Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Горбатько Е.Н.,
судей Минасян О.К., Семеновой О.В.
при секретаре Мусакаеве М.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калякова А.И. к ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании права на постановку на учёт в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением по апелляционной жалобе Калякова А.И. на решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 16 сентября 2015г. Заслушав доклад судьи Горбатько Е.Н., судебная коллегия
установила:
Каляков А.И. обратился в суд с иском к ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее-ЮРУЖО) о признании права на постановку на учёт в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, ссылаясь на то, что он проходил военную службу в Вооруженных силах СССР, а затем в Вооруженных силах РФ, приказом Командующего фронтовой авиацией по личному составу от ДАТА он был уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Календарная выслуга истца в Вооруженных Силах на момент увольнения составила 15 лет 10 месяцев.
В период прохождения военной службы ДАТА истцу на состав семьи 4 человека было предоставлено жилое помещение площадью 30,1 кв.м по месту прохождения военной службы по адресу: (обезличен).
В 2015г. истец обратился в ЮРУЖО с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства, однако, решением ЮРУЖО от ДАТА ему было отказано в удовлетворении этого заявления ввиду того, что на момент обращения он утратил статус военнослужащего, а потому не может быть принят на учет нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма, в соответствии с действующим приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N1280.
Истец просил признать решение от ДАТА незаконным, признать за ним и членами его семьи право на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному после увольнения с военной службы месту жительства и обязать ЮРУЖО принять решение о постановке истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Решением суда от 16 сентября 2015г. в удовлетворении исковых требований Калякова А.И. отказано.
Принимая такое решение, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст.2, 6, 15 ФЗ от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст.3 ФЗ от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", ст.38 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Правилами выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, утвержденными постановлением Правительства РФ N522 от 07.10.2004, Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N153, Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N512, и исходил из того, что в силу системного анализа вышеуказанных нормативных актов, обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы до ДАТА , возложена на органы местного самоуправления. При этом на момент увольнения с военной службы истец был обеспечен на состав семьи 4 человека постоянным жилым помещением площадью 30,1 кв.м по адресу: (обезличен).
Учитывая, что Каляков А.И. был принят на учёт в качестве участника подпрограммы по обеспечению бывших военнослужащих жилым помещением посредством государственного жилищного сертификата по основанию переселения из закрытого военного городка, однако, в связи с изменением с августа 2011 года статуса военного городка, в котором проживал Каляков А.И., истец утратил право на получение государственного жилищного сертификата, доказательств того, что в период прохождения военной службы он был признан нуждающимся в жилом помещении по иным основаниям и состоял на соответствующем учёте, истец не представил, принимая во внимание, что действующим на момент увольнения Калякова А.И. законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы была возложена на органы местного самоуправления, а не на Министерство обороны РФ, и на момент обращения в ЮРУЖО с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, Каляков А.И. утратил статус военнослужащего, будучи ранее обеспеченным жилым помещением по адресу: (обезличен), суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания незаконным решения начальника ЮРУЖО от ДАТА и обязания ответчика совершить указанные истцом действия.
Каляков А.И. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований, ссылаясь на то, что суд первой инстанции должен был рассмотреть настоящее дело в порядке, предусмотренном Кодексом об административном судопроизводстве РФ, а не в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом РФ, поскольку ответчик является структурным подразделением Министерства Обороны РФ, а значит, настоящий спор является административным.
Заявитель жалобы указывает, что вопреки выводам суда первой инстанции он ранее не воспользовался своим правом, предусмотренным п.6 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих", на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства. При этом истец подавал на имя командира войсковой части рапорт об обеспечении его и членов его семьи жилым помещение в Московской области и остался проживать в ранее предоставленной ему квартире, ожидая реализации указанного права.
Каляков А.И. полагает, что, поскольку он сам и члены его семьи до ДАТА на учет не принимались, обязанность по обеспечению их жильем у органов местного самоуправления отсутствовала. Действующее в настоящее время законодательство возлагает такую обязанность именно на Министерство Обороны РФ и не запрещает постановку на жилищный учет лиц, уволенных с военной службы.
Выводы суда о том, что уволенные с военной службы лица не могут быть приняты на жилищный учет, Каляков А.И. полагает не соответствующими требованиям материального права и ссылается на то, что его право быть обеспеченным жилым помещением по избранному месту жительства до настоящего времени не прекращено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Калякова А.И. апелляционную жалобу поддержали, просили решение суда отменить.
Дело рассмотрено судебной коллегией в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда.
Федеральный закон от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
До принятия указанного выше закона и на момент увольнения Калякова А.И. с военной службы жилищные права военнослужащих были урегулированы Законом РФ от 22.01.1993 "О статусе военнослужащих".
Согласно п.6 ч.1 ст.15 данного Закона граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
На членов семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей распространяются льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п.4 ст.2 названного закона)
Закон РФ от 22.01.1993 "О статусе военнослужащих" утратил силу в связи с принятием Федерального закона РФ от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым с 01.01.2005 с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.
В силу п.14 ст.15 от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального Закона от 22.08.2004 N122-ФЗ) обеспечение жильем военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Федеральным законом от 08.12.2010 N342-ФЗ ст.15 дополнена пунктом 2.1, предусматривающим, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, и которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 N342-ФЗ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления полномочия по обеспечению жилыми помещениями в вышеуказанной форме граждан, перечисленных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона.
Согласно Правилам признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан РФ, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан РФ, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с п.1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ N1280 от 30.09.2010, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, на условиях и в порядке, установленном Федеральным законом от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Пунктом 10 указанной Инструкции установлено, что за военнослужащими, ранее принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях (согласно порядку, определенному приказом Министра обороны РФN 80 от 15.02.2000) сохраняется право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Исходя из анализа приведенных выше норм права, действовавших на момент увольнения Калякова А.И. с военной службы и действующих в настоящее время, реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства связана с его постановкой в установленном порядке на учет для получения жилья или на улучшение жилищных условий.
Из материалов дела следует, что Каляков А.И. проходил военную службу в Вооруженных силах СССР и РФ, приказом Командующего фронтовой авиации от ДАТА был уволен с военной службы по сокращению штатов. Выслуга лет на момент его увольнения составила 15 лет 10 месяцев.
На момент увольнения с военной службы Каляков А.И. был обеспечен жилым помещением на условиях социального найма: 2-комнатной квартирой жилой площадью 30,1 кв.м по адресу: (обезличен), данная квартира находилась в закрытом военном городке, поэтому в 2004г. Каляков А.И. с составом семьи 4 человека был включен в список получателей государственного жилищного сертификата для отселения из закрытого военного городка, однако в настоящее время указанный населенный пункт утратил статус закрытого военного городка.
С заявлением в ЮРУЖО о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства Каляков А.И. обратился только ДАТА и решением ЮРУЖО от ДАТА НОМЕР его заявление оставлено без удовлетворения.
В данном случае Каляков А.И., обращаясь в ЮРУЖО с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства по договору социального найма и в суд с настоящим иском в 2015г. (по истечении более 20 лет с момента увольнения) доказательств постановки на учет в органе местного самоуправления по избранному месту жительства до ДАТА либо по последнему месту службы как нуждающегося в получении жилого помещения не предоставил.
При таких обстоятельствах, учитывая дату и основания увольнения Калякова А.И. с военной службы, отсутствие доказательств постановки его на жилищный учет по избранному месту жительства, обеспечение его жилым помещением по договору социального найма по месту службы и отсутствие оснований для признания его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по общим правилам жилищного законодательства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что у истца в настоящее время отсутствуют основания для принятия его ответчиком на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Сама по себе потребность истца в улучшении своих жилищных условий не означает, что жилое помещение должно быть предоставлено ему именно в указанном им порядке за счет средств Министерства Обороны РФ.
Апелляционная жалоба Калякова А.И. не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, поскольку изложенные в ней обстоятельства сводятся к тем, которые уже заявлялись истцом в ходе рассмотрения дела, и которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку при принятии обжалуемого решения, кроме того, доводы жалобы основаны на неверном толковании Каляковым А.И. норм материального права применительно к фактическим обстоятельствам дела, а также неправильном толковании процессуального закона.
Ст.ст.30, 31 Жилищного кодекса РСФСР и ч.6 ст.15 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 N4338-1 "О статусе военнослужащих", действовавшими на момент увольнения истца из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации обязанность по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями по договору социального найма возлагалась на органы местного самоуправления. Однако своим правом быть поставленным на жилищный учет по избранному месту жительства органом местного самоуправления истец до 01.01.2005 не воспользовался.
Реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства носит не абсолютный характер, а связана с непосредственным обращением гражданина с заявлением о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, а также признанием его нуждающимся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий при наличии к этому оснований.
Как уже было указано выше, до увольнения с военной службы либо при увольнении с военной службы Каляков А.И. не обращался с соответствующим рапортом и необходимыми документами к командованию войсковой части или в орган местного самоуправления по избранному месту жительства для постановки его на учет, как нуждающегося в получении жилого помещения, либо для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Доводы жалобы о сохранении у Калякова А.И. права требовать предоставления жилого помещения по избранному месту жительства вплоть до настоящего времени и за счет Министерства Обороны РФ противоречат приведенным выше нормам материального права, поскольку на момент увольнения истца у Министерства Обороны РФ такая обязанность отсутствовала, установленный с ДАТА порядок обеспечения военнослужащих жильем к истцу применен быть не может.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции был неправильно определен вид судопроизводства, в порядке которого рассмотрено дело, поскольку заявленные Каляковым А.И. требования подлежат рассмотрению в порядке рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений, является несостоятельным, исходя из следующего.
Правильное определение судами вида судопроизводства (гражданское или административное), в котором подлежат защите права и свободы гражданина, несогласного с решением, действием (бездействием) органа государственной власти (некоммерческой организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями), зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд.
Таким образом, порядок рассмотрения возникшего спора определяется не истцом (административным), а законом, исходя из характера возникших правоотношений.
Из содержания заявления Калякова А.И. усматривается, что им заявлены требования материального характера: о признании права на обеспечение жилым помещением и постановке на учёт в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, которые подлежат рассмотрению именно в порядке гражданского судопроизводства.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, поэтому решение суда соответствует требованиям ст.195 ГПК РФ, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы Калякова А.И. нет.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 16 сентября 2015г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Калякова А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 декабря 2015г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.