Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Горбачевской Ю.В.
судей областного суда Мариной Ж.В., Маклашова В.И.
при секретаре Клищенко Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 октября 2015 года по докладу судьи Маклашова В.И. дело по апелляционной жалобе Серпкова А.А. на решение Советского районного суда г.Брянска от 06 июля 2015 года по иску Серпкова А.А. к Управлению Министерства внутренних дел России по Брянской области о восстановлении в очереди на получение жилья, признании права на получение государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛА:
Серпкова А.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что проходил службу в органах МВД РФ с "дата". С 26.04.2006 года состоял на жилищном учете в Володарском РОВД г. Брянска. Приказом начальника УВД по г.Брянску N л/с от "дата" уволен из ОВД с должности "данные изъяты" УВД по г. Брянску с 22.06.2010 года по ст. 19 п. "Е" (по сокращению штатов) Закона "О милиции".
После обращения в Управление организаций тылового обеспечения УМВД России по Брянской области с заявлением о предоставлении государственного жилищного сертификата, "дата" истцу было отказано в предоставлении государственного жилищного сертификата, по тем основаниям, что на момент увольнения, его данные в списке сотрудников УВД по г.Брянску состоящих на жилищном учете общей очереди, сформированных по состоянию на 01.03.2010 года, отсутствовали.
Не согласившись с отказом в предоставлении государственного жилищного сертификата, ссылаясь на гарантии, предусмотренные ст.40 Конституции РФ, Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 "Об утверждении федеральной целевой программы жилище", Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N1050 "Об утверждении федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", истец, с учетом уточнения исковых требований, просил суд восстановить его в очереди сотрудников УМВД России по Брянской области нуждающихся в улучшении жилищных условий с 26.04.2006 года; признать право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы с составом семьи 3 человека; обязать УМВД России по Брянской области восстановить истца в составе участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы с 10 февраля 2009 года.
Решением Советского районного суда г.Брянска от 06 июля 2015 года в удовлетворении исковых требований Серпкова А.А. отказано.
В апелляционной жалобе Серпков А.А. просит решение суда отменить, поскольку считает его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что у ответчика не имелось оснований для отказа в предоставлении государственного жилищного сертификата, поскольку он был поставлен на жилищный учет в установленном порядке, при этом какого-либо решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий либо об исключении из списков участников федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы ответчиком не принималось.
На доводы жалобы принесены возражения представителем УМВД России по г.Брянску Кулага С.Л., который просит оставить решение районного суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседание судебной коллегии Серпков А.А. не явился, о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлен надлежаще, в связи с чем, коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу без его участия.
Заслушав доклад по делу судьи Маклашова В.И., объяснения представителя Серпкова А.А. - Голенковой Е.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на доводы жалобы представителя УМВД России по Брянской области по доверенности Вяликовой Н.В., просившей оставить решение районного суда без изменения, пояснения представителя УМВД России по г. Брянску по доверенности Яшковой Н.В. считавшей исковые требования не подлежащими удовлетворению, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Серпков А.А. проходил службу в органах МВД РФ с "дата". 19.04.2006 года им было подано заявление о постановке на жилищный учет в Володарский РОВД г.Брянска, с составом семьи: жена С.С.М ... и дочь С.А.А. Согласно протоколу N от 26.04.2006 года заседания жилищно - бытовой комиссии Володарского РОВД г.Брянска истец поставлен на учет с 26.04.2006 года.
Приказом начальника УВД по г.Брянску N л/с от "дата" истец уволен из ОВД с должности "данные изъяты" УВД по г.Брянску с 22.06.2010 года по ст.19 п. "Е" (по сокращению штатов) Закона "О милиции".
В настоящее время Серпков А.А. с составом семьи 3 человека: С.С.М. жена, С.А.А. дочь, проживает в жилом помещении, - комнаты N N "адрес" (общежитие) на основании договора социального найма.
"дата" Управлением организации тылового обеспечения УМВД России по Брянской области отказано Серпкову А.А. во включении в список граждан-участников подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата, в связи с тем, что на момент увольнения в списке сотрудников УВД по г.Брянску состоящих на жилищном учете общей очереди, сформированных по состоянию на 01.03.2010 года, данные истца отсутствуют.
Установив по делу юридически значимые обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, учитывая при этом, что на момент увольнения истец не состоял на жилищном учете по месту службы в УВД по г.Брянску, поскольку после вступления в силу Жилищного кодекса РФ полномочия по принятию на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий были переданы органам местного самоуправления.
Судебная коллегия соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их правовой оценке и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.
Согласно абзацу 7 подпункта "а" п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N153 право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
Положениями статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Исходя из этого, сотрудники органов внутренних дел, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и подлежат обеспечению жильем подразделениями органов внутренних дел РФ.
После вступления в силу Жилищного кодекса РФ, т.е. после 1 марта 2005 года, согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и ч.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ, принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется только органами местного самоуправления.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции обоснованно не приняты во внимание факты (как не порождающие юридических последствий) принятия от истца заявления о постановке на жилищный учет в Володарском РОВД г.Брянска с 26.04.2006 года и его включение в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2010 году, поскольку после 1 марта 2005 года не имелось законных оснований для признания сотрудников ОВД нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту службы.
Данное обстоятельство подтверждается списком сотрудников и работников УМВД по г.Брянску, состоящих на жилищном учете общей очереди по состоянию на 01.03.2010 года, согласно которому последняя дата постановки на жилищный учет сотрудника УВД по г. Брянску под N указана 16.05.2005 года. Истец в указанном списке не значится, поскольку до 01 марта 2005 года на жилищном учете по месту прохождения службы не состоял.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком в установленном порядке не было принято решение о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку само по себе отсутствие решения по данному вопросу не лишило возможности истца оспаривать отказ в предоставлении государственного жилищного сертификата, а могло повлиять на процессуальные сроки обращения в суд с данным иском, которые, по мнению коллегии, истцом не пропущены, так как в данном случае имеется спор о праве и подлежит применению общий срок исковой давности три года.
В этой связи, из описательной части решения суда подлежит исключению выводы суда о пропуске истцом, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ срока обращения в суд.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении спора по существу суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, они подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы выводов решения не опровергают, направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм материального права, которые коллегия полагает неверными, основанием к отмене решения такие доводы быть не могут. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 06 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.В. Горбачевская
Судьи областного суда Ж.В. Марина
В.И. Маклашов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.