Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Сокова А.В.
судей областного суда Алейниковой С.А., Маклашова В.И.
при секретаре Клищенко Н.В.
с участие прокурора Сергеевой С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 ноября 2015 года по докладу судьи Маклашова В.И. дело по апелляционному представлению прокурора Володарского района г.Брянска на решение Советского районного суда г.Брянска от 31 июля 2015 года по иску прокурора Володарского района г.Брянска в защиту интересов Терешиной Е.К., Терешина А.Ю. к Брянской городской администрации, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации о предоставлении вне очереди жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Володарского района г.Брянска в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с указанным иском к Брянской городской администрации, ссылаясь на то, что прокуратурой Володарского района г.Брянска проведена проверка по обращению Терешина Ю.Н. по вопросу нарушения жилищных прав его семьи. Проведенной проверкой установлено, что Терешин Ю.Н. проживает по адресу: "адрес" с женой Терешиной Е.К. и сыном Терешиным А.Ю. Заключением межведомственной комиссии Володарской районной администрации г. Брянска от "дата" жилые помещения "адрес" признаны ветхими и непригодными для постоянного проживания. Постановлением Брянской городской администрации от "дата" N-п утверждено решение межведомственной комиссии о признании непригодным для постоянного проживания жилого дома "адрес"
Распоряжение о дальнейшем использовании жилых помещений "адрес" и сроках отселения жильцов данного дома Брянской городской администрацией не издавалось. Указанный дом Брянской городской администрацией включен в список и очередность сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда г.Брянска, подлежащего переселению. Планируемая дата окончания переселения граждан данного дома, как следует из перечня аварийных многоквартирных домов, утвержденных постановлением Правительства Брянской области от "дата" N-п, - 31.08.2017г. Жильцы дома "адрес" обращались в Брянскую городскую администрацию по вопросу переселения из данного дома. Однако из ответов, направленных в адрес заявителей (от "дата"., "дата"., "дата".), следует, что переселение будет производиться в соответствии с адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Гражданам, проживающим в комн. N указанного дома, с "дата". по настоящее время жилое помещение не предоставлено.
Жилой дом "адрес" находится в состоянии, создающем угрозу жизни и здоровью граждан, следовательно, в качестве жилого дома эксплуатироваться не может. Эксплуатация дом и проживание в нем жильцов комнаты N в течение запланированного периода переселения (до 31.08.2017 г.) может привести к обрушению конструкций и повлечь гибель людей.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений, прокурор просил суд обязать Брянскую городскою администрацию предоставить Терешиной Е.К., Терешину А.Ю. вне очереди жилое помещение по площади не менее ранее занимаемой 18 кв.м.
Определением Советского районного суда г. Брянска от 31 июля 2015 года производство по делу по иску прокурора Володарского района города Брянска в защиту интересов Терешина Ю.Н. к Брянской городской администрации, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации о предоставлении вне очереди жилого помещения прекращено, в связи с отказом от иска прокурора Володарского района города Брянска и Терешина Ю.Н.
Решением Советского районного суда г.Брянска от 31 июля 2015 года в удовлетворении исковых требований прокурора Володарского района города Брянска в защиту интересов Терешиной Е.К., Терешина А.Ю. отказано.
В апелляционном представлении прокурор Володарского района г.Брянска просит решение суда отменить, поскольку считает его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом не дана надлежащая оценка тому факту, что жилой дом "адрес" находится в состоянии, создающем угрозу жизни и здоровью граждан, поскольку общий износ здания по состоянию на 2014 год составил 94,2%, в связи с чем, в качестве жилого дома эксплуатироваться не может и грозит обрушением. Полагает, что суду были предоставлены объективные и достоверные доказательства того, что истцы имеют право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма в силу нуждаемости, проверка которой входит в компетенцию суда.
В заседание судебной коллегии представители Брянской городской администрации, Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации не явились, о дате и времени рассмотрения апелляционного представления уведомлены надлежаще, в связи с чем, коллегия полагает возможным рассмотреть представление без их участия.
Заслушав доклад по делу судьи Маклашова В.И., заключение прокурора Сергеевой С.Н. и объяснения Терешиной Е.К., Терешина А.Ю., поддержавших доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, обсудив доводы представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Терешина Е.К. и Терешин А.Ю. проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", предоставленном Терешиной Е.К. на основании решения администрации и профсоюзного комитета Автобаза АО "Брянскинжсельстрой" и ордера от "дата" на семью из 2-х человек. Указанное жилое помещение находится в муниципальной собственности.
При рассмотрении дела судом установлено, что на основании заключения межведомственной комиссии Володарской районной администрации г.Брянска от "дата" жилые помещения, расположенные в доме "адрес", признаны ветхими и непригодными для постоянного проживания.
Указанное выше заключение утверждено постановлением Брянской городской администрации от "дата" N-и "Об утверждении списков и очередности сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда города Брянска, подлежащих переселению".
В соответствии с постановлением Брянской городской администрации от "дата". N-п "Об утверждении списков и очередности сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального фонда г.Брянска, подлежащего переселению на 2007-2012 года", жилой дом "адрес" признан ветхим и включен в список домов для переселения граждан.
В связи с внесением изменений в Федеральный закон РФ N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в редакции от 23.07.2013 г. N 240-ФЗ) срок ликвидации аварийного жилищного фонда продлен до 01.09.2017г. Постановлением Брянской городской администрации от "дата". N-п в муниципальную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда территории муниципального образования "город Брянск" (2013-2015 годы) внесены изменения, согласно которым дом "адрес" подлежит расселению в 2016 году.
По результатам технического обследования, выполненного ООО "ГС" установлено, что жилой дом "адрес" возведен не в соответствии с действующими строительными нормами и правилами (СПи11), техническими условиями и нормативными документами по противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическими нормами, а также нормативными документами по обеспечению экологической безопасности и эксплуатации объекта: "адрес" в Володарском районе и нарушает охраняемые законом интересы третьих лиц, создает угрозу жизни и здоровья граждан. Указанный дом не может эксплуатироваться в качестве жилого дома.
Исходя из положений ст.52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, по результатам рассмотрения которым принимается решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
. Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 05.03.2009г N 376-О-П решение вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств.
Учитывая доходы истцов, приходящиеся на каждого члена семьи, отсутствие в их собственности каких-либо объектов движимого и недвижимого имущества, судебная коллегия находит, что представленными в дело доказательствами в полной мере подтверждается объективная нуждаемость указанных лиц в жилом помещении, которым судом первой инстанции не была дана надлежащая оценка.
Кроме того согласно выписке из распоряжения Володарской районной администрации г. Брянска от "дата" N-р представленной прокурором, Терешина Е.К. составом семьи 2 человека, в том числе: Терешин А.Ю. (сын) признаны нуждающимися в жилом помещении и приняты на жилищный учет с "дата".
. Исходя из положений приведенных выше правовых норм, учитывая, что жилое помещение, где проживают Терешина Е.К. и Терешин А.Ю. признано непригодным для проживания на основании заключения межведомственной комиссии Володарской районной администрации г.Б рянска от "дата" и постановления Брянской городской администрации от "дата" N-и, которые не оспорены и незаконными не признаны, указанная семья состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, судебная коллегия приходит к выводу, что у органа местного самоуправления в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ возникла обязанность предоставить данным лицам жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
В силу ст.86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч.1 ст.89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
В силу абз. 4 п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
На основании изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора Володарского района г.Брянска.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Брянска от 31 июля 2015 года отменить и принять новое решение.
Исковое заявление прокурора Володарского района г.Брянска в защиту интересов Терешиной Е.К., Терешина А.Ю. к Брянской городской администрации, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации о предоставлении вне очереди жилого помещения удовлетворить.
Обязать Брянскую городскую администрацию предоставить Терешиной Е.К., Терешину А.Ю. вне очереди жилое помещение по договору социального найма равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению.
Председательствующий А.В. Соков
Судьи областного суда С.А. Алейникова
В.И. Маклашов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.