Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Ю.П. Тамарова
судей А.О. Бажанова
И.П. Назаркиной
при секретаре Н.В. Сухойкиной
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 декабря 2015 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации городского округа Саранск на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 сентября 2015 г.
Заслушав доклад судьи Назаркиной И.П., судебная коллегия
установила:
прокурор Октябрьского района г. Саранска обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов А.А.С. к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным постановления в части отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, о включении её в указанный список и предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В обоснование иска указал, что А.А.С. "данные изъяты" г.р. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и подлежит обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким жилым помещением А.А.С. не обеспечена.
Просил суд признать незаконным постановление Администрации городского округа Саранск от 29 июня 2015 г. N1904 в части отказа во включении А.А.С. в список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда; обязать Администрацию городского округа Саранск включить её в указанный список и предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м. в черте городского округа Саранск по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 28 сентября 2015 г. иск удовлетворён.
Административный ответчик Администрация городского округа Саранск подала апелляционную жалобу на решение суда, приведя доводы о том, что на данный момент недостаточно денежных средств для приобретения жилых помещений, в связи с чем, у ответчика нет возможности предоставить жилое помещение. Просила отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Старший помощник прокурора Октябрьского района г.Саранска Верникова О.С. подала возражения на апелляционную жалобу, считая решение суда законным. Указала, что реализация права лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на жилище не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия финансовых средств у органа местного самоуправления, на который возложены государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями таких лиц. Просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика без удовлетворения.
В судебное заседание прокурор Октябрьского района г. Саранска Парамонов Н.В., административный истец А.А.С., представитель административного ответчика Администрации городского округа Саранск, представитель заинтересованного лица Министерства образования Республики Мордовия, представитель заинтересованного лица Министерства финансов Республики Мордовия не явились. Указанные лица о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании начальник отдела прокуратуры Республики Мордовия Каштанова Е.В., относительно апелляционной жалобы возразила.
Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон) лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей это лица в возрасте 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Как следует из материалов, А.А.С. "данные изъяты" г.р. постановлением Администрации городского округа Саранск от 21 ноября 2012 г. N3807 принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
А.А.С. зарегистрирована по месту жительства в ГБОУ Республики Мордовия "Ялгинский детский дом-школа" по адресу: Республика Мордовия, г.о.Саранск, р.п. Ялга, "данные изъяты"
Жилого помещения в собственности либо в пользовании на условиях договора социального найма А.А.С. не имеет.
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 29 июня 2015 г. А.А.С. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, со ссылкой на непредставление документов, указанных в пункте 3 статьи 2.1, подпункте 1 пункта 6 статьи 2.1, подпункте 3 пункта 3, пункте 4 статьи 2.1 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; статью 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сомнения в достоверности не вызывают.
Разрешая по существу возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что отказ городской администрации во включении А.А.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на условиях договора найма специализированного жилого помещения, является незаконным, А.А.С. имеет право на обеспечение её благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м. по месту жительства по договору найма специализированного жилого помещения.
Данный вывод суда основан на правильном применении закона.
В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, утратившего силу с 1 января 2013 года, А.А.С. имела право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, которое не было реализовано не по её вине.
Соответственно, на А.А.С. распространяется действие положений статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действующей с 1 января 2013 года, и она имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Разрешая дело, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения обоснование своим выводам и дав оценку представленным доказательствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичное правовое положение сформулировано в пункте 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26.03.2013 N 24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", который предписывает исполнительному органу государственной власти Республики Мордовия, уполномоченному в сфере образования, однократно предоставлять соответствующей категории лиц благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно статье 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 N 32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет не менее 33 квадратных метров.
Исходя из этих законоположений, административный ответчик обязан предоставить А.А.С., которая должна быть включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда и достигла возраста 18 лет, по месту её жительства жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв. м по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация городского округа не обеспечена необходимыми финансовыми средствами, не сможет предоставить жилое помещение и исполнить решение суда, отклоняются.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, включённых в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, не ставится законом в зависимость от финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Других доводов к отмене решения суда в апелляционной жалобе по существу не приведено, и доводы жалобы не могут повлечь отмену решения суда.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, не установлено.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьёй 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьёй 196 настоящего Кодекса, не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 сентября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Администрации городского округа Саранск - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Судья-председательствующий Ю.П. Тамаров
судьи А.О. Бажанов
И.П. Назаркина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.