Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 24 ноября 2015 г. по делу N 33а-420/2015
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе
председательствующего Соседова Д.Е.,
судей Гребенкина И.П., Даутова М.Ф.,
при секретаре Кузнецовой А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по " ... " (далее - ГУ МЧС России по " ... ") " ... " Петрашевского О.О. об оспаривании действий начальника ГУ МЧС России по " ... ", связанных с исключением из списков личного состава управления и отказом в компенсации расходов по проезду к месту лечения, по апелляционной жалобе заявителя Петрашевского О.О. на решение Иркутского гарнизонного военного суда от 10 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Гребенкина И.П., изложившего содержание решения суда первой инстанции, обстоятельства дела, доводы апелляционной жалобы и возражений, а также объяснение военного прокурора отдела военной прокуратуры " ... " военного округа Гениатулиной З.Д., полагавшей решение суда изменить, окружной военный суд
установил:
приказом Министра МЧС России от 4 сентября 2012 года "N" Петрашевский был досрочно уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинский обязанности и военной службе").
Приказом начальника ГУ МЧС России по " ... " от 4 марта 2015 года "N" (в редакции приказов от 1 июня 2015 года "N" и от 10 июля 2015 года "N") заявителю с 30 мая 2015 года по 10 июля 2015 года был предоставлен основной отпуск, а с 11 июля 2015 года он полагается сдавшим дела и воинскую должность, и исключён из списков личного состава управления.
Во время нахождения в отпуске 3 июля 2015 года Петрашевский был госпитализирован в филиал "N" " 0000 военного госпиталя МО РФ" " ... " и находился в нём на стационарном лечении по 15 июля 2015 года. При этом при выписке из указанного лечебного учреждения Петрашевскому была рекомендована госпитализация в клинику " ... " с 16 июля 2015 года.
В этой связи 15 июля 2015 года заявитель обратился с рапортом к начальнику ГУ МЧС России по " ... ", в котором просил установленным порядком направить его на лечение в "адрес" и выдать воинские перевозочные документы. Кроме того, в рапорте Петрашевский просил предоставить оставшуюся часть отпуска по окончании лечения. Между тем начальником ГУ МЧС России по " ... " в удовлетворении данного рапорта было отказано.
17 июля 2015 года за счёт собственных средств Петрашевский убыл на лечение в "адрес", где находился до 11 августа. Затем, 16 августа прибыв в "адрес", заявитель с 20 августа по 4 сентября 2015 года находился на стационарном лечении в филиале "N" " 0000 военного госпиталя" Минобороны России.
Полагая, что вышеназванными действиями начальника ГУ МЧС России по " ... " были допущены существенные нарушения прав военнослужащего, Петрашевский обратился в суд с заявлением, в котором просил приказ от 4 марта 2015 года "N" об исключении его из списков личного состава управления отменить, а также обязать указанное воинское должностное лицо компенсировать понесённые им за счёт собственных средств расходы по оплате проезда к месту стационарного лечения в "адрес" и обратно.
Решением Иркутского гарнизонного военного от 10 сентября 2015 года заявление удовлетворено частично.
Действия начальника ГУ МЧС России по " ... ", связанные с исключением из списков личного состава управления, суд признал незаконными и обязал внести изменения в приказ от 10 июля 2015 года "N", перенеся дату исключения Петрашевского с 11 июля 2015 года на 19 июля 2015 года, и обеспечить его за указанный период всеми видами положенного довольствия.
Этим же решением с ГУ МЧС России по " ... " в пользу Петрашевского взыскано 100 рублей в возмещение судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, не соглашаясь с решением суда, просит его изменить и обязать начальника ГУ МЧС России по " ... " с учётом его нахождения на стационарном лечении и увеличением продолжительности основного отпуска за 2015 год перенести дату исключения из списков управления на 23 сентября 2015 года. В обоснование этого Петрашевский, указывая периоды нахождения в лечебных учреждениях и ссылаясь на действующее законодательство, приводит следующие доводы.
Отмечает, что суд, перенеся дату его исключения из списков управления на 19 июля 2015 года, фактически констатировал, что по указанную дату он являлся военнослужащим, и, следовательно, обладал все правами, предоставленными этой категории лиц, в том числе и правом на медицинскую помощь.
В этой связи, обращается внимание в жалобе, отказ суда в возмещении расходов, связанных с проездом к месту лечения в период прохождения военной службы, является неправомерным и противоречит установленным и изложенным в оспариваемом решении обстоятельствам.
Кроме того, автор жалобы считает, что поскольку с 17 июня по 11 августа 2015 года он находился на стационарном лечении, то его исключение из списков личного состава управления с 19 июля 2015 года также является незаконным.
В поданных относительно апелляционной жалобы возражениях представитель начальника ГУ МЧС России по " ... " З. просила оспариваемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск, срок которого устанавливается в зависимости от общей продолжительности военной службы. Военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, отпуск предоставляется сроком на 45 суток.
Продолжительность основного отпуска военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в год поступления на военную службу по контракту и в год увольнения с военной службы исчисляется в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.
Согласно пп. 3, 10 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение), продолжительность основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год увольнения с военной службы исчисляется путем деления продолжительности основного отпуска, установленной военнослужащему, на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы, прошедших от начала календарного года до предполагаемого дня исключения его из списков личного состава воинской части. Округление количества неполных суток и месяцев производится в сторону увеличения.
Согласно п. 24 ст. 34 Положения военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы.
В соответствии с пп. 16 и 18 ст. 29 Положения предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчетом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы. При невозможности предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками. В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Петрашевскому, имеющему общую продолжительность военной службы более 20 лет, в период с 30 мая по 10 июля 2015 года пропорционально прослуженному времени предоставлен основной отпуск за 2015 год (45 суток : 12 месяцев в году х 7 прослуженных месяцев = 27 (26,25) суток), продолжительность которого увеличена на 5 суток за службу в отдаленной местности ( "адрес") и 10 суток для проезда к месту использования отпуска и обратно, а всего продолжительностью 42 суток (27 + 5 + 10 = 42).
15 июля 2015 года по окончании лечения Петрашевский обращался к начальнику управления с рапортом о продлении ранее предоставленного ему отпуска на соответствующее количество дней болезни в этом отпуске. Также Петрашевский просил предоставить ему воинские перевозочные документы для следования к месту продолжения лечения в "адрес" и обратно. В удовлетворении данного рапорта начальником управления Петрашевскому было отказано.
Однако, в силу пп. 1 и 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. При этом военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда военнослужащий находится на стационарном лечении.
В соответствии с п. "з" ч. 1 ст. 37 этого же Федерального закона военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случае нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно.
Кроме того, в силу ч. 18 ст. 29 Положения, военнослужащим, заболевшим во время основного или дополнительного отпуска, кроме отпуска по личным обстоятельствам, основной или дополнительный отпуск продлевается на соответствующее количество дней болезни. Продление отпуска в этом случае осуществляется командиром воинской части на основании справки из лечебного учреждения.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд правильно пришел к выводу о необоснованности действий начальника управления, связанных с отказом Петрашевскому в продлении ранее предоставленного ему отпуска на соответствующее количество дней болезни в этом отпуске и о возможности восстановления нарушенных прав заявителя на отдых путем переноса даты его исключения из списков управления.
Вместе с тем, определяя эту дату, судом не было учтено то обстоятельство, что по окончании отпуска, в период с 11 по 15 июля 2015 года, Петрашевский продолжал находиться на излечении, в связи с чем оставшиеся 8 суток отпуска могли быть предоставлены ему не ранее чем с 16 июля 2015 года.
Помимо этого, согласно копиям двух выписных эпикризов Петрашевский в периоды с 17 июля 2015 года по 11 августа 2015 года и с 20 августа 2015 года по 4 сентября 2015 года находился на излечении в медицинских учреждениях Минобороны России.
Кроме того, согласно копиям авиационного и двух железнодорожных билетов 17 июля 2015 года Петрашевский следовал к месту лечения в "адрес", а в период с 12 по 15 августа 2015 года обратно. Транспортные билеты приобретались Петрашевским за счет собственных средств.
При таких обстоятельствах, известных суду первой инстанции при рассмотрении данного гражданского дела, оставшиеся 8 суток отпуска могли быть предоставлены Петрашевскому лишь в следующем порядке, 1 сутки 16 августа 2015 года, 4 суток с 16 по 19 августа 2015 года и оставшиеся 3 суток в период с 5 по 7 сентября 2015 года.
Помимо этого ввиду фактического увеличения продолжительности военной службы с июля 2015 года по сентябрь 2015 года у Петрашевского появилось право на увеличение продолжительности основного отпуска за 2015 год на 7 суток, то есть пропорционально прослуженному времени (45 суток основного отпуска : 12 месяцев в году х 9 месяцев прослуженных в году) - 27 ранее предоставленных суток отпуска = 7 суток (6,75).
Учитывая вышеизложенное, окружной военной суд приходит к выводу, что продолжительность основного отпуска Петрашевскому необходимо продлить по 14 сентября 2015 года, вследствие чего дата его исключения из списков управления должна быть перенесена с 11 июля 2015 года на 15 сентября 2015 года.
Исходя из этого, в силу п. 11 ст. 38 Федерального закона РФ "О воинской обязанности и военной службе", согласно которому окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, на начальника управления необходимо возложить обязанность по обеспечению Петрашевского положенными видами довольствия по 15 сентября 2015 года.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований заявления в части, касающейся оспаривания действий начальника управления, связанных с отказом в предоставлении Петрашевскому воинских перевозочных документов либо возмещением расходов для следования к месту лечения и обратно, суд первой инстанции исходил из того, что при обращении к начальнику управления с соответствующим рапортом 15 июля 2015 года заявитель не обладал статусом военнослужащего, поскольку ранее уже был исключен из списков личного состава управления с 11 июля 2015 года.
С данным выводом суда нельзя согласиться.
Статьей 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено право военнослужащих на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение и обратно.
Порядок возмещения (оплаты) расходов, связанных с проездом и перевозкой личного имущества, военнослужащим спасательных воинских формирований МЧС России утвержден приказом МЧС России от 26 марта 2013 года N 200.
В соответствии с п. 34 данного Порядка для возмещения расходов, связанных с проездом военнослужащих и членов их семей к местам проведения отпуска, лечения, военнослужащим подается рапорт с приложением необходимых документов, подтверждающих: право на проезд; факт пребывания в местах проведения лечения; факт совершения поездки (при следовании воздушным транспортом); фактические расходы, связанные с проездом.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеуказанные выводы окружного суда об окончании военной службы 15 сентября 2015 года, заявление Петрашевского в данной части является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Не влияет на выводы суда по данному вопросу то обстоятельство, что с соответствующим рапортом и приложением необходимых документов о возмещении расходов Петрашевский к начальнику управления не обращался, поскольку данное требование является производным от первоочередного требования о продлении срока военной службы. Кроме того, до убытия к месту лечения в возмещении этих расходов начальником управления заявителю было отказано.
Что же касается требований Петрашевского о признании незаконными действий начальника управления по изданию оспариваемого им приказа ввиду необеспеченности вещевым имуществом личного пользования, то окружной военный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии нарушения прав заявителя на обеспечение этим имуществом и необоснованности заявления в данной части. Мотивы, по которым суд отказал в удовлетворении данной части заявления должным образом приведены в судебном решении и сомнений в своей объективности не вызывают.
Иные доводы апелляционной жалобы определяющего значения не имеют.
С учетом вышеизложенного, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований заявления об оспаривании действий начальника ГУ МЧС России по " ... ", связанных с отказом Петрашевскому в переносе даты его исключения из списков личного состава управления и отказом в возмещении расходов по его проезду к месту лечения и обратно подлежит изменению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, примененной судом первой инстанции при рассмотрении данного дела, пропорционально размеру удовлетворенных судом требований Петрашевскому полежат возмещению судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при обращении с заявлением в суд в размере 200 рублей, а также в соответствии с ч. 4 ст. 311 КАС РФ подлежат возмещению расходы, понесенные им в связи с подачей апелляционной жалобы в размере 150 рублей, а всего судебные расходы в размере 350 рублей.
Руководствуясь ст. 308 - 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Иркутского гарнизонного военного суда от 10 сентября 2015 года по гражданскому делу по заявлению Петрашевского О.О. изменить, изложив абзацы второй - четвёртый резолютивной части решения в следующей редакции.
Признать незаконными действия начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по " ... ", связанные с отказом в возмещении Петрашевскому О.О. расходов по проезду к месту лечения и обратно, и исключением его из списков личного состава управления с 11 июля 2015 года.
Обязать начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по " ... " внести изменения в изданный им приказ от 4 марта 2015 года "N", указав датой исключения Петрашевского О.О. из списков личного состава управления 15 сентября 2015 года, обеспечив его по данную дату положенными видами довольствия, и возместить ему расходы, связанные с проездом к месту лечения в "адрес" и обратно в июле, августе 2015 года.
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по " ... " в пользу Петрашевского О.О. расходы, связанные с оплатой государственной пошлины за подачу заявления и апелляционной жалобы, в размере 350 (триста пятьдесят) рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.