Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Нестеровой Е.А.,
судей Корниенко Г.Ф., Шамрай М.С.,
при секретаре Борцовой И.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи КорниенкоГ.Ф. гражданское дело по иску Маркина А.Н. к ГУ МВД России по Ростовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по назначению и выплате пенсии по выслуге лет с момента возникновения права,
по апелляционной жалобе Маркина А.Н. на решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 09 сентября 2015г.
УСТАНОВИЛА:
Маркин А.Н.обратился с иском в суд к ГУ МВД России по Ростовской области о признании незаконным бездействия ОПО ЦФО ГУ МВД по Ростовской области, выразившегося в непринятии решения о выплате или об отказе в выплате пенсии за выслугу лет, возложении обязанности по назначению и выплате пенсии по выслуге лет с момента возникновения права.
В обоснование заявленных требований указал, что он, ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА МаркинА.Н., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. был уволен в запас из рядов внутренних войск МВД РФ из воинской части, дислоцированной на территории Краснодарского края.
Документы для назначения пенсии после согласования расчета выслуги лет с пенсионным органом в соответствии с п. 24 Порядка представления военнослужащих к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов, утвержденного Приказом МВД РФ от 16.06.2006г. N440 "Об утверждении Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) во внутренних войсках МВД России", были сданы в ОПО ЦФО ГУ МВД по Краснодарскому краю ответственным должностным лицом воинской части в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Согласно письму ОПО ЦФО ГУ МВД России по Краснодарскому краю от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН истцу назначена пенсия в соответствии с п. "а" ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" за выслугу 24 года с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. (исх. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) пенсионное дело направлено в ОПО ЦФО ГУ МВД по Ростовской области для выплаты пенсии по месту жительства указанному в заявлении истца о назначении пенсии, о чем истец был уведомлен.
Не получив из ОПО ЦФО ГУ МВД по Ростовской области уведомления о выплате (об отказе в выплате) пенсии, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истец направил письмо начальнику ОПО ЦФО ГУ МВД по Ростовской области, в котором просил разъяснить, по какой причине ему не выплачивается пенсия, какие мероприятия выполняются для назначения пенсии и какими руководящими документами это определено. Согласно ответу ОПО ЦФО ГУ МВД по Ростовской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, полученному истцом ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., ему сообщено, что проводится проверка правильности назначения пенсии, в связи с чем направлены запросы в ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА и ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА. На момент обращения в суд с иском истцом так и не был получен ответ, поэтому он полагает нарушенным его право на пенсионное обеспечение, которое возникло с момента обращения за назначением пенсии.
Истец указал, что согласно ст.2 Закона РФ от 21.01.1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.1994г. N280 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.08.2003г. N475, от 09.02.2004г. N 65) "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", установлено, что военнослужащие и сотрудники, выполняющие в соответствии с ранее принятыми решениями задачи по установлению мира и поддержанию правопорядка в Республике Грузия, находятся в зонах вооруженных конфликтов, в связи с чем предоставлять им соответствующие дополнительные гарантии и компенсации. Внесенные 25.02.2009г. изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 26.08.2008г.
В соответствии с пп. "б" п.1 приказа Министра обороны РФ от 04.01.1996г. N 9 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах", военнослужащим, выполняющим задачи при вооруженных конфликтах в составе воинских частей, дислоцирующихся (направленных) в местностях, которые решениями Правительства Российской Федерации отнесены к зонам вооруженных конфликтов; выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения (при вооруженных конфликтах) при командировании (направлении) на территории (в местности), где введено чрезвычайное положение (которые отнесены к зонам вооруженных конфликтов); выполняющим задачи, решение которых отнесено Правительством Российской Федерации к выполнению задач при вооруженных конфликтах засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца.
Согласно п.2 и приложению N2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 04.01.1996г. N 9 периоды фактического выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров соответствующих воинских частей. В послужных списках личных дел военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, военных билетах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, производятся записи с указанием, в каком регионе военнослужащий выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения (вооруженного конфликта) и периоды выполнения этих задач, которые в соответствии с Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" засчитываются в выслугу лет (трудовой стаж) на пенсию на льготных условиях.
В личном деле истца, которое ОПО ЦФО ГУ МВД по Ростовской области запрашивал для изучения документов из военного комиссариата, имеются все надлежащим образом оформленные документы, а именно: выписки из приказов, командировочные удостоверения, надлежаще заверенные записи в послужном списке. Следовательно, в соответствии с документами подтверждающими, что истец выполнял задачи на территории государств Закавказья в зоне вооруженного конфликта в Абхазии, Грузии в составе Коллективных Сил по поддержанию мира (КСПМ), в следующие периоды:
с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (командировочное удостоверение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., справка НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., выписка из приказа командира войсковой части пп ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., выписка из приказа командира войсковой части пп ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.);
с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (командировочное удостоверение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, справки НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., выписки из приказов командира войсковой части ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.);
с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (командировочное удостоверение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., справка НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., выписки из приказов командира войсковой части ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, выписки из приказов командира войсковой части пп ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.);
с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. (командировочное удостоверение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА выписка из приказа командира войсковой части ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА выписки из приказов командира войсковой части пп ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.), указанные периоды засчитываются в выслугу лет один месяц военной службы за три месяца, исключая последний период, в котором один месяц засчитывается за три только до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА
Период прохождения им военной службы на территории республики Абхазия с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (выписка из приказа командира войсковой части пп ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, выписка из приказа командира войсковой части ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.), засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. истец обратился с жалобой на бездействие должностных лиц к начальнику ГУ МВД России по Ростовской области через сайт ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, в которой изложил суть проблемы с просьбой принять действенные меры для решения вопроса о его пенсионном обеспечении в кратчайшие сроки, о чем его уведомить. Ответ на сегодняшний день истец не получил.
Считая, что его право на пенсионное обеспечение нарушено, истец просил признать неправомерными и незаконными действия начальника ОПО ЦФО ГУ МВД по Ростовской области, связанные с принятием решения на постановку на пенсионное обеспечение за выслугу лет; обязать начальника ОПО ЦФО ГУ МВД по Ростовской области выплатить пенсионные выплаты за выслугу лет с момента возникновения права на пенсионное обеспечение; взыскать с ответчика понесенные судебные издержки.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, просила в его удовлетворении отказать.
Решением Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 09 сентября 2015 года в удовлетворении исковых требований Маркина А.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Маркин А.Н. ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, просит принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Апеллянт указывает, что отсутствие у истца выписок из приказов не свидетельствует о невыполнении истцом задач в условиях вооруженного конфликта на территории государств Грузии и Абхазии в периоды: с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА
Апеллянт обращает внимание на то, что судом первой инстанции не дана надлежащая правовая оценка приложенным к материалам документам, а именно: архивной справке от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, которой подтверждено наличие приказа о льготном зачислении выслуги лет за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА с учетом зачета которого в льготном исчислении (1:3) выслуга составляет более 20 лет, что свидетельствует о наличии у него права на пенсионное обеспечение; ответу начальника Управления финансового обеспечения Минобороны Российской Федерации по Ростовской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, из которого видно, что за время прохождения военной службы в Минобороны России за период ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА выслуга составляет 18 лет 6 месяцев 16 дней. К данному периоду необходимо прибавить период прохождения военной службы во Внутренних войсках МВД России с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА - 5 лет 4 месяца 12 дней, и общая выслуга истца составит более 23-х лет, при том, что для назначения пенсии требуется 20 лет.
Суд пришел к выводу о том, что истец направлялся в спорные периоды в зону вооруженного конфликта, при этом не дал оценки тому обстоятельству, что истец не мог просто проходить военную службу за пределами Российской Федерации в составе отдельных воинских частей, входивших в состав Коллективных сил по поддержанию мира Содружества Независимых Государств в зоне вооруженного конфликта Абхазия, Грузия в соответствии с мандатом и условиями, определенными Соглашением о прекращении огня в Абхазии и механизме контроля за его соблюдением от 27.07.1993 г. и решением Совета глав государств СНГ "Об утверждении мандата на проведение операции по поддержанию мира в зоне конфликта в Абхазии, республика Грузия" от 21.10.1994 г., не выполняя задач непосредственно в зоне вооруженного конфликта в течении трех с половиной лет. Выполнение в спорные периоды истцом задач при вооруженном конфликте подтверждено справками и и выписками из приказов командиров воинских частей, архивной справкой от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА разделом 13 послужного списка личного дела.
Считает, что ссылка в решении суда на положения абз.2 п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.1994 г. N280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий", предусматривающего предоставление указанной дополнительной гарантии только за время фактического выполнения задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, подтвержденного соответствующими приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, основана на неправильном толковании и применении судом указанных норм материального права. Судом первой инстанции не дана правильная оценка действиям ответчика, так как, по мнению апеллянта, на сегодняшний день в пенсионном деле истца имеются все установленные законодательством и правильно оформленные документы для назначения пенсии за выслугу более 20 лет, расчет выслуги лет был составлен кадровым подразделением последнего места службы и согласован с ОПО ЦФО ГУ МВД по Краснодарскому краю. При решении вопроса об увольнении по организационно-штатным мероприятиям имел существенное значение тот факт, что истец имеет право на пенсию, от него зависело принятие решения о продолжении военной службы на других воинских должностях.
Апеллянт полагает, что действия ответчика не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают право истца на получение пенсии за выслугу лет, причиняя ему материальный и моральный ущерб, поскольку он не может реализовать право на пенсионное денежное содержание, гарантированное ему государством с момента обращения.
Ознакомившись с материалами гражданского дела, пенсионного дела НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и личного (архивного) дела НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Исходя из характера заявленных требований, предметом спора является право военнослужащего, уволенного из ВВ МВД России, на получение пенсии за выслугу лет, исчисленной с учетом льготных периодов службы. Из материалов дела следует, что обжалуемыми действиями (бездействием) ГУ МВД России по РО нарушено право Маркина А.Н. на получение пенсии за выслугу лет с зачетом времени прохождения службы в особых условиях в льготном исчислении в порядке, установленном п. "а" ст. 13, ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1. Смысл требований сводится к восстановлению и реализации права на получение этих денежных сумм путём возложения на ГУ МВД России по Ростовской области (ОПО ЦФО) обязанности назначить и произвести указанные выплаты. При этом ГУ МВД России по РО полагает, что у истца такого права нет.
С учетом разъяснений, содержащихся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", разрешение по существу требования о признании незаконным действий (бездействия) ГУ МВД России по РО и назначении Маркину А.Н. пенсии за выслугу лет с момента обращения, вне связи с оценкой самого права на указанные выплаты, в сложившейся правовой ситуации не представляется возможным.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закона РФ от 12.02.1993г N4468-1) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Согласно п. "а" ст. 13 указанного Закона право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
В ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993г N4468-1 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п."а" ст. 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба и служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел. Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении (ч. 2 ст. 18). Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст.1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации (ч.3 ст. 18).
Из материалов личного (архивного) дела НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН следует, что МаркинА.Н. с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА проходил службу в Вооруженных силах Российской Федерации, в том числе в зоне вооруженного конфликта в Абхазии, Грузия в составе Коллективных Сил по поддержанию мира (КСПМ) в периоды: с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истец проходил службу в должностях начальника вещевой службы отдельного мотострелкового батальона отдельной мотострелковой бригады, в\ч ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА (в/ч ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА), в\ч ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА (н.п. ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА), СКВО; с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА - в должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, в\ч ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА н.п. ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА (в/ч ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА), ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, СКВО; с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА - в должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, в\ч ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА н.п. ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА (в/ч ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА).
Как следует из п. 13 послужного списка "Военная служба, дающая право на исчисление выслуги лет на пенсию на льготных условиях" в период военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации Маркин А.Н. с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА выполнял задачи на территории государств Закавказья в зоне вооруженного конфликта в Абхазии, Грузия в составе Коллективных Сил по поддержанию мира. В соответствии с Федеральным законом от 28.03.98г. N53-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 31.01.94г. N 280, Законом РФ от 21.01.93 N 4328-1 и Приказом МО РФ от 04.01.96г. N9 при назначении на пенсию ему засчитывается в выслугу лет из расчета один месяц военной службы в составе КСПМ в зоне вооруженного конфликта в Абхазии, Грузия за три месяца, о чем сделаны соответствующие записи в соответствии с требованиями п.2 Приказа Министра обороны РФ от 04.01.1996г. N9 (личное дело л.д. 9, л.д. 23).
В соответствии с письмом ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ростовской области" от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. выслуга лет на пенсию за время прохождения военной службы в Минобороны России составляет 18 лет 6 месяцев 16 дней, в том числе: календарная военная служба 11 лет 11 мес. 28 дней (с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.); периоды службы в льготном исчислении один месяц службы за три месяца (абз. 12 пп. "б" п.3 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993г. N 941) 6 лет 6 мес. 12 дней (с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.) ( л.д.163-164).
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. истцу в установленном законом порядке Министерством обороны Российской Федерации выдано удостоверение ветерана боевых действий серия НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, подтверждающее права Маркина А.Н. на льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (пенсионное дело л.д.12).
В период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Маркин А.Н. служил во внутренних войсках МВД России. Приказом главнокомандующего внутренними войсками МВД России от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА Маркин А.Н. уволен с военной службы в запас Вооруженных Сил РФ по пп. "а" п.2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и абз. 2 пп. "а" п.4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (в связи с организационно-штатными мероприятиями).
На основании приказа начальника санатория-профилактория ВВ МВД России "Солнечный" от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Маркин А.Н. был исключен из списков личного состава санатория-профилактория ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Выслуга лет по состоянию на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в календарном исчислении 17 лет 04 мес. 10 дней, в льготном - 24 года 05 мес. 18 дней (л.д. 9).
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истцом начальнику ОПО ЦФО ГУМВД по Краснодарскому краю подано заявление о назначении пенсии, а также представлены документы для назначения пенсии (пенсионное дело, л.д.2).
Кадровым подразделением санатория-профилактория ВВ МВД России "Солнечный" произведен расчет выслуги лет истца, которая на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА для назначения пенсии составила 24 года 05 месяцев 18 дней. Истец был ознакомлен с расчетом выслуги лет для назначения пенсии ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и с денежным аттестатом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (пенсионное дело, л.д. 3-8, 10, л.д. 135-139).
В соответствии с заключением НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. N 4468-1, утвержденным врио начальника ОПО ЦФО ГУ МВД России по Краснодарскому краю ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., с учетом предусмотренных Законом надбавок ветеранам боевых действий, пенсия составляет ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА и подлежит выплате с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Для выплаты пенсии пенсионное дело ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА направлено начальнику ОПО ЦФО ГУ МВД России по Ростовской области, о чем сообщено истцу. При этом указано, что пенсия Маркину А.Н. в Краснодарском крае не выплачивалась, разрешение на выплату пенсии не выписывалось, пенсионное удостоверение не оформлялось (пенсионное дело, раздел 4).
Маркин А.Н. за решением вопроса о пенсионном обеспечении обращался в ОПО ЦФО ГУ МВД России по Ростовской области с письменными заявлениями от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. (поступило почтой ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., электронной почтой ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА), от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. (поступило ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.), на которые ему ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА давались ответы разъяснительного характера о проведении проверки правильности назначения пенсии.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА начальником ОПО ЦФО ГУ МВД России по Ростовской области пенсионное дело Маркина А.Н. возвращено начальнику ОПО ЦФО ГУ МВД России по Краснодарскому краю с просьбой обосновать зачет периодов службы Маркина А.Н. в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три (л.д. 91).
Отказывая в удовлетворении заявленных Маркиным А.Н. требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено достаточных допустимых доказательств, дающих ему право на назначение пенсии по выслуге лет, поскольку анализ содержания представленных выписок из приказов и справок свидетельствует о том, что истец направлялся в спорные периоды в зону вооруженного конфликта, однако каких-либо приказов командиров в\ч, начальников штабов, оперативных и иных групп о привлечении Маркина А.Н. к фактическому выполнению задач в условиях чрезвычайного положения либо вооруженного конфликта материалы личного дела истца не содержат. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные периоды не подлежат исчислению в порядке одни месяц за три месяца, следовательно, выслуга лет истца составляет менее 20-ти лет, в связи с чем оснований для возложения обязанности на ответчика ГУМВД России по Ростовской области назначить и выплачивать пенсию не имеется.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и сделаны преждевременно, без правового анализа совокупности всех имеющихся доказательств по делу.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21.01.1993 г. N4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее - Закон РФ от 21.01.1993 г. N4328-1) военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Подпунктом "б" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях - один месяц службы за три месяца, в том числе при выполнении задач по обеспечению безопасности российских граждан, охране и обороне объектов Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Абхазии в условиях грузино-абхазского конфликта - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 15.08.1992г.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.1994 г. N 280).
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.1994г. N280 предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации). Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
На основании п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.1994г. N280 Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная пограничная служба - Главное командование Пограничных войск Российской Федерации, другие министерства и ведомства, в которых законом предусмотрена военная служба, определяют перечни воинских частей, подразделений, штабов, оперативных и иных групп, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца, которые фактически сводятся к признанию его права на получение пенсии за выслугу лет с учетом льготного исчисления периодов военной службы по контракту при выполнении задач по обеспечению безопасности российских граждан, охране и обороне объектов Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Абхазии в условиях грузино-абхазского конфликта - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, ссылаясь на отсутствие в материалах дела и в материалах личного дела истца допустимых доказательств.
Вместе с тем, из протоколов судебных заседаний от 15.07.2015г. (л.д.103-105), от 18.08.2015г. (л.д.143-144), от 09.09.2015г. (л.д.170-172) и других материалов дела следует, что судом первой инстанции не изучались ни материалы личного дела истца, ни материалы пенсионного дела Маркина А.Н. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, которое во время нахождения гражданского дела в производстве суда первой инстанции (с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.) находилось в ОПО ЦФО ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
Не соглашаясь с данным выводом суда первой инстанции, судебная коллегия, исследовав материалы пенсионного дела Маркина А.Н. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и личного (архивного) дела НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН приходит к выводу о том, что имеются доказательства, подтверждающие факт прохождения военной службы истцом в особых условиях.
В ходе судебного заседания установлено, что в периоды военной службы по контракту с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Маркин А.Н. был командирован в зону вооруженного конфликта в Абхазии, Грузия для выполнения задач в составе Коллективных сил по поддержанию мира на основании директив ГШ ВС РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, ГШ ВС РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, что подтверждено командировочными удостоверениями командиров войсковых частей (л.д.111-112, 115-116, 120-121, 125-126) и выписками из приказов командиров войсковых частей со ссылкой на директивы УК СКВО НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
В соответствии с п.7 Мандата на проведение операции по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта, утвержденного решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 21.10.1994 г. воинские контингенты государств-участников, выделенные в состав Коллективных сил по поддержанию мира, и Группа военных наблюдателей, переходят в подчинение Командующего с момента прибытия их в район операции и доклада командиров (начальников) этих контингентов об их прибытии.
Прибытие и вступление в исполнение обязанностей военнослужащих с указанием конкретных дат и фамилий закреплено в исторических формулярах воинских частей и в приказах командиров воинских частей и подтверждено соответствующими выписками из указанных приказов.
Так, в материалах личного (архивного дела) имеется выписка из приказа (по строевой части) командира войсковой части пп ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, заверенная начальником штаба войсковой части, из которой следует, что ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА Маркин А.Н. в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА выполнял задачи в зоне Грузино-Абхазского конфликта в составе КСПМ и в соответствии со ст. 38 п.2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" период командировки засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета 1 (один) месяц военной службы в составе Коллективных Сил по поддержанию мира в зоне Грузино-Абхазского конфликта за 3 (три) месяца. В выписке имеется указание на то, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2005 г. N 812, установленные нормы суточных в долларовом эквиваленте из расчета ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА доллара в сутки с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА выплачены (копия - л.д. 123).
В материалах личного дела имеются выписки из приказов командиров войсковой части аналогичного содержания по периодам с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА
В соответствии с п.10 Мандата на проведение операции по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта, утвержденного решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 21.10.1994г., предусматривавшего обеспечение государствами, направившими воинские контингенты в зону грузино-абхазского конфликта, личному составу в течение всего срока проведения операции по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта предоставление льгот и выплату вознаграждений, надбавок и пособий, устанавливаемых действующим законодательством этих государств, Маркину А.Н. выплачивались компенсации и предоставлялись льготы, в том числе - реабилитационный отпуск за пребывание в зоне вооруженного конфликта, что подтверждено также выписками из приказа командира войсковой части пп ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, приказа командира войсковой части ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН приказа командира войсковой части пп ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
По запросу ОПО ЦФО по Ростовской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., Департаментом государственной службы и кадров МВД России ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА исх. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, сообщено, что для подтверждения периодов (факта) прохождения военной службы А.Н.Маркина на территории Абхазии в условиях грузино-абхазского конфликта, необходимо отправить запрос в Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации или в Филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (л.д.167-169).
Из архивной справки филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН следует, что по архивным документам установлено, что в запрашиваемый период личный состав войсковой части пп ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА (в/ч ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА) выполнял задачи в составе Коллективных Сил по поддержанию мира содружества независимых государств в зоне конфликта Абхазия, Грузия. Личный состав выполнял задачи в составе КСПМ СНГ в указанные периоды в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998г. N 53-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 31.03.1994г. N 280, Законом РФ от 21.01.1993 г. N 4328-1, приказом МО РФ от 04.01.1996 г. N 9 ему засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) один месяц военной службы в составе КСПМ в зоне вооруженного конфликта в Абхазии, Грузии за три месяца (л.д.153). В архивной справке филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН уточнено, что указанные сведения значатся в историческом формуляре войсковой части полевая почта ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА
В этой же архивной справке указано, что в приказах командира войсковой части ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (н.п. ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА) ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА Маркин А.Н. значится в списках личного состава в зоне вооруженного конфликта в Абхазии, Грузия. В историческом формуляре войсковой части ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА значится, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА батальон приступил к выполнению миротворческих задач в зоне вооруженного конфликта в Абхазии, Грузии и имеет зоны ответственности в ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА районе и ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА ущелье.
В историческом формуляре войсковой части ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА значится, что в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА батальон выполнял задачи в составе Коллективных Сил по поддержанию мира в СНГ в зоне Грузино-Абхазского конфликта. Личный состав, выполняющий задачи в составе КСПМ СНГ в указанные периоды в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998г. N 53-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 31.03.1994г. N 280, Законом РФ от 21.01.1993 г. N 4328-1, приказом МО РФ от 04.01.1996 г. N 9, ему засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) один месяц военной службы в составе КСПМ в зоне вооруженного конфликта в Абхазии, Грузии за три месяца (л.д.155).
Аналогичная запись содержится в историческом формуляре войсковой части ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (л.д. 156).
Кроме того, указано, что приказы командиров войсковой части ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, в/ч ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, в/ч ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА "О льготном исчислении выслуги лет и дополнительной денежной выплате военнослужащим, принимавшим фактическое участие в контртеррористических операциях", финансовые документы на выплату денежного вознаграждения за участие в боевых действиях военнослужащим вышеуказанных в/ч за указанные периоды на хранение в филиал ЦА МО РФ не поступали. В деле фонда имеются сведения о том, что приказы командира в/ч ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА были изъяты военным следственным отделом управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по СКВО.
Таким образом, анализируя приведенные документы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что собранными по делу доказательствами достоверно подтвержден факт прохождения военной службы истцом в особых условиях в периоды военной службы по контракту с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, в связи с чем истец имеет право на зачет указанных периодов прохождения военной службы в выслугу лет в льготном исчислении за время прохождения службы в особых условиях в соответствии с ч.2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21.01.1993 г. N4328-1 и пп "б" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. N 941 (один месяц военной службы за три месяца).
В связи с чем судебная коллегия признает правильным расчет выслуги лет истца, представленный ОПО ЦФО ГУ МВД России по Краснодарскому краю (л.д. 135-139), которая на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА для назначения пенсии составила 24 года 05 месяцев 18 дней.
Судебная коллегия критически относится к представленному ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ОПО ЦФО ГУ МВД России по Ростовской области расчету (л.д. 212), согласно которому льготная выслуга истца составляет на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА 19 лет 01 месяц 08 дней, поскольку в указанном расчете спорные периоды службы зачтены в льготном исчислении как один месяц военной службы за полтора месяца; кроме того, вообще не учтен (ни в льготном, ни в календарном исчислении) период службы с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА
Судебная коллегия, установив, что по состоянию на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истец имел выслугу лет более 20 лет, приходит к выводу о том, что Маркин А.Н. имел право на назначение пенсии за выслугу лет с указанной даты.
Учитывая изложенное, решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 09 сентября 2015 года подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 09 сентября 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать за Маркиным А.Н. право на назначение пенсии за выслугу лет с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Обязать ГУ МВД России по Ростовской области (отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения) назначить Маркину А.Н. пенсию за выслугу лет с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Председательствующий:
Судьи :
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.12.2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.