Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Г.К. Екония
судей И.П. Назаркиной Ю.П. Тамарова
при секретаре Н.В. Сухойкиной
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 ноября 2015 г. в г. Саранске гражданское дело по апелляционной жалобе истца Марьина Максима Сергеевича на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 сентября 2015 г.
Заслушав доклад судьи Назаркиной И.П., судебная коллегия
установила:
Марьин М.С. обратился в суд с иском к Государственному казённому учреждению "Социальная защита населения по городскому округу Саранск" о признании незаконным решения о приостановлении выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг и понуждении возобновить выплату указанной компенсации.
В обоснование заявленных требований указал, что письмом ГКУ "Социальная защита населения по городскому округу Саранск" от 26 мая 2015 г. он уведомлен о прекращении выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг с 01 мая 2015 г. на основании постановления Правительства Республики Мордовия N 342 от 28 июля 2008 г., в связи с наличием задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в течение двух месяцев. Считает указанное решение незаконным, поскольку согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" ему, как ветерану боевых действий, с 2008 года предоставлена мера социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилья в размере 50%, а ухудшение условий получения указанной льготы законом не предусмотрено. Кроме этого, существует спор о размере задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг между ним и ООО "Саранский расчётный центр". Просил суд признать решение ответчика незаконным и обязать его возобновить выплату компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг с 01 мая 2015 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 сентября 2015 г. в удовлетворении исковых требований Марьина М.С. отказано.
В апелляционной жалобе истец Марьин М.С. просит решение суда отменить, приведя доводы о том, что он получил право на льготу в 2008 г. в период действия Федерального закона "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N122, ухудшение её условий федеральным законом не предусмотрено; между ним и третьим лицом ООО "Саранский расчетный центр" существует спор о размере задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг; суд использовал представленные ответчиком данные, которые не проверил, не выяснил обстоятельства о количестве проживающих с ним в квартире жильцов, размер стоимости жилищно-коммунальных услуг, размер его доли по оплате указанных услуг. Просил отменить решение суда и принять новое об удовлетворении его исковых требований.
В судебное заседание истец Марьин М.С., представители ответчика ГКУ "Социальная защита населения по городскому округу Саранск", третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Саранский расчетный центр" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем заблаговременного направления по почте судебного извещения с уведомлением о вручении, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель истца Марьин С.Т. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, Марьин М.С. является ветераном боевых действий и имеет право на льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах".
Марьин М.С. проживает и зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении общей площадью 64,10 кв.м., расположенном по адресу: "данные изъяты", нанимателем которого является Марьин С.Т.
Помимо истца в указанном жилом помещении по месту жительства зарегистрированы еще восемь человек: отец Марьин С.Т., три брата: М.А.С., М.В.С., М.К.С., две сестры: К.Е.С., М.С.С и два племянника: К.Н.П. и К.И.П.
Распоряжением отдела социальной защиты населения Октябрьского района г. Саранска от 11 марта 2008 г. Марьину М.С. на основании его заявления с 05 марта 2008 г. установлена мера социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50% (л.д. 39).
Решением отдела социальной защиты населения Администрации Октябрьского района от 09 августа 2015 г. с 01 сентября 2008 г. Марьину М.С. как участнику боевых действий назначена ежемесячная денежная компенсация части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50% по адресу: "данные изъяты", в соответствии с Законом Республики Мордовия от 20 мая 2008 г. N31-З (л.д. 45).
Согласно уведомлению ГКУ "Социальная защита населения по городскому округу Саранск" от 26 мая 2015 г. Марьину М.С. с 01 мая 2015 г. приостановлена выплата ежемесячной денежной компенсация части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с наличием задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг в течение двух месяцев, на основании пункта 15 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия N342 от 28 июля 2008 г. (л.д.3)
По информации, представленной ООО "Саранский расчётный центр" в ГКУ "Социальная защита населения по городскому округу Саранск", по состоянию на 01 мая 2015 г. задолженность по лицевому счёту по оплате жилищно-коммунальных услуг за жилое помещение, расположенное по адресу: "данные изъяты", составила "данные изъяты". (оборотная сторона л.д. 36, л.д. 37).
Согласно информации, представленной ООО "Саранский расчётный центр" 07 сентября 2015 г. в районный суд, по жилому помещению расположенному по адресу: "данные изъяты", общая задолженность за жилищно-коммунальные услуги, электроснабжение, и пени составляет "данные изъяты"., из которых:
- "данные изъяты" коп. - долг за жилищно-коммунальные услуги;
- "данные изъяты" коп. - пени;
- "данные изъяты" коп. - долг за электроснабжение.
Из объяснений представителя истца Марьина С.Т. следует, что он является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: "данные изъяты", по договору социального найма, по жилому помещению открыт на его имя один лицевой счёт. Соглашение о порядке несения расходов по содержанию квартиры и оплате жилищно-коммунальных услуг между Марьиным С.Т. и членами его семьи, в том числе с сыном Марьиным М.С., не заключено. Задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в отношении жилого помещения имеет место быть. Марьин С.Т., также как и Марьин М.С., не согласен с размером указанной ООО "Саранский расчётный центр" задолженности, однако в судебном порядке спор относительно размера этой задолженности не разрешался.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что выплата истцу ежемесячной денежной компенсации коммунальных услуг была приостановлена правомерно, поскольку для этого имелись основания, предусмотренные пунктом 15 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия N342 от 28 июля 2008 г.
Данный вывод суда основан на установленных обстоятельствах дела и правильном применении закона.
Согласно подпункту 5 пункту 1 статьи 16 Федерального закона 5-ФЗ от 12 января 1995 г. "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона предоставляется мера социальной поддержки в форме оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона 5-ФЗ от 12 января 1995 г. "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется мера социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов:
платы за наём и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
Согласно положениям пунктов 1, 2, 6 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции ФЗ N122 - ФЗ от 22 августа 2004 г.) полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 данного Федерального закона, переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которые вправе устанавливать формы предоставления мер социальной поддержки нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 14 Закона Республики Мордовия N102-З от 28 декабря 2004 г. "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" порядок и форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг устанавливаются Правительством Республики Мордовия, в том числе и для категории граждан "ветеран боевых действий".
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 июля 2008 г. N342 утверждено Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Республике Мордовия.
В соответствии с указанным Положением, право на получение ежемесячной денежной компенсации имеют ветераны боевых действий (подпункт 3 пункта 2 Положения).
Согласно пункту 15 Положения выплата ежемесячной денежной компенсации прекращается на основании решения государственного казённого учреждения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в связи с наличием такого обстоятельства, как наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в течение двух месяцев либо невыполнение условий соглашения по ее погашению.
Статья 160 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусматривает компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счёт средств соответствующих бюджетов отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В силу положений пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг указанные льготы предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Исходя из изложенного, доводы апелляционной жалобы истца о том, что он получил право на льготу в 2008 г. в период действия Федерального закона "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N122, ухудшение её условий федеральным законом не предусмотрено, отклоняются, как основанные на ошибочном истолковании норм материального права.
Анализ положений Федерального закона "О ветеранах", предусматривающих меры социальной поддержки, в системном единстве с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и предусматривающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации) позволяет сделать вывод, что предоставление такой меры социальной поддержки, как оплата в размере 50% платы за наём и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), имеет целевое назначение - уменьшение фактических затрат по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Следовательно, приостановление выплаты компенсации в случае неуплаты получателем текущих платежей за жилое помещение и коммунальные услуги за период свыше двух месяцев подряд нельзя расценить как ограничение права на получение меры социальной поддержки, предусмотренной Федеральным законом "О ветеранах", который не регулирует порядок и условия предоставления такой меры.
Доводы апелляционной жалобы о том, что между Марьиным М.С. и третьим лицом ООО "Саранский расчетный центр" существует спор о размере задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, о том, что суд использовал представленные ответчиком данные, которые не проверил, не выяснил обстоятельства о количестве проживающих с ним в квартире жильцов, размер стоимости жилищно-коммунальных услуг, размер его доли по оплате указанных услуг, также отклоняются.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Из объяснений представителя истца Марьина С.Т., являющегося нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: "данные изъяты", следует, что по указанному жилому помещению открыт на его имя один лицевой счёт. Соглашение о порядке несения расходов по содержанию квартиры и оплате жилищно-коммунальных услуг между Марьиным С.Т. и членами его семьи, в том числе с сыном Марьиным М.С., не заключено. Задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в отношении жилого помещения имеет место быть. Марьин С.Т., также как и Марьин М.С., не согласен с размером указанной ООО "Саранский расчётный центр" задолженности, однако в судебном порядке спор относительно размера этой задолженности не разрешался.
При таких обстоятельствах, юридически значимым для установления правомерности решения ответчика о приостановлении выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг Марьину М.С. является установление факта наличия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в течение двух месяцев, учитываемой по лицевому счёту, открытому на имя нанимателя жилого помещения. Размер доли истца по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в данном случае правового значения для разрешения спора не имеет.
Доказательств, подтверждающих необоснованность произведенных ООО "Саранский расчётный центр" начислений по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и их размера, оснований для освобождения от уплаты указанных платежей, а также наличие соглашения по погашению задолженности истцом суду не представлено, а имеющиеся в материалах дела документы (сальдо по жилищно-коммунальным услугам за период с января 2012 г. по сентябрь 2015 г. (л.д. 15-19), информация о размере задолженности за оказанные жилищно-коммунальные услуги по адресу: "данные изъяты" (л.д. 29, 30, 31, 32), свидетельствуют о наличии задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг в отношении указанного жилого помещения свыше двух месяцев.
Других доводов к отмене решения суда в апелляционной жалобе по существу не приведено.
Разрешая дело, суд первой инстанции правильно применил законодательство, регулирующее правоотношения, связанные с предоставлением такой меры социальной приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав надлежащую оценку доказательствам.
Решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы об ином не свидетельствуют и отклоняются.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части четвёртой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьёй 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных абзацами вторым - шестым статьи 222 настоящего Кодекса, не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 сентября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Марьина Максима Сергеевича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Судья-председательствующий Г.К. Екония
судьи И.П. Назаркина
Ю.П. Тамаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.