Волгоградский областной суд
в составе председательствующего судьи: Кубасова И.Г.
при секретаре: Кердан Л.Н.
рассмотрев 20 октября 2015 года в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Возрождение" к Губернатору Волгоградской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Волгоградской области и об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
ООО "Возрождение" (далее - административный истец) 06 августа 2015 года обратилось с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.
Председателем Комиссии в адрес ООО "Возрождение" направлены письменные разъяснения о том, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков могут быть оспорены только в судебном порядке.
ООО "Возрождение" 21 сентября 2015 года обратилось в Волгоградский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N " ... ", площадью 5000 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости.
В обоснование требований указано, что административный истец является собственником указанного земельного участка. Установленная кадастровая стоимость земельного участка в несколько раз превышает рыночную стоимость, что возлагает на административного истца обязанность по уплате земельного налога в необоснованно завышенном размере.
От представителя административного истца Лихоткина А.Н. поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
От административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области
поступили письменное объяснения, в которых указано, что при вынесении решения по делу Управление полагается на усмотрения суда, поскольку претензий к истцу не имеют. Административный ответчик просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
От заинтересованного лица Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области поступило ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Административный ответчик Губернатор Волгоградской области и заинтересованное лицо Администрация Волгограда явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Учитывая, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, суд принял решение о рассмотрении дела в их отсутствие (ч. 4 ст. 247 КАС РФ).
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований к удовлетворению заявленных требований в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ действует в предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Из материалов дела следует, что ООО "Возрождение" является собственником земельного участка с кадастровым номером N " ... ", площадью 5000 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности N " ... ". Категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Волгоградской области с разрешенным видом использования: для строительства стационарной автозаправочной станции (л.д. 20).
В данном случае установлено, что размер налоговых платежей в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Следовательно, определение в отношении спорного объекта недвижимости кадастровой стоимости влияет на размер уплачиваемых ООО "Возрождение" налогов, и, таким образом, у административного истца имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 года N 1127 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Волгоградской области", утверждена кадастровая стоимость земельных участков земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Волгоградской области по состоянию на 01 января 2009 года.
В силу указанного правового акта, а также данных кадастрового паспорта (л.д. 106-108) и кадастровой справки (л.д. 105), сообщения ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, датой определения кадастровой стоимости спорного земельного участка является - 01 января 2009 года. Кадастровая стоимость земельного участка на указанную дату определена равной " ... " рублей.
Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно положениям ч. 1 ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 6 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В подтверждение заявленных требований административным истцом суду был представлен отчет " ... " от 01 июля 2015 года, в соответствии с которым рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2009 года определена равной " ... " рублей (л.д. 44-113).
Указанный отчет получил положительное экспертное заключение " ... " (Экспертное заключение N " ... " от 17.07.2015г.), из которого следует, что отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки. Выводы, сделанные оценщиком о величине рыночной стоимости объекта оценки признаны обоснованными (л.д. 114-126).
Давая оценку отчету и экспертному заключению, суд исходит из того, что они содержат все предусмотренные законодательством сведения. В них указана необходимая общая информация, идентифицирован объект оценки, приведен анализ рынка объекта оценки, описание процесса оценки, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования, результаты, полученные при применении различных подходов к оценке, итоговая величина стоимости объекта оценки. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости оцененного земельного участка, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено.
Административные ответчики по делу и заинтересованные лица возражений о несогласии с заявленными требованиями по мотиву необоснованного снижения кадастровой стоимости объекта оценки суду не представили, как не представили и доказательств того, что величина рыночной стоимости спорного объекта оценки установлена неверно.
При таких обстоятельствах заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
С учётом правовой позиции, изложенной в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 28 от 30 июня 2015 года, и ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения следует указывать дату подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора. В связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Таким образом, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости является дата обращения административного истца в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области - 06 августа 2015 г. (л.д. 128-130).
Руководствуясь ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Возрождение" к Губернатору Волгоградской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Волгоградской области и об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить в полном объёме.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N " ... ", площадью 5000 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере " ... " рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области - 06 августа 2015 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: И.Г. Кубасов
Мотивированное решение изготовлено 21 октября 2015 года.
Судья: И.Г. Кубасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.