Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Балашовой И.Б., Серышевой Н.И.
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Центрального района г. Волгограда в интересах неопределённого круга лиц к администрации Волгограда о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности
по апелляционной жалобе представителя администрации Волгограда
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 29 сентября 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Центрального района г. Волгограда в интересах неопределённого круга лиц к администрации Волгограда о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию Волгограда устранить выявленные нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности согласно ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", обеспечить линией наружного освещения автомобильную дорогу по "адрес", в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г. Волгограда в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Волгограда о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Центрального района г. Волгограда совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Волгограду проведена проверка законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории Центрального района г. Волгограда.
В ходе проведенной проверки установлено, что автомобильная дорога по "адрес" зарегистрирована в перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения Волгограда под N 18401395 ОП МГ 039. У дороги по "адрес" до пересечения с "адрес" отсутствует линия наружного освещения.
Сославшись на указанные обстоятельства, просил возложить на администрацию Волгограда обязанность устранить выявленные нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности согласно ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", обеспечить линией наружного освещения автомобильную дорогу по "адрес" в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с решением суда первой инстанции представитель администрации Волгограда обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указано на нарушение и неправильное применение судом норм материального права, неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В связи с введением в действие с 15 сентября 2015 года Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), с учетом положений части 2 статьи 3 Федерального закона от 8 марта 2015 года N 22-ФЗ, апелляционная жалоба подлежит рассмотрению и разрешению в соответствии с указанным нормативным актом.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьи 308 КАС РФ в полном объёме, проверив материалы дела, выслушав прокурора отдела Волгоградской областной прокуратуры Дружининой И.А. об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно статье 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Технические требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц содержатся в Своде правил 52.13330.2011 "Естественное и искусственное освещение", ГОСТе Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утверждённым Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года N 221.
Согласно пунктам 4.6.1, 4.6.3, 4.6.4 ГОСТа Р 50597-92 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении осветительной освещённости до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещённости до 10 лк. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел/ч и транспортных средств в обоих направлениях менее 50 ед/ч.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. N 270-ст утверждён национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (далее ГОСТ Р 52766-2007). Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды с 1 июля 2008 года. Стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные, в том числе, для повышения безопасности дорожного движения.
Пунктом 4.6.1. ГОСТ Р 52766-2007 установлено, что на автомобильных дорогах предусматривается электрическое освещение, в том числе и на пешеходных переходах.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Центрального района г. Волгограда совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Волгограду проведена проверка законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории Центрального района г. Волгограда. Установлено, что автомобильная дорога по "адрес" зарегистрирована в перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения Волгограда под N 18401395 ОП МГ 039, следовательно, является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения неопределённого круга транспортных средств и пешеходов. У дороги по "адрес" отсутствует линия наружного освещения.
Указанные недостатки зафиксированы в акте по результатам проведённой прокуратурой Центрального района г. Волгограда проверки от 11 июня 2015 года.
Ответчиком и третьим лицом наличие выявленных недостатков, в виде отсутствия светильников и линии наружного освещения не оспаривается.
Выявленное проверкой отсутствие стационарного электрического освещения нарушает требования в области безопасности дорожного движения, а также требования ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", ГОСТа Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" и создаёт угрозу возникновения аварийных ситуаций на дорогах, дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищённости его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Статья 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 N 257-ФЗ (ред. от 27 мая 2014) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подразделяет автомобильные дороги в зависимости от их значения на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешённого использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.
Согласно пункту 11 статьи 5 указанного закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Материалами дела подтверждается, что автомобильная дорога по "адрес" г. Волгограда является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов, из чего следует, что указанная автомобильная дорога по классификации, предусмотренной Законом "Об автомобильных дорогах", относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, предназначенных для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (часть 3 статьи 5).
Пунктом 6 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Аналогичные положения содержат пункты 3, 5 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как следует из части 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 39 Устава города-героя Волгограда дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Волгоград и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного самоуправления Волгограда, исполнительно-распорядительным органом которого является Администрация Волгограда.
Установив, что отсутствие освещения на вышеуказанной улице не соответствует требованиям пунктов 4.6.1, 4.6.3, 4.6.4 ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" и ГОСТа Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" и создаёт угрозу возникновения аварийных ситуаций на дорогах, дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни и здоровью граждан, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, предъявленных в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Поскольку участок дороги, в отношении которого заявлены требования прокурора, относятся к автомобильным дорогам местного значения, то суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по организации обеспечения линией наружного освещения автомобильной дороги по "адрес" на Администрацию Волгограда.
Довод апелляционной жалобы о том, что Положения Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования", на которые сослался суд, не являются обязательными и подлежат применению на добровольной основе, не может быть принят судебной коллегией во внимание, поскольку в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 46 ФЗ "О техническом регулировании" требования указанного ГОСТа являются обязательными для организаций и лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что в установленный судом шестимесячный срок очевидна неисполнимость постановленного судебного решения, поскольку всего срок проектирования и строительства объекта наружного освещения составляет 545 дней, не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку данное обстоятельство не определяет наличие или отсутствие необходимости в выполнении этих работ, поскольку приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, является одним из принципов обеспечения безопасности дорожного движения (статья 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 N 196-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013) "О безопасности дорожного движения").
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, поэтому также признаются судебной коллегией несостоятельными.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 29 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Волгограда - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Верно:
Судья Волгоградского областного суда И.Б.Балашова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.