Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 17 ноября 2015 г. по делу N 33а-403/2015
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: судьи-председательствующего Турищева И.В., судей - Кулибабы Г.Л. и Дуняшина О.О., при секретаре Кузнецовой А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего " ... " " ... " " ... " Сураева К.В. об оспаривании действий начальника федерального государственного казенного учреждения " " ... " региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ " -регионжильё"), связанных с расчётом размера причитающейся ему субсидии на приобретение жилого помещения, по апелляционной жалобе представителя начальника вышеуказанного учреждения - О. на решение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 27 февраля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Кулибабы Г.Л., изложившего обстоятельства дела, существо решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поступивших на неё возражений заявителя, а также отзыва представителя федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по " ... "" окружной военный суд
установил:
Сураев, находясь в распоряжении начальника " ... " БХ и РВТ в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями и необеспеченностью жилым помещением, в сентябре 2014 года в ФГКУ " -регионжильё" представил пакет документов для получения жилищной субсидии. 18 ноября на его банковский счёт поступили денежные средства выделенной ему денежной субсидии, рассчитанной с учётом поправочного коэффициента 1,85.
Не согласившись с данным решением в части определения указанного поправочного коэффициента, Сураев обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать действия начальника ФГКУ " -регионжильё", связанные с расчётом субсидии с применением вышеуказанного поправочного коэффициента незаконными и обязать данное должностное лицо произвести перерасчёт размера субсидии с применением поправочного коэффициента в 2,375.
Улан-Удэнский гарнизонный военный суд решением от 27 февраля 2015 года заявление Сураева удовлетворил.
При этом суд признал незаконными действия начальника ФГКУ " -регионжильё", связанные с расчётом размера субсидии, исходя из поправочного коэффициента за выслугу лет в размере 1,85 и обязал данное должностное лицо произвести перерасчет и выплатить заявителю разницу между ранее перечисленной и причитающейся заявителю суммы субсидии для приобретения жилого помещения с применением поправочного коэффициента в размере 2,375.
Также суд взыскал с ФГКУ " -регионжильё" через лицевой счёт, открытый в федеральном казённом учреждении "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по " ... "", в пользу Сураева понесённые им судебные расходы в сумме 300 рублей.
В апелляционной жалобе представитель начальника ФГКУ " -регионжильё" - О. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить и отказать в удовлетворении заявления Сураева, приводя в обоснование следующее.
Так, представитель должностного лица, ссылаясь на нормы действующего законодательства, обращает внимание на то, что военная служба является особым видом государственной службы, что и обуславливает особый порядок реализации военнослужащими права на жильё. В связи с этим при рассмотрении жилищных споров военнослужащих подлежат применению нормы права, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих", а также положения приказов Министра обороны РФ, регламентирующие данные отношения.
При рассмотрении вопросов касающихся предоставления военнослужащим жилищной субсидии, считает автор апелляционной жалобы, необходимо руководствоваться положениями постановления Правительства РФ от 3 февраля 2014 N 76 "Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим-гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила), ч. 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы и приказа Министра обороны РФ от 21 июля 2014 года N 510 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы".
Автор жалобы ссылается на то, что вышеуказанными нормативными правовыми актами установлены поправочные коэффициенты для военнослужащих с учётом их общей продолжительности срока военной службы. При этом, ссылаясь на ст. 2, и п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также вышеуказанные Правила, О. считает, что положения п. 9 Правил не распространяются на военнослужащих, не исключённых из списков личного состава воинской части, то есть не утративших статуса военнослужащих. Следовательно, при расчёте субсидии заявителю, имеющему соответствующую выслугу лет и уволенному по льготному основанию, но не исключённому из списков личного состава воинской части, был правильно применён поправочный коэффициент 1,85. Таким образом, решение гарнизонного военного суда является незаконным и необоснованным в связи с противоречием вышеприведённым нормам материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, а также поданных на неё возражений заявителя и отзыва представителя ФКУ "УФО МО РФ по " ... "" окружной военный суд приходит к следующему.
Из обжалуемого решения следует, что при его принятии гарнизонный военный суд руководствовался п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", нормами Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим-гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N76 и с учётом обстоятельств дела пришёл к выводу об удовлетворении заявления Сураева.
Давая оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, окружной военный суд исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что заявитель, имеющий общую продолжительность военной службы более 16 лет и в связи с предстоящим досрочным увольнением с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, обратился к начальнику ФГКУ " -регионжильё" с заявлением об обеспечении жилищной субсидией.
В соответствии с решением врид начальника ФГКУ " -регионжильё" от 8 ноября 2014 года "N" размер жилищной субсидии Сураеву был рассчитан с применением поправочного коэффициента 1,85, а 18 ноября 2014 года во исполнение принятого решения на лицевой счет заявителя перечислены денежные средства. При этом из списков личного состава воинской части Сураев исключен не был.
Гарнизонный военный суд в обоснование удовлетворения заявления указал на то, что с учетом общей продолжительности военной службы - от 10 до 20 лет и основания увольнения - в связи с организационно-штатными мероприятиями Сураеву в соответствии с действующим законодательством полагается выплата жилищной субсидии с учётом поправочного коэффициента 2,375.
Между тем данный вывод не основан на правильном применении положений, установленных постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 года N 76, которым утверждены Правила расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", поскольку увеличение поправочного коэффициента до 2,375 применяется к гражданам, уволенным с военной службы, и не обеспеченным на момент увольнения жилищной субсидией или жилым помещением.
Так, право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом "О статусе военнослужащих", согласно пунктам 1 и 16 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Применительно к жилищной субсидии утверждение порядка её расчёта в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возложено на Правительство Российской Федерации.
Во исполнение предписаний данного закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 года N 76 утвердило Правила расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).
В соответствии с п. 2 Правил расчёт жилищной субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, с применением поправочного коэффициента с учётом общей продолжительности военной службы, определяемого на основании пунктов 7-9 Правил.
Пункт 7 Правил, как следует из его содержания, устанавливает размеры поправочных коэффициентов военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в том числе и с учётом её общей продолжительности.
При этом увеличение поправочного коэффициента до 2,375 в силу п. 9 Правил производится лицам, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
К таким лицам согласно этой законодательной норме относятся граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
Содержание названной нормы данного закона указывает на то, что нахождение перечисленных в ней лиц на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы определяет их правовой статус как лиц, уволенных с военной службы.
В соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Поскольку материалы дела не содержат данных о том, что Сураев исключён из списков личного состава воинской части, то он не относится к категории лиц, указанных в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а, следовательно, до исключения из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы не вправе претендовать на получение жилищной субсидии с увеличением поправочного коэффициента до 2,375.
При ином толковании п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" положения п. 7 Правил применены быть не могут.
Вместе с тем, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, размеры поправочных коэффициентов установлены в п. 7 Правил. В частности, при общей продолжительности военной службы от 16 до 20 лет при расчёте размера субсидии необходимо применять коэффициент 2,25.
Как следует из справки начальника " ... " базы хранения и ремонта вооружения и техники от 26 ноября 2014 года "N" (л.д. 11) выслуга лет Сураева в календарном исчислении на 18 ноября 2014 года составляла 16 лет и 3 месяца.
Наличие у заявителя выслуги свыше 16 лет подтверждается также выпиской из приказа командующего войсками " ... " военного округа по личному составу "N" от 10 февраля 2015 года (л.д. 62), согласно которой данная выслуга составляет 16 лет 5 месяцев.
С указанной выслугой Сураева согласилась и представитель начальника ФГКУ " -регионжильё" - О., что следует из поданной ею апелляционной жалобы (л.д. 120).
Решение "N" о предоставлении жилищной субсидии Сураеву было принято должностным лицом ФГКУ " -регионжильё" 8 ноября 2014 года, то есть когда у заявителя имелась выслуга лет на военной службе более 16 лет. Однако при расчёте данной субсидии был применён поправочный 1, 85, чем были нарушены права Сураева.
В связи с этим решение суда в части признания незаконными действий названного должностного лица по существу является правильным.
Таким образом, окружной военный суд приходит к выводу о том, что с учётом позиции, изложенной в апелляционной жалобе О., решение суда подлежит изменению в части возложения обязанности на начальника ФГКУ " -регионжильё" по производству перерасчёта и выплаты Сураеву разницу суммы субсидии для приобретения жилого помещения с учётом применения поправочного коэффициента в размере 2,375. При этом окружной военный суд считает необходимым возложить на указанное должностное лицо аналогичную обязанность, но с учётом применения поправочного коэффициента в размере 2,25.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 309, а также ст. 310 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 27 февраля 2015 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего " ... " " ... " " ... " Сураева К.В., изменить, изложив первый и третий абзацы резолютивной части решения в следующей редакции.
Заявление Сураева К.В. удовлетворить частично.
Обязать начальника федерального государственного казенного учреждения " " ... " региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации произвести перерасчет и выплатить Сураеву К.В. разницу суммы субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) с учётом применения поправочного коэффициента в размере 2,25.
В остальной части решение оставить без изменений, а апелляционную жалобу представителя начальника федерального государственного казенного учреждения " " ... " региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - О. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.