Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Горбатько Е.Н.,
судей Минасян О.К., Семеновой О.В.
при секретаре Мусакаеве М.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семина Н.Н. к ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании права на постановку на учёт в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением по апелляционной жалобе Семина Н.Н. на решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 16 сентября 2015г. Заслушав доклад судьи Горбатько Е.Н., судебная коллегия
установила:
Семин Н.Н. обратился в суд с иском к ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее-ЮРУЖО) о признании права состоять на учёте нуждающихся в жилом помещении, ссылаясь на то, что он проходил военную службу в Вооруженных силах СССР, затем в вооруженных силах РФ, приказом командующего 16 воздушной армией от ДАТА истец был уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Календарная выслуга в Вооруженных Силах на момент его увольнения составила 26 лет 3 месяца. В период прохождения военной службы ДАТА истцу на состав семьи 4 человека было предоставлено жилое помещение площадью 42,8 кв.м по месту прохождения военной службы по адресу: (обезличен), в котором истец с членами своей семьи проживает до настоящего времени.
В 2014г. Семин Н.Н. обратился в ЮРУЖО с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства. Письмом от ДАТА ЮРУЖО предложило истцу для решения вопроса о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях предоставить ряд документов.
В 2015г. Семин Н.Н. направил ответчику все запрашиваемые документы, однако, до настоящего времени ответчик решение по заявлению о постановке на жилищный учет не принял, что расценивается истцом как отказ в удовлетворении его требований.
На основании изложенного истец просил признать за ним и членами его семьи право на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному после увольнения с военной службы месту жительства и обязать ЮРУЖО принять решение о постановке истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Решением суда от 16 сентября 2015г. в удовлетворении исковых требований Семина Н.Н. отказано.
Принимая такое решение, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст.2, 6, 15 ФЗ от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст.3 ФЗ от 08.12.2010 N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", ст.38 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", ст.3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 N1237, и исходил из того, что действующим на момент увольнения Семина Н.Н. законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы до 01.01.2005 была возложена на органы местного самоуправления, а не на Министерство обороны РФ в лице его структурных подразделений, на момент обращения в ЮРУЖО с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях Семин Н.Н. утратил статус военнослужащего, на момент увольнения истец Семин Н.Н. и члены его семьи были обеспечены жилым помещением по адресу: (обезличен), в связи с чем правовые основания для признания за истцом права на обеспечение жилым помещением от Министерства Обороны РФ в настоящее время отсутствуют.
Семин Н.Н. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований, ссылаясь на то, что суд первой инстанции должен был рассмотреть настоящее дело в порядке, предусмотренном Кодексом об административном судопроизводстве РФ, а не в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом РФ, поскольку ответчик является структурным подразделением Министерства Обороны РФ, а значит, настоящий спор является административным.
Заявитель жалобы указывает, что на момент увольнения с военной службы он имел намерение изменить место жительства, о чем командир войсковой части известил военного комиссара Волгоградской области письмом от ДАТА , однако, по независящим от истца причинам на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства: (обезличено), он принят не был, в связи с чем, остался проживать в ранее выделенной ему квартире.
Семин Н.Н. полагает, что, поскольку он сам и члены его семьи до 01.01.2005 на учет не принимались, обязанность по обеспечению их жильем у органов местного самоуправления отсутствовала. Действующее в настоящее время законодательство возлагает такую обязанность именно на Министерство Обороны РФ и не запрещает постановку на жилищный учет лиц, уволенных с военной службы.
Выводы суда о том, что уволенные с военной службы лица не могут быть приняты на жилищный учет, Семин Н.Н. считает не соответствующими требованиям материального права и ссылается на то, что его право быть обеспеченным жилым помещением по избранному месту жительства до настоящего времени не прекращено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Семина Н.Н. апелляционную жалобу поддержал, просил решение суда отменить.
Дело рассмотрено судебной коллегией в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие истца Семина Н.Н. и представителя ЮРУЖО, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены решения суда не находит.
Федеральный закон от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
До принятия указанного выше закона и на момент увольнения Семина Н.Н. с военной службы жилищные права военнослужащих были урегулированы Законом Российской Федерации от 22.01.1993 "О статусе военнослужащих".
Согласно п.6 ч.1 ст.15 указанного Закона граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
На членов семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей распространяются льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 2 названного закона).
Закон Российской Федерации от 22.01.1993 "О статусе военнослужащих" утратил силу в связи с принятием Федерального закона РФ от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в соответствии с нормами которого с 01.01.2005 с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.
В силу п.14 ст.15 ФЗ от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции ФЗ РФ от 22.08.2004 N122-ФЗ) обеспечение жильем военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Федеральным законом от 08.12.2010 N342-ФЗ ст.15 дополнена пунктом 2.1, предусматривающим, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 N342-ФЗ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления полномочия по обеспечению жилыми помещениями в вышеуказанной форме граждан, перечисленных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона.
Согласно Правилам признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан РФ, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан РФ, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с п.1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ N1280 от 30.09.2010, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, на условиях и в порядке, установленном Федеральным законом от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Пунктом 10 указанной Инструкции установлено, что за военнослужащими, ранее принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях (согласно порядку, определенному приказом Министра обороны РФ N80 от 15.02.2000) сохраняется право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Исходя из анализа указанных выше норм права, действовавших на момент увольнения Семина Н.Н. с военной службы и действующих в настоящее время, реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства связана с его постановкой в установленном порядке на учет для получения жилья или на улучшение жилищных условий.
Из материалов дела следует, что Семин Н.Н. проходил военную службу в Вооруженных силах СССР и РФ, приказом Командующего 16 воздушной армии от ДАТА был уволен с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Выслуга лет на момент увольнения составила 26 лет 3 месяца.
На момент увольнения с военной службы Семин Н.Н. был обеспечен жилым помещением на условиях социального найма площадью 42,2 кв.м по адресу: (обезличен).
С заявлением в ЮРУЖО о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства Семин Н.Н. обратился только в 2014г. и письмом от ДАТА ему было предложено представить дополнительные документы, однако, доказательств принятия ЮРУЖО окончательного решения по указанному заявлению Семина Н.Н. материалы дела не содержат.
В данном случае Семин Н.Н., обращаясь в ЮРУЖО с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства по договору социального найма в 2014г. и в суд с настоящим иском в 2015г. (по истечении более 15 лет с момента увольнения), доказательств постановки на учет в органе местного самоуправления по избранному месту жительства до 01.01.2005 либо по последнему месту службы как нуждающегося в получении жилого помещения, не предоставил.
При таких обстоятельствах, учитывая дату и основания увольнения Семина Н.Н. с военной службы, отсутствие доказательств постановки его на жилищный учет по избранному месту жительства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что у истца в настоящее время отсутствуют основания для принятия его ответчиком ЮРУЖО на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Сама по себе потребность истца в улучшении своих жилищных условий не означает, что жилое помещение должно быть предоставлено ему именно в указанном им порядке за счет средств Министерства Обороны РФ.
Апелляционная жалоба Семина Н.Н. не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, поскольку изложенные в ней обстоятельства сводятся к тем, которые уже заявлялись истцом в ходе рассмотрения дела, и которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку при принятии обжалуемого решения. Кроме того, доводы жалобы основаны на неверном толковании Семиным Н.Н. норм материального права применительно к фактическим обстоятельствам дела, а также неправильном толковании процессуального закона.
Согласно ст.ст.28, 30, 31 Жилищного кодекса РСФСР и ч.6 ст.15 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 N4338-1 "О статусе военнослужащих", действовавшим на момент увольнения истца из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, обязанность по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями по договору социального найма возлагалась на органы местного самоуправления. Однако своим правом быть поставленным на жилищный учет по избранному месту жительства органом местного самоуправления истец до 01.01.2005 не воспользовался.
Реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства носит не абсолютный характер, а связана с непосредственным обращением гражданина с заявлением о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, а также признанием его нуждающимся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий при наличии к этому оснований.
Как уже было указано выше, до увольнения с военной службы либо при увольнении с военной службы Семин Н.Н. не предпринял достаточных действий для постановки его на учет как нуждающегося в получении жилого помещения либо для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, одна только подача ходатайства на имя командира войсковой части в 1997г. об избрании постоянного места жительства без принятия каких бы то ни было мер к дальнейшей постановке на учет в органе местного самоуправления по избранному месту жительства о добросовестности истца при осуществлении своих жилищных прав не свидетельствует.
Доводы жалобы о сохранении у Семина Н.Н. права требовать предоставления жилого помещения по избранному месту жительства вплоть до настоящего времени и за счет Министерства Обороны РФ противоречат приведенным выше нормам материального права, поскольку на момент увольнения истца у Министерства Обороны РФ такая обязанность отсутствовала, а установленный с 01.01.2005 порядок обеспечения военнослужащих жильем к истцу применен быть не может.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции был неправильно определен вид судопроизводства, в порядке которого рассмотрено дело, поскольку заявленные Семиным Н.Н. требования подлежат рассмотрению в порядке рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений, является несостоятельным, поскольку правильное определение судами вида судопроизводства (гражданское или административное), в котором подлежат защите права и свободы гражданина, несогласного с решением, действием (бездействием) органа государственной власти (некоммерческой организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями), зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд, порядок рассмотрения возникшего спора определяется не истцом (административным), а законом, исходя из характера возникших правоотношений.
Из содержания заявления Семина Н.Н. усматривается, что им заявлены требования материального характера: о признании права на обеспечение жилым помещением и о постановке на учёт в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, которые подлежат рассмотрению именно в порядке гражданского судопроизводства.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, поэтому решение суда соответствует требованиям ст.195 ГПК РФ, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы Семина Н.Н. нет.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 16 сентября 2015г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Семина Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 декабря 2015г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.