ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Волгоград 12 ноября 2015 года
Волгоградский областной суд в составе
председательствующего Ждановой С.В.,
с участием представителя
административного истца Горового Р.А.,
при секретаре Дробковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Шелкуновой Э.Г. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
14 августа 2015 г., ИП Шелкунова Э.Г. (далее - административный истец), являющаяся арендатором двух объектов недвижимости: земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N " ... ", площадью " ... " кв.м., и земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N " ... ", площадью " ... " кв.м., обратилась в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равных их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указала на то, что кадастровая стоимость названных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости. Данное обстоятельство нарушает права административного истца как плательщика арендной платы. В связи с чем, с учётом уточнения исковых требований, просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N " ... " равной его рыночной стоимости в размере " ... " руб., земельного участка с кадастровым номером N " ... " равной его рыночной стоимости в размере " ... " руб.
В ходе судебного заседания представитель административного истца Горовой Р.А. заявленные требования поддержал, настаивая на их удовлетворении.
К участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"). В качестве заинтересованных лиц привлечены: Губернатор Волгоградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее - Управление Росреестра по Волгоградской области), Комитет по управлению государственным имуществом по Волгоградской области, Комитет земельных ресурсов администрации г.Волгограда, Администрация г.Волгограда.
ИП Шелкунова Э.Г. и вышеуказанные лица своевременно и надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
От административного истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие. Представители Губернатора Волгоградской области, ФГБУ "ФКП Росреестра", Управления Росреестра по Волгоградской области направили в суд ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. Также представители ФГБУ "ФКП Росреестра" и Управления Росреестра по Волгоградской области в своих ходатайствах вопрос о разрешении заявления оставили на усмотрение суда.
Поскольку в соответствии с положениями ч.4 ст.247 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы административного дела, оценив доводы, изложенные в заявлении, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Статья 245 КАС РФ предусматривает право гражданина на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Использование земли в Российской Федерации является платным.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствие с п.2 ч.1 ст.248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, в том числе и решением суда.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Из материалов дела следует, что ИП Шелкунова Э.Г. является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N " ... ", площадью " ... " кв.м., а также земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N " ... ", площадью " ... " кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером N " ... " передан административному истцу на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. N N " ... ", и дополнительных соглашений N N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ года и N N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ., заключенных между ИП Шелкуновой Э.Г. и Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области (после переименования - Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области), сроком до ДД.ММ.ГГГГ года (т.1 л.д.21-47).
Земельный участок с кадастровым номером N " ... " передан административному истцу на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. N N " ... ", дополнительных соглашений N N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ года и N N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ. и изменений от ДД.ММ.ГГГГ. к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ., заключенных между ИП Шелкуновой Э.Г. и Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области, сроком до ДД.ММ.ГГГГ года (т.1 л.д.171-206).
В данном случае, из вышеназванных договоров аренды и расчётов арендной платы земельных участков следует, что размер арендной платы в отношении спорных земельных участков исчисляется по формуле, исходя из кадастровой стоимости земельных участков. Следовательно, определение в отношении спорных объектов недвижимости кадастровой стоимости влияет на обязанность ИП Шелкуновой Э.Г. по уплате арендной платы, в связи с чем административный истец обладает правом оспорить результаты кадастровой стоимости земельных участков.
В силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом, исходя из анализа положений упомянутой статьи, следует, что датой установления стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, несмотря на то, что для целей определения их кадастровой стоимости применяются средние показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки земель.
В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, а также в случаях изменения характеристик земельного участка, влияющих на кадастровую стоимость (отнесение земельного участка к другой категории земель, изменение вида разрешенного использования земельного участка или уточнения площади земельного участка) определение кадастровой стоимости проводится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222 (далее - Методические указания).
В соответствии с п.2.2 Методических указаний в случае изменения площади земельного участка кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади земельного участка.
В соответствии с пунктом 2.6 Методических указаний, в случае изменения площади земельного участка или его вида разрешенного использования, или перевода земельного участка из одной категории в другую, или отнесения земельного участка к определенной категории земель кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером N " ... " следует, что сведения об участке внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ г. (т.1 л.д.49-51).
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером N " ... " следует, что сведения об участке внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ г. (т.1 л.д.208-210).
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 года N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области" (далее - Постановление от 20 ноября 2012 г. N 1130) утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населённых пунктов Волгоградской области согласно приложению N 1 по состоянию на 1 января 2010 г., в число которых вошли земельные участки с кадастровыми номерами N " ... " и N " ... ".
Из сообщения ФГБУ "ФКП Росреестра" от ДД.ММ.ГГГГ г. N N " ... " и акта следует, что в государственный кадастр недвижимости 18 декабря 2012 внесены изменения площади и местоположении границ земельного участка с кадастровым номером N " ... ", кадастровая стоимость определена на эту же дату в размере " ... " руб. " ... " коп.
4 апреля 2014 г. в государственный кадастр недвижимости внесены качественные изменения земельного участка с кадастровым номером N " ... ", согласно которым вид разрешенного использования изменился с "место размещения многофункционального общественного комплекса" на "для размещения объектов торговли". Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена по состоянию на 4 апреля 2014 г. в размере " ... " руб. " ... " коп. (т.2 л.д.151-153, 154, 155).
Учитывая то обстоятельство, что кадастровая стоимость спорных земельных участков определена на основании статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, то датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является дата внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости: земельного участка с кадастровым номером N " ... " - 18 декабря 2012 г., земельного участка с кадастровым номером N " ... " - 4 апреля 2014 г.
В процессе рассмотрения дела судом проведена экспертиза, по результатам которой экспертом Г.А.В ... составлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ г. N N " ... " (т.2 л.д.199-233).
Согласно данному заключению рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N " ... " по состоянию на 18 декабря 2012 г. составляет " ... " руб., земельного участка с кадастровым номером N " ... " по состоянию на 04 апреля 2014 г. составляет " ... " руб.
В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствие с ч.5 ст.247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование свих требования и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Согласно ст.82 КАС РФ заключение эксперта должно содержать описание и результаты исследований с указанием применённых методов; выводы по поставленным перед экспертом (комиссией экспертов) вопросам и обоснование этих выводов.
Заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьёй 84 настоящего Кодекса.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (ч.1).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (ч.3).
Частью 2 статьи 83 КАС РФ предусмотрено, что в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта (комиссии экспертов) или наличия противоречий в выводах эксперта (комиссии экспертов) суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту (другой комиссии экспертов).
Судом установлено, что вышеуказанное заключение эксперта соответствует требованиям, предъявляемым ст.82 КАС РФ, а также требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Так, экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответ на поставленный судом вопрос. Выводы эксперта о рыночной стоимости земельных участков сделаны на основе сравнительного подхода с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, опубликованных в открытых источниках информации, с применением корректирующих коэффициентов. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов экспертом произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей рынка недвижимости в соответствующий период и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Достоверность выводов эксперта сторонами сомнению не подвергалась.
При таких данных, оценив по правилам ст. ст. 14, 62, 84 КАС РФ представленное заключение эксперта, которое было выполнено в рамках проведения судебной экспертизы, эксперт предупреждён об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, экспертиза проведена экспертом Г.А.В., имеющим необходимое образование и стаж работы в области оценки - с ДД.ММ.ГГГГ года, суд приходит к выводу о том, что заключение эксперта является допустимым доказательством по делу, подтверждающим достоверность указанной в нём итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что доказательств, опровергающих изложенные в экспертном заключении об установлении рыночной стоимости выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, административным ответчиком и заинтересованными лицами в материалы дела не представлено, ходатайства о назначении повторной экспертизы указанными лицами не заявлено, поводы для ее назначения по инициативе суда отсутствуют, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления.
При таких обстоятельствах кадастровая стоимость спорных земельных участков подлежит установлению равной их рыночной стоимости в указанном размере.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном названным федеральным законом порядке.
Исходя из вышеизложенного, установление судом рыночной стоимости земельных участков является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Представленные административным истцом отчёты об оценке рыночной стоимости земельных участков, выполненные " ... ", правового значения при принятии решения не имеют, поскольку рыночная стоимость спорных земельных участков установлена судом на основании заключения судебной экспертизы, с выводами которой согласился представитель административного истца, уточнивший заявленные требования с учётом названной судебной экспертизы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Шелкуновой Э.Г. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, поданное в суд 14 августа 2015 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N " ... ", площадью 555 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации торгового павильона, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 18 декабря 2012 г. в размере " ... " рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N " ... ", площадью " ... " кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения объектов торговли, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 04 апреля 2014г. в размере " ... " рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Волгоградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Жданова С.В.
решение в окончательной
форме принято 13 ноября 2015 г.
Судья: Жданова С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.