Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей областного суда Фроловой И.М., Сидоренковой Е.В.,
при секретаре Хамковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сидоренковой Е.В. "24" ноября 2015 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г. Брянска от 16 июля 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, Правительству Брянской области о понуждении поставить на учет для получения единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в 1985 году поступил на службу в Суражский ОВД. Решением Малого Совета Суражского городского Совета народных депутатов от 25.03.1987 года он был поставлен на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Распоряжением администрации г.Суража от 28.03.2005 года истец был поставлен на жилищный учет, как ветеран боевых действий в Чечне, за N. 25.08.2011 года истец был уволен со службы в ОВД по ограниченному состоянию здоровья. 20.10.2014 года, после повторного обращения в администрацию г.Суража, истец получил ответ о том, что администрация включила его и членов его семьи в сводный список граждан по обеспечению жильем, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, и направила документы в Департамент строительства и архитектуры Брянской области для рассмотрения. Однако, из полученного от Правительства Брянской области ответа от 23.12.2014 года следует, что истец не имеет права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, так как был принят на жилищный учет не в соответствии с "Порядком учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел". Считая отказ незаконным, истец просил обязать ответчиков поставить его и членов его семьи на учет для получения единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
16 июля 2015 года Советский районный суд г. Брянска постановилрешение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение Советского районного суда г. Брянска от 16 июля 2015 года, ссылаясь на доводы иска.
Заслушав доклад по делу судьи Брянского областного суда Сидоренковой Е.В., выслушав ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, возражения на жалобу представителя Департамента строительства и архитектуры Брянской области - ФИО5, представителя УМВД России по Брянской области - ФИО6, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО1 проходил службу в ОВД Суражского муниципального района с 1985 года, последняя должность: помощник начальника отдела - оперативного дежурного. Приказом начальника УМВД России по Брянской области от 22.08.2011 года он был уволен со службы по п. "е" Положения о службе в органах внутренних дел РФ, с 25.08.2011 года, т.е. в связи с сокращением штата. Приказом начальника УМВД России по Брянской области от 27.07.2012 года в приказ об увольнении истца были внесены изменения: ФИО7 уволен по п. "з" ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, т.е. по ограниченному состоянию здоровья. Выслуга лет истца на дату увольнения в календарном исчислении составила 27 лет 9 месяцев 25 дней.
Согласно решению исполнительного комитета городского Совета народных депутатов от 25.03.1987 года, ФИО1 был поставлен на очередь на получение жилой площади с составом семьи 3 человека. Распоряжением администрации Суражского района Брянской области от 28.03.2005 года ФИО1 был поставлен на льготную очередь, как ветеран боевых действий, с составом семьи 4 человека. 20.01.2014 года ФИО1 обратился в администрацию г. Суража с заявлением о предоставлении ему и членам его семьи единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Письмом от 07.04.2014 года администрация города Суража сообщила истцу о том, что администрация г. Суража включила его и членов его семьи в сводный список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, и направила список в Департамент строительства и архитектуры Брянской области для рассмотрения. Из полученного впоследствии истцом от Правительства Брянской области ответа от 23.12.2014 года следует, что истец не имеет права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, так как был принят на жилищный учет не в соответствии с "Порядком учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел".
В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе, неправильное применение норм материального права. Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции были допущены.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что выдачу сертификатов гражданам-участникам подпрограммы, указанным в подпункте "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г.", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N153, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба (служба).
Как следует из материалов дела, истец не состоял на жилищном учете по месту прохождения службы.
В то же время, при рассмотрении дела судом не было принято во внимание то обстоятельство, что согласно имеющемуся в деле заявлению от 20.01.2014 года ФИО1 обратился в администрацию г. Суража с заявлением о предоставлении ему и членам его семьи единовременной социальной выплаты для приобретения жилья на основании положений Закона Ф3-N342 от 08.12.2010 г. и Постановления Администрации Брянской области от 31.08.2011 N 801 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам жилых помещений в собственность бесплатно, по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения"
Указанным Федеральным законом N342-ФЗ от 08.12.2010 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" условия и порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные п.2.1 ст.15 и ст.15.1 Федерального закона от 27.05.1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" распространены на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации.
Следовательно, отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, из органов внутренних дел РФ, подлежат регулированию ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих", в том числе и п.2 этой же статьи, которым предусмотрено обеспечение жильем уволенных со службы после 1 января 2005 года за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти по последнему месту прохождения службы.
Согласно ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральным законом от 08.12.2010 г. N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" внесены изменения, в частности, введен п.2.1 ст.15, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и совместно проживающих с ними членов их семей, осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Следовательно, гражданин, уволенный из органов внутренних дел, принятый на учет органом местного самоуправления в установленном порядке, не может быть лишен предоставленного ему законом права на обеспечение жилым помещением в зависимости от того, в каком порядке он поставлен на учет.
При рассмотрении дела установлено, что ФИО1 вместе с членами семьи до 1 января 2005 года был принят органом местного самоуправления на жилищный учет в качестве нуждающегося в получении жилья, на момент увольнения имел продолжительность службы в органах внутренних дел РФ в календарном исчислении более 10 лет, уволен по ограниченному состоянию здоровья.
При этом, Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.11.2013 N 25-П статья 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой ее положения (по смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой) лишают права на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения граждан, которые в период прохождения службы в органах внутренних дел РФ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года и уволены со службы после 1 января 2005 года по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы" и подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Согласно разделу 11 указанной подпрограммы гражданами-участниками подпрограммы являются, в том числе граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретение (построенного) за счет субвенций, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенций. При этом право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством, к числу которых относятся, в том числе военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, а также граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городской и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования; граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 01 января 2005 годы были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения, в том числе путем предоставления единовременной денежной выплаты, будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета субъектов Российской Федерации в виде субвенций.
Поскольку ФИО1 отвечает всем критериям, установленным п.2.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", он вместе с членами его семьи имеет право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При этом, доводы представителя Департамента строительства и архитектуры Брянской области в суде апелляционной инстанции о том, что истец не имеет права на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилья, поскольку в 2015 году внесены изменения в Федеральный закон от 30.11.2011 года N342-Ф3, без указания ссылки на конкретную норму закона, подтверждающую данную позицию, коллегия отклоняет, поскольку обращение истца с заявлением на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения имело место в 2014 году.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать и законным и обоснованным и оно подлежит отмене как постановленное при неправильном применении норм материального права.
Согласно п. 2 Постановления Администрации Брянской области от 31.08.2011 N 801 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам жилых помещений в собственность бесплатно, по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения", главным распорядителем средств, выделяемых из федерального бюджета бюджету Брянской области, является Департамент строительства и архитектуры Брянской области, который в силу п. 11 данного Постановления осуществляет формирование сводного списка в соответствии с датой принятия на учет граждан, нуждающихся в жилье, на основании списков граждан, представленных уполномоченными органами.
Учитывая наличие у истца соответствующего права, судебная коллегия считает необходимым принять по делу новое решение, которым иск ФИО1 удовлетворить, обязав Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить истца и членов его семьи в список граждан на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 16 июля 2015 года- отменить.
Исковое заявление ФИО1- удовлетворить.
Департаменту строительства и архитектуры Брянской области включить ФИО1 и членов его семьи в список граждан на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Председательствующий Т.И. ПАРАМОНОВА
Судьи областного суда И.М. ФРОЛОВА
Е.В. СИДОРЕНКОВА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.