судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего: Колгановой В.М.,
судей: Марчукова А.В., Гулян Р.Ф.,
при секретаре: Булдаковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к комитету строительства Волгоградской области, администрации Волгоградской области, администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке,
по апелляционной жалобе и дополнению к ней комитета строительства Волгоградской области,
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 5 августа 2015 года, которым
исковые требования ФИО1 были удовлетворены частично.
На комитет строительства Волгоградской области возложена обязанность по предоставлению ФИО1 отдельного благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным требованиям, по договору социального найма площадью не менее установленных норм предоставления жилой площади на человека, с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
В удовлетворении исковых требований к администрации Волгоградской области, администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области, было отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав представителя комитета строительства Волгоградской области по доверенности ФИО2, поддержавшую доводы апелляционной жалобы и дополнение к ней, ФИО1, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился с иском к комитету строительства Волгоградской области, администрации Волгоградской области, администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке.
В обоснование заявленных требований указал, что является инвалидом 3 группы по общему заболеванию, состоит на учете больных "туберкулезом", признан нуждающимся во внеочередном предоставлении жилого помещения.
По характеру заболевания на него распространяется действие Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378, которым утвержден Перечень хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Кроме того, на него, как инвалида, подлежат распространению нормы ФЗ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Однако до настоящего времени жилым помещением по договору социального найма не обеспечен, чем существенно нарушены его жилищные права.
На основании изложенного, просил обязать комитет строительства Волгоградской области, администрацию Волгоградской области, администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области предоставить ему отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям жилое помещение, по норме предоставления во внеочередном порядке.
Судом постановлено указанное выше решение.
Определением Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 3 ноября 2015 г. в решении суда исправлена описка.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней комитет строительства Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность решения суда в части удовлетворенных требований и просит его отменить, как постановленное с нарушением норм материального права. Полагает, что обязанность по предоставлению жилых помещений во внеочередном порядке возложена на орган местного самоуправления
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнение к ней, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в ч. 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 49 ЖК РФ).
Пункт 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 1 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, активные формы туберкулеза с выделением имеют Код А15 - А19.
В силу ч. 5, 7 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ч. 1, 2 ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес".
В настоящее время проживает на съемной квартире, собственного жилого помещения в собственности не имеет.
Судом установлено, что ФИО1 состоит на учете в ГУЗ " " ... "" с диагнозом - активная форма туберкулеза. Имеющееся у него заболевание входит в Перечень хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378.
Решением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был признан нуждающимся во внеочередном предоставлении жилого помещения, поставлен на учет и включен в реестр граждан, больных заразными формами туберкулеза, проживающих в квартирах, в которых нельзя выделить отдельную комнату.
Однако до настоящего времени жилым помещением по договору социального найма не обеспечен.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, исследованными в судебном заседании.
Удовлетворяя заявленные требования в части возложения обязанности на комитет строительства Волгоградской области по предоставлению ФИО1 отдельного благоустроенного жилого помещения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец, как лицо, являющееся инвалидом и страдающее тяжелой формой хронического заболевания, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 378 от 16 июня 2006 г., вправе требовать предоставления во внеочередном порядке отдельного благоустроенного жилого помещения в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее установленных норм предоставления жилых помещений.
Признавая обоснованными требования истца в части возложения обязанности по предоставлению жилого помещения на комитет строительства Волгоградской области, суд правильно исходил из необходимости возложения данной обязанности на вышеуказанный орган исполнительной власти субъекта РФ по следующим основаниям.
Статья 57 ЖК РФ представляет собой общую норму, которая не регулирует всех правовых особенностей предоставления жилых помещений гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
Специальным законом, регламентирующим меры социальной защиты непосредственно лиц страдающих туберкулезом, является Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в РФ".
Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ (в редакции от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ), больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъекта РФ.
На основании п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с п. 5 ст. 12 Закона Волгоградской области от 2 ноября 2004 г. N 954-ОД "О противотуберкулезной помощи и предупреждении распространения туберкулеза в Волгоградской области", больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых, исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи, нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством Волгоградской области.
Предоставление жилых помещений категориям граждан, указанным в ч. 1 настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном администрацией Волгоградской области.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности ст. 4, 5 и п. 5 ст. 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", в связи с запросами Правительства Волгоградской области и Правительства Сахалинской области", которым п. 5 ст. 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее ст.ст. 7, 18, 19 (ч. 1 и 2), 40 и 41 (ч. 1 и 2), в той мере, в какой в силу своей нормативной неопределенности он не позволяет точно, ясно и недвусмысленно установить принадлежность конкретному уровню публичной власти полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), и обязанности по выделению необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств и тем самым - обеспечить защиту права указанных граждан на данную меру социальной поддержки, следует, что субъекты Российской Федерации, а также органы местного самоуправления не лишены возможности участвовать в осуществлении полномочий по внеочередному предоставлению указанным гражданам отдельных жилых помещений за счет собственных средств.
Таким образом, по смыслу правовой позиции, изложенной в указанном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, обязанность по обеспечению граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, жилыми помещениями по договору социального найма во внеочередном порядке, подлежит возложению на администрацию Волгоградской области (в лице комитета строительства Волгоградской области), как орган исполнительной власти субъекта РФ.
В этой связи, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции на законных основаниях возложил на комитет строительства Волгоградской области обязанность по реализации жилищных прав истца.
При указанных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы и дополнении к ней о необоснованном возложении на комитет строительства Волгоградской области обязанности по обеспечению граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, жилыми помещениями по договору социального найма во внеочередном порядке, являются несостоятельными и основаны на неправильном толковании норм материального права регулирующих спорные правоотношения.
Иные доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней также являются необоснованными и не опровергают выводов суда.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы и дополнения к ней, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 5 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу и дополнение к ней комитета строительства Волгоградской области, без удовлетворения.
Председательствующий: /подпись/
Судьи: /подписи/
Копия верна:
Судья
Волгоградского областного суда А.В. Марчуков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.