка,
по апелляционной жалобе О.В.Г.,
на решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 31 августа 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований О.В.Г. к К.Е.Л. о признании границ земельного участка с кадастровым номером N " ... " расположенного по адресу "адрес" декларативными и об определении границ земельного участка с кадастровым номером N " ... ", расположенного по адресу "адрес", согласно заключению эксперта (ООО "Волгоградский землемер"), в следующих координатах:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... " - отказать".
Заслушав доклад судьи Чекуновой О.В., выслушав О.В.Г., поддержавшего доводы жалобы, представителя К.Е.Л. - К.А.Е.,
возражавшего против отмены решения суда, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
О.В.Г. обратился в суд с иском к К.Е.Л. о признании границ земельного участка с кадастровым номером N " ... ", расположенного по адресу: "адрес", декларативными, определить границ земельного участка с кадастровым номером N " ... " в координатах установленных экспертом.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью " ... " для индивидуального строительства и ведения подсобного хозяйства.
С целью оформления документов и постановки земельного участка на кадастровый учет он обратился к кадастровому инженеру для изготовления межевого плана.
В ходе выполнения кадастровых работ была установлена фактическая площадь его земельного участка, которая составила " ... " кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ решением филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по "адрес" был приостановлен кадастровый учет в связи с тем, что одна из границ земельного участка N " ... " пересекает границу земельного участка с кадастровым номером N " ... ", принадлежащего К.Е.Л.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе О.В.Г. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 7 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В соответствии с ч. ч. 7, 8 ст. 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Порядок установления характерных точек границ земельного участка, порядок определения их координат, а также требования к точности определения таких координат устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, и фактического землепользования.
Согласно ч. 1, 2 ст. 39 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее -согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено
местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Согласно ст.45 Федерального закона РФ от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О государственном кадастре недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015), (далее Закона о кадастре) кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, кадастровый или государственный учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, документы государственного земельного кадастра являются федеральной собственностью. Хранение и использование указанных документов и документации осуществляются в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке.
К землеустроительной документации, включенной в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, относятся документы, полученные в результате проведения землеустройства в соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве).
Статья 19 Закона о землеустройстве (в первоначальной редакции) устанавливала перечень видов землеустроительной документации, который включал, в том числе материалы межевания объектов землеустройства; карты
(планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства.
В силу статьи 17 Закона о землеустройстве межевание границ земельных участков представляет собой работы по установлению на местности границ участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат. Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
Карта (план) объекта землеустройства используется при нанесении его границ на соответствующую дежурную кадастровую карту (статья 20 Закона о землеустройстве).
Помимо этого, согласно пункту 6 статьи 19 Федерального закона от 2 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего в период постановки земельного участка ответчика на кадастровый учет, проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
Пунктом 1, 3 статьи 20 названного закона, предусматривалось, что в случае, если в представленных в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, документах отсутствуют сведения, необходимые для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, или если такие сведения противоречивы, проведение государственного кадастрового учета земельных участков приостанавливается и заявители немедленно в письменной форме извещаются о приостановлении проведения такого учета с обоснованием данных решений.
В проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если: с заявкой о проведении государственного кадастрового учета земельных участков обратилось ненадлежащее лицо; документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей; площадь земельного участка, в отношении которого должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, меньше минимального размера, установленного в соответствии с нормативными, правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.
Согласно пунктам 9, 10 действовавшего в спорный период Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства России от 07 июня 2002 года N 369 работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства в порядке, устанавливаемом Федеральной службой земельного кадастра России.
При определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ. Отсутствие надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения этих работ.
В соответствии с п. 11 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром от 17 февраля 2003 года, лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и(или) органы местного самоуправления), не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ извещаются о времени и месте проведения межевания.
Судом первой инстанции установлено,и материалами дела подтверждено, что О.В.Г. является собственником земельного участка общей площадью " ... " кв.м. для индивидуального строительства и ведения подсобного хозяйства, расположенного по адресу: "адрес".
К.Е.Л. является собственником земельного участка общей площадью " ... " кв.м., с кадастровым номером N " ... " для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: "адрес", на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок с кадастровым номером N " ... ", правообладателем которого является О.В.Г., содержит площадь " ... " кв.м, границы данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства, не установлены.
Границы земельного участка с кадастровым номером N " ... " площадью " ... " кв.м, собственником которого является К.Е.Л., установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: ДД.ММ.ГГГГ, площадь: " ... " кв.м.
Согласно сообщению заместителя директора филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области, сведения о земельном участке с кадастровым номером N " ... ", внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления администрации Городищенского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N " ... ".
В соответствии с землеустроительной экспертизой, проведенной по настоящему делу, следует, что фактическое положение границ земельного участка с кадастровым номером N " ... ", расположенного по адресу: "адрес", "адрес", невозможно сравнить со сведениями Государственного кадастра недвижимости из-за отсутствия в нем данных о координатах характерных точек границ данного земельного участка, в связи с чем, сделать вывод о соответствии либо несоответствии невозможно.
Фактическое положение границ земельного участка с кадастровым номером N " ... ", расположенного по адресу: "адрес", не соответствует сведениям о местоположении этих границ, содержащимся в Государственном кадастре недвижимости.
Площадь земельного участка с кадастровым номером N " ... ", расположенного по адресу: "адрес", определена после обработки геодезических измерений по фактическому ограждению меньше площади, содержащейся в Государственном кадастре недвижимости на " ... " кв.м. В связи с тем, что граница земельного участка не установлена в соответствии с земельным законодательством, определить способ несоответствия не представляется возможным.
Площадь земельного участка N " ... ", расположенного по адресу: "адрес", определена после обработки геодезических измерений по
фактическому ограждению меньше площади, содержащейся в Государственном кадастре недвижимости на " ... " кв.м.
Для приведения сведений Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером N " ... ", расположенного по адресу: "адрес" в соответствие с фактическими границами земельного участка, проходящими по ограждающим конструкциям и стене жилого дома, необходимо вариант 1 : " ... ":
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Вариант 2. Если в ходе судебного заседания будет установлено, что при проведении землеустроительных работ в отношении земельного участка с кадастровым номером N " ... ", расположенного по адресу: "адрес", р. "адрес", границы были установлены и согласованы со всеми заинтересованными лицами не по существующему на момент проведения экспертизы ограждению, а в том виде, в котором сведения о них внесены в Государственный кадастр недвижимости, то устранение несоответствия будет состоять из:
" ... "
" ... "
Площадь земельного участка при этом составит указанные в Государственном кадастре недвижимости " ... " кв.м.
Оценив представленные сторонами по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных требований и об отказе в их удовлетворении, поскольку истцом не представлено доказательств того, что на момент постановки земельного участка ответчика на кадастровый учет у органа, осуществляющего постановку земельного участка на кадастровый учет, имелись сведения о нарушении прав смежных землепользователей. Документы, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка ответчика, в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок, истцом не оспорены и не признаны недействительными.
Как указал суд, несовпадение фактического местоположения земельного участка ответчика со сведениями ГКН не является безусловным основанием считать, что местоположения земельного участка определено не верно. Кроме того, не представлены доказательства того, что границы земельного участка с другими землепользователями установлены, правомерно.
Фактическая площадь земельного участка истца занижена по сравнению с юридической, что является одним из признаков неверного определения границ участка по всему периметру. Кроме того, установление границ земельного участка ответчика в указанных истцом координатах, приведет к уменьшению площади земельного участка ответчика.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они следуют из анализа всей совокупности представленных и исследованных доказательств, которым суд дал оценку по правилам статьи 67 ГПК РФ.
В соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, истец приобрел недостроенный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", на земельном участке, размером " ... " кв.м, переданном продавцу на основании свидетельства о право пожизненного наследуемого владения на земельный участок, выданного Городищенской поселковой администрацией Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ N " ... ", на основании постановления малого совета "адрес" N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, согласно постановлению администрации "адрес" N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ О.В.Г. был предоставлен в собственность земельный участок, по указанному адресу, площадью " ... " кв.м для жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства на основании договора купли-продажи домовладения от ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено судом первой инстанции, границы земельного участка, принадлежащего О.В.Г., не определены. Данное обстоятельство подтверждается также сведениями Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области, из которых следует, что границы земельного участка, принадлежащего истцу поставлены на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Данный участок является ранее учтенным с декларированной площадью " ... " кв.м, границы земельного участка не установлены в соответствии с земельным законодательством.
При этом, как пояснил истец в ходе судебного разбирательства, спора по фактическому пользованию земельным участка нет, по границе земельного участка истца и смежного с ним участка ответчика проходит высокий кирпичный забор, возведенный более " ... " лет назад.
Кроме того, первоначально истцом был заявлено требование об установлении границ, принадлежащего ему земельного участка, площадью " ... " кв.м.
Таким образом, принимая во внимание положения ст. ст. 11, 12 ГК РФ, ст. 56 ГПК РФ, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных истцом требований, поскольку указанная в правоустанавливающих документах площадь земельного участка истца в размере " ... " кв.м имеет декларативный характер, до ДД.ММ.ГГГГ никакие землеустроительные работы по определению фактической площади, ее уточнению не проводились. Доказательств того, что ответчиком нарушены какие-либо права истца или его законные интересы, не представлено. Как установлено в судебном заседании, граница земельных участков, принадлежащих сторонам спора, закреплена с использованием объекта - забора, существует на местности более двадцати лет, спора по данной границе не имеется.
В процессе проведения согласования местоположения границ и площади земельных участков возражений в согласовании границ от землевладельцев не поступало.
Впоследствии именно такой объект с площадью " ... " кв.м был продан ответчику.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению
несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Нарушений норм материального и процессуального права судебной коллегией не установлено.
С учётом изложенного, судебная полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 31 августа 2015 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу О.В.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
?
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.