Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи: Чеботаревой М.В.
судей: Медведева С.Ф., Утемишевой А.Р.,
при секретаре: Тукусер А.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Медведева С.Ф., административное дело по апелляционной жалобе МУП "Водоканал" на решение Миллеровского районного суда Ростовской области от 21 августа 2015г.,
установила:
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к МУП "Водоканал" о признании деятельности по использованию подземных источников водоснабжения в отсутствие проектов зон санитарной охраны, имеющих санитарно-эпидемиологические заключения, утвержденные министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области незаконной, обязании МУП "Водоканал" разработать проекты зон санитарной охраны поземных источников водоснабжения, получить санитарно-эпидемиологические заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны, приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области об утверждении проектов зон санитарной охраны.
В обоснование требований истец указал, что при проведении проверки исполнения законодательства муниципальным унитарным предприятием "Водоканал" г.Миллерово (далее - МУП "Водоканал") при использовании и охране водных объектов, соблюдения режима использования зон санитарной охраны водоисточников установлено, что МУП "Водоканал" осуществляет использование подземных водных объектов (16 скважин) с целью водоснабжения населения, предприятий и организаций города Миллерово водой питьевого качества на основании лицензии на право пользования недрами ...
В нарушение ст.43 Водного кодекса РФ, ст. ст. 34, 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. ст. 11, 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.1.4.1110-02 в МУП "Водоканал" отсутствуют проекты зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения (16 скважин), утвержденные уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области.
Отсутствие разработанного проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также риск возникновения заболеваний населения, что является недопустимым, нарушает права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, проживающих на территории района, других прилегающих районов, а также лиц временно находящихся на указанной территории.
На основании изложенного, истец просил суд признать незаконной деятельность МУП "Водоканал" по использованию подземных источников водоснабжения (16 скважин) в отсутствие проектов зон санитарной охраны, имеющих санитарно-эпидемиологические заключения, утвержденные министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области и обязать муниципальное унитарное предприятие г. Миллерово "Водоканал" разработать проекты зон санитарной охраны поземных источников водоснабжения (16 скважин), получить санитарно-эпидемиологические заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны.
Решением Миллеровского районного суда Ростовской области от 21 августа 2015г. исковые требования прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе МУП "Водоканал" просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что ответчик принимает все зависящие от него меры во исполнение требований закона о разработке проектов зон санитарной охраны.
Автор жалобы указывает, что в связи с тем, что МУП "Водоканал" является муниципальным предприятием, и получает доходы лишь в пределах утвержденных тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, затраты на проведение вышеуказанных работ не включены в тариф и МУП "Водоканал" не располагает денежными средствами необходимыми на выполнение работ. Выполнение работ по разведке водозаборных участков включены по программе софинансирования расходов (частично за счет средств местного бюджета, основная часть - за счет субсидии областного бюджета) в долгосрочную целевую программу 2012-2015 годы.
Кроме того, в апелляционной жалобе указано, что ответчиком заключены муниципальные контракты от 09 апреля 2012г. с ... на выполнение работ по мероприятию "Разведка водозаборных участков МУП "Водоканал" г.Миллерово и Миллеровского района Ростовской области". После завершения работ по подготовке исходных данных для разработки проектной документации зон санитарной охраны водозаборов МУП "Водоканал" будут выполнены работы по разработке и утверждению проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Миллерово.
В судебное заседание МУП "Водоканал", извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не направило своего представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица, с учетом положений ст.ст.167, 327 ГПК Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, поданных возражений на апелляционную жалобу, выслушав прокурора отдела прокуратуры Ростовской области Горбатько И.А., проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, МУП "Водоканал" осуществляет использование подземных водных объектов (16 скважин) с целью водоснабжения населения, предприятий и организаций города Миллерово водой питьевого качества на основании лицензии на право пользования недрами ... Вместе с тем, МУП "Водоканал", в нарушение требований ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 34, 39 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.ст. 11, 18 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не имеет проектов зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения, утвержденных уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что производимые ответчиком мероприятия по разработке проекта зон санитарной охраны и получению заключения, не свидетельствуют о незаконности исковых требований истца.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, об обоснованности исковых требований истца, исходя из следующего.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации, для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", введены в действия санитарные правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02".
В соответствии с п.п. 1.2-1.6, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02, настоящие СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
В силу ч. 4 ст. 18 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Согласно постановлению Правительства Ростовской области N 892 от 13 сентября 2012г. "О Порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Ростовской области" уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим утверждение проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Ростовской области, осуществляется министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.
Судебная коллегия соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что заключение между Администрацией Миллеровского городского поселения и ... на разработку проектной документации зон санитарной охраны водозаборов МУП "Водоканал" в г. Миллерово Ростовской области не свидетельствуют о необоснованности заявленных истцом исковых требований, поскольку данный довод ответчика фактически указывает на недостаточность времени для проведения работ, являющихся предметом исковых требований, а не о их необоснованности и незаконности.
Иные доводы апелляционной жалобы также не могут быть признаны обоснованными, поскольку направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, не содержат фактов, имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции.
Оснований для отмены либо изменения судебного решения, предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации, не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Миллеровского районного суда Ростовской области от 21 августа 2015г. оставить без изменения, апелляционную жалобу МУП "Водоканал" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.