Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Тертышной В.В., Балашовой И.Б.
при секретаре Серовой О.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Попова В. И., Нагавкина И. Б. о признании решения Калачёвской городской Думы Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в части незаконным и не влекущим правовых последствий с момента принятия
по апелляционной жалобе Попова В. И.
на решение Калачевского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Попова В. И., Нагавкина И. Б. о признании решения Калачёвской городской Думы Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Правил землепользования и застройки Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района "адрес" в части утверждения на карте градостроительного зонирования земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" Калачёвский район "адрес" ( четная сторона) в границах "адрес" и ул. "адрес"ю 8000 кв. метров в качестве территорий зоны для жилой застройки незаконным и не влекущим правовых последствий с момента принятия- отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Калачёвская городская Дума Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района "адрес" приняла решение об утверждении Правил землепользования и застройки Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района "адрес", которые официально размещены на сайте Администрации Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района "адрес" и обнародованы путём размещения в специально установленных для обнародования местах.
П. В.И., Нагавкин И.Б. обратились в суд с заявлением о признании незаконным и недействующим вышеуказанного решения Калачёвской городской Думы Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в части.
В обоснование своих требований заявители указали, что оспариваемое решение в части утверждения на карте градостроительного зонирования земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" Калачёвский район "адрес" (четная сторона) в границах "адрес" и ул. "адрес"ю 8000 кв. метров в качестве территорий зоны для жилой застройки противоречит положениям градостроительного законодательства, нарушает право заявителей на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия жизнедеятельности.
Просили суд признать решение Калачёвской городской Думы Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Правил землепользования и застройки Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района "адрес" в части утверждения на карте градостроительного зонирования земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" Калачёвский район "адрес" (четная сторона) в границах "адрес" и ул. "адрес"ю 8000 кв. метров в качестве территорий зоны для жилой застройки незаконным и не влекущим правовых последствий с момента принятия, пояснили обстоятельства, изложенные в заявлении.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе П. В.И. оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту - КАС РФ), выслушав П. В.И., его представителя Бенгардт Ю.Н., прокурора Мамину Н.Л., поддержавших доводы жалобы, представителя Калачевской городской Думы Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района "адрес" Шаповалову Г.В., считавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно п. 20 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 года N 131 к вопросам местного значения поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления могут приниматься муниципальные правовые акты.
Муниципальный правовой акт - обязательное для исполнения на территории муниципального образования документально оформленное решение, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом или должностным лицом местного самоуправления, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер, по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Постановлением Главы Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района "адрес" N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о подготовке П. Правил землепользования и застройки Калачёвского городского поселения Правила).
Указанным постановлением был утвержден состав комиссии по подготовке Правил, порядок её деятельности, порядок и сроки проведения работ по подготовке Правил, а также утвержден порядок направления в комиссию по подготовке П. Правил предложений заинтересованных лиц.
ДД.ММ.ГГГГ Постановление N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано в городской газете " Калач-на-Дону", которая в соответствии с решением Калачёвской городской Думы N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ является официальным публикатором муниципальных правовых актов Калачёвского городского поселения.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района "адрес" и ООО "Проектно-изыскательский институт РосГражданПроект" был заключен муниципальный контракт на разработку первого этапа П. Правил землепользования и застройки Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района "адрес".
Исходными данными для проектирования стали материалы генерального плана городского поселения "адрес", данные об установлении на местности зон охраны объектов культурного наследия (постановление главы Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района "адрес" N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ ; N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ); нормативно - правовые акты, регламентирующие предоставление земельный участков (решение Калачёвской районной "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков Г., юридическим лицам для целей, не связанных со строительством из земель, находящихся в муниципальной собственности Калачёвского муниципального района, и из земель, государственная собственность на которые не разграничена", Решение Калачёвской районной "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " " Об утверждении положения о порядке предоставления земельных участков для строительства из земель находящихся в муниципальной собственности Калачёвского муниципального района, и из земель, государственная собственность на которые не разграничена").
Постановлением главы Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района "адрес" N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ были назначены публичные слушания по рассмотрению П. Правил застройки Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района "адрес" на ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов, которое было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в газете " Калач-на-Дону".
По результатам публичных слушаний ДД.ММ.ГГГГ Калачёвская городская Дума Калачёвского муниципального района "адрес" приняла решение N " ... " об утверждении Правил землепользования и застройки Калачёвского городского поселения.
Отказывая в удовлетворении требований заявителей о признании решения Калачёвской городской Думы Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в части незаконным и не влекущим правовых последствий с момента принятия, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение не противоречат действующему градостроительному законодательству и не нарушают права жителей "адрес", в том числе, заявителей П. В.И. и Нагавкина И.Б. на благоприятную окружающую среду и условия жизнедеятельности.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, подлежащего применению на момент принятия решения судом первой инстанции, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение не отвечает указанным требованиям.
В силу ст. ст. 1,3,4 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) отношения в сфере градостроительной деятельности, в том числе вопросы территориального планирования, градостроительного зонирования, проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства регулируются законодательством о градостроительной деятельности.
Статья 8 ГрК РФ устанавливает полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. К числу таких полномочий относится подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов, а также утверждение правил землепользования и застройки территорий таких муниципальных образований.
В соответствии со ст. 1 ГрК РФ под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно ч.1 ст. 9 Гр.К РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 3 названной нормы документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В пункте 3 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ установлено, что документом территориального планирования городских округов являются генеральные планы соответствующих муниципальных образований, которые включают в себя сведения, предусмотренные ст. 23 ГрК РФ.
Согласно ст. 23 ГрК РФ на картах генерального плана поселения определяются границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон.
В соответствии с п. 9 ст. 1, ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом территориальной зоны в составе правил землепользования и застройки, положения которых в силу п. 3,9 ст. 31 ГрК РФ должны соответствовать требованиям генерального плана городского округа.
Исходя из положений ст. 13 ГК РФ нормативный акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если он не соответствует закону и иным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.
Документом территориального планирования на территории Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района "адрес" является Генеральный план городского поселения "адрес" Калачёвского муниципального района "адрес", утвежденный решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N " ... ".
В соответствии с Генеральным планом "адрес" спорный земельный участок расположен в зоне перспективного градостроительного развития в рекреационной зоне (парки, скверы, бульвары).
Таким образом, отнесение в Правилах землепользования и застройки спорного земельного участка к зоне застройки малоэтажными жилыми домами не соответствует Генеральному плану городского поселения "адрес" Калачёвского муниципального района "адрес", имеющему большую юридическую силу, и нарушает права заявителей на благоприятную окружающую среду и условия жизнедеятельности.
Согласно ч. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Поскольку установлены обязательные условия для признания нормативного правого акта недействительным, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Калачевского районного суда Волгоградской области от 31 августа 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым
заявление Попова В. И., Нагавкина И. Б. о признании решения Калачёвской городской Думы Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения на карте градостроительного зонирования земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" Калачёвский район "адрес" (четная сторона) в границах "адрес" и ул. "адрес"ю 8000 кв. метров в качестве территорий зоны для жилой застройки незаконным и не влекущим правовых последствий с момента принятия - удовлетворить.
Признать решение Калачёвской городской Думы Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Правил землепользования и застройки Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района "адрес" в части утверждения на карте градостроительного зонирования земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" Калачёвский район "адрес" (четная сторона) в границах "адрес" и ул. "адрес"ю 8000 кв. метров в качестве территорий зоны для жилой застройки незаконным и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Калачёвскую городскую Думу Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района "адрес" опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором были опубликованы или должны были быть опубликован оспоренный нормативно-правовой акт или его отдельные положения.
Председательствующий судья: подпись
Судьи: подписи
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.