Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Фатеевой Л.В., Алдошиной В.В.,
при секретаре Гусевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе на решение Узловского городского суда Тульской области от 22 сентября 2015 года по иску Федечкиной Е.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе о признании права на пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста.
Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия
установила:
Федечкина Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе (далее ГУ-УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе) о признании права на пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста.
В обоснование заявленных требования ссылалась на то, что на протяжении длительного времени проживала в различных зонах радиоактивного загрязнения, в связи с чем имеет право на уменьшение пенсионного возраста на основании ст.ст. 33, 34 Федерального закона N 1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". С целью реализации своих пенсионных прав она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, однако решением от 18.08.2015 в назначении досрочной пенсии ей было отказано ввиду отсутствия требуемого пенсионного возраста. Просила суд признать за ней право на назначение государственной пенсии со снижением пенсионного возраста и обязать ответчика назначить ей пенсию с 12.08.2015.
В судебном заседании истец Федечкина Е.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе по доверенности Татаринова Н.В. исковые требования не признала, в связи с отсутствием правовых оснований для удовлетворения иска.
Суд постановилрешение, которым исковые требования Федечкиной Е.А. удовлетворил.
Признал за Федечкиной Е.А. право на досрочное назначение государственной пенсии по старости, обязав ГУ-УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе назначить ее с 12.08.2015.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене постановленного судом решения.
Как видно из материалов дела, Федечкина Е.А., 12.08.1963 года рождения, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в порядке, предусмотренном ст.33 и 34 ФЗ N1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС".
Решением ответчика N427 от 18.08.2015 истцу было отказано в назначении пенсии в связи с недостаточным возрастом.
Не согласившись с отказом в назначении пенсии Федечкина Е.А. обратилась в суд с настоящим иском.
Согласно ст.8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Данный возраст, считающийся общеустановленным пенсионным возрастом, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.
В соответствии с положениями ст.10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N166-ФЗ гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Частью первой ст.13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 N1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (п.7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п.8).
Ст.ст.33 и 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривают, что гражданам, указанным в п.7 ч.1 ст.13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как следует из примечаний к ст.ст.32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Между тем, как указано в определении Конституционного суда РФ N403-О от 11.07.2006 при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства РФ - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством РФ ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Таким образом, положения ст.ст.33,34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями ч.1 ст. 13 того же Закона и п.2 ст.10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно - правовому смыслу не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством РФ с учетом периодов проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Федечкина Е.А. с 19.11.1985 по 04.09.1986 была зарегистрирована и проживала по адресу: Тульская "адрес" с 25.09.2007 по настоящее время по адресу: "адрес"
Указанные обстоятельства подтверждаются данными паспорта истца, справками ООО "Партнер".
Распоряжением Правительства РСФСР N 237-р от 28.12.1991 был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория г. Узловая Тульской области была отнесена к зоне проживания с правом на отселение; с 01.02.1998 на основании постановления Правительства РФ N1582 от 18.12.1997 территория г. Узловая стала относиться к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом; с 21.10.2015 на основании постановления Правительства РФ N1074 от 08.10.2015 зональность территории г.Узловая не изменилась.
В связи с чем, в силу положений п.п.7, 8 ст.13, ст.ст. 33, 34, 35 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на первоначальную величину на 2 года, в связи с проживанием в период с 26.04.1986 по 04.09.1986 на территории г. Узловая и и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в г. Узловая.
Таким образом, согласно положениям ст. ст. 33, 34 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 Федечкина Е.А. имеет право на снижение пенсионного возраста на 3 года.
Приняв во внимание, что истец имеет право на снижение пенсионного возраста за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения, а также то, что Федечкина Е.А. право выхода на пенсию приобрела по достижении возраста 52 лет, то есть с 12.08.2015, а обратилась за назначением пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст.ст.33, 34 Закона РФ N 1244-1 10.08.2015, суд первой инстанции правомерно указал, что Федечкиной Е.А. государственная пенсия по старости должна быть назначена с 12.08.2015.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановилзаконное решение в пределах заявленных требований.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Доводы жалобы относительно того, что законом N1244-1 от 15.05.91 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предусмотрено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 30-37 указанного закона, то есть одновременное снижение возраста за работу на территории зоны проживания с правом на отселение и за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, по мнению судебной коллегии, являются несостоятельными, поскольку суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что вред, причиненный в связи с проживанием в различных зонах радиоактивного загрязнения возмещается в полном объеме.
С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Узловского городского суда Тульской области от 22 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ-УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.