Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего " Ф.И.О. "15
судей: " Ф.И.О. "14, Рыбиной А.В.
по докладу судьи " Ф.И.О. "14
при секретаре " Ф.И.О. "3
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам " Ф.И.О. "4, " Ф.И.О. "5 на решение Мостовского районного суда Краснодарского края от " ... ".
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
" Ф.И.О. "4, " Ф.И.О. "5, первоначально обратились в суд с исковым заявлением к администрации МО " ... ", в котором просили признать, что квартира " ... ", общей площадью 75,5 кв.м., расположенная по адресу: Краснодарский край, " ... ", предоставлена " Ф.И.О. "4 на условиях социального найма, а также просили признать за ними в порядке приватизации право собственности в равных долях на указанную квартиру.
В хода судебного разбирательства истцы уточнили заявленные исковые требования и просили признать, что квартира " ... ", общей площадью 75,5 кв.м., расположенная по адресу: Краснодарский край, " ... ", предоставлена " Ф.И.О. "4 " Ф.И.О. "5 на условиях социального найма и просили признать за ними в порядке приватизации право собственности в равных долях на указанную квартиру.
В обоснование уточненных исковых требований указали, что " Ф.И.О. "4 по приглашению главы МО " ... " с гарантией предоставления ей и членам ее семьи жилого помещения, в 2010 году приехала работать в МБУЗ "Мостовская ЦРБ" на должность главного врача. Постановлением главы МО " ... " от " ... " " ... " "О предоставлении служебной квартиры " ... ", расположенной по адресу: " ... ", " Ф.И.О. "4" " Ф.И.О. "4 и ее сыну " Ф.И.О. "5 была предоставлена указанная квартира с правом проживания по договору найма служебного помещения на период трудовых отношений с МБУЗ "Мостовская ЦРБ", заключенного с ответчиком. В связи с тем, что истцы право на однократную приватизацию жилого помещения не использовали, " ... " " Ф.И.О. "4 обратилась к ответчику с соответствующим заявлением, ответ на которое так и не получила. " Ф.И.О. "4 считает, что такие действия администрации ущемляют ее права на приобретение спорной квартиры в собственность в порядке приватизации. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, установленном Правительством РФ. Согласно разъяснениям, содержащимися в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от " ... " N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от " ... " " ... " (далее ? Правила). Правила предусматривают, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее ? орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами (пункт 12 Правил). Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Таким образом, спорная квартира должны быть зарегистрирована в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как служебное помещение. Согласно правилам ведения ЕГРП, утвержденным Постановлением правительства от " ... " " ... " сведения об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду (либо исключении из фонда) вносятся в графу "Особые отметки регистратора", подраздела 11-1 раздела ЕГРП, открытого на соответствующее помещение. Данная информация учитывается государственным регистратором при проведении правовой экспертизы документов, поступающих на государственную регистрацию прав, сделок, ограничений. Истцы полагают, что спорная квартира не является служебным помещением, поскольку в настоящее время не отнесено к категории жилых помещений специализированного жилищного фонда и не зарегистрировано в качестве служебного. Согласно выписке из ЕГРП от " ... " " ... ", спорная квартира является муниципальной собственностью " ... ", не имеет ограничений (обременении) права, не состоит в реестре специализированных жилых помещений в качестве служебной, поэтому к ней применим правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. На момент придания спорной квартире статуса служебного жилья у администрации МО " ... " имелись препятствия, поскольку семья истцов уже с 2010 года проживала в ней. Таким образом, решение, принятое ответчиком об отнесении спорной квартиры к специализированному жилищному фонду, является незаконным. В жилищном законодательстве, в том числе в Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" отсутствуют нормы, регламентирующие последствия передачи служебных помещений, закрепленных за государственными или муниципальными предприятиями либо учреждениями, в ведении органов местного самоуправления. Учитывая отсутствие нормы, прямо регулирующей такие отношения, необходимо применить аналогию закона. В связи с тем, что служебные жилые помещения предоставлялись только на период работы определенным категориям работников. Которые в связи со спецификой их работы должны проживать по месту работы или вблизи от него, то спорная квартира была предоставлена " Ф.И.О. "4 как единственное жилье с правом проживания в ней. В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность (совместную или долевую) либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. По смыслу Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если по независящим от граждан причинам, они не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, возникает нарушение положений ст. 35 Конституции Российской Федерации и ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Отсюда следует, что если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору найма жилого помещения, он вправе обратиться в суд в порядке ст. 8 Закона РФ "О приватизации жилищного, фонда в Российской Федерации".
В судебном заседании " Ф.И.О. "4, " Ф.И.О. "5 поддерживали уточненные исковые требования, просили суд их удовлетворить.
Представитель " Ф.И.О. "4 по доверенности " Ф.И.О. "6 в судебном заседании также настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований, дополнив доводы, указанные в иске тем, что из содержания п. 3 Правил отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма. Таким образом, решение об отнесении квартиры к числу служебных может быть принято только до предоставления квартиры жильцам. Из материалов дела следует, что спорная квартира была предоставлена истцам для проживания до присвоения ей статуса служебной. Данное обстоятельство свидетельствует о незаконности решения. Принятого ответчиком в апреле 2012 года об отнесении квартиры к специализированному жилищному фонду. Предоставленная истцам квартира не соответствовала санитарным требованиям, техническим правилам и нормам, а именно являлась не пригодной для проживания семьи истцов, что противоречит Положению о государственном жилищном фонде в РФ, утвержденном Постановление Правительства РФ от " ... " " ... ", Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденным Постановлением Правительства РФ от " ... " " ... ". По мнению истцов, жилое помещение после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации имущества. В то время как с апреля 2012 года до 2015 года - до момента обращения истцов в суд, спорное жилое помещение не было зарегистрировано в органах государственной регистрации недвижимости вплоть до января 2015 года. На момент предоставления истцам спорной квартиры она не была зарегистрирована как служебное помещение. В реестре муниципального имущества спорная квартира не значилась в качестве служебного жилого помещения. Доказательств отнесения спорной квартиры к специализированному жилищному фонду на момент предоставления ее истцам, в соответствии с установленным порядком и требованиями, ответчиком не предоставлено. Другого жилья истцы не имеют, зарегистрированы по месту жительства в спорной квартире, производят оплату коммунальных услуг, оплачивают капитальный ремонт многоквартирного дома, не имеют в собственности жилых помещений и ранее в приватизации не участвовали, в связи с чем по отношению к ним должны быть применены нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Представители ответчика администрации МО Мостовский район по доверенностям " Ф.И.О. "7, " Ф.И.О. "8 в судебном заседании заявленные исковые требования не признали, просили суд отказать в их удовлетворении.
Представитель третьего лица на стороне ответчика управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Мостовской отдел по доверенности " Ф.И.О. "9 в судебном заседании поддерживала отзыв на исковое заявление, в котором просила принять решение в соответствии с Законом.
Представитель Совета муниципального образования " ... " " Ф.И.О. "10 в судебное заседание не прибыл, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в представленном отзыве просил суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Решением Мостовского районного суда от " ... " в удовлетворении исковых требований " Ф.И.О. "4, " Ф.И.О. "5 к администрации МО " ... " о признании предоставления квартиры на условиях социального найма, признании права общей долевой собственности на квартиру в порядке приватизации, отказано.
В апелляционных жалобах, поданных в Краснодарский краевой суд, " Ф.И.О. "4, " Ф.И.О. "5 просят решение Мостовского районного суда от " ... " отменить, принять новое решение, которым удовлетворить заявленных ими исковые требования. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, без полного исследования всех материалов дела.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации муниципального образования " ... " по доверенности " Ф.И.О. "10 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав " Ф.И.О. "4, " Ф.И.О. "5, представителя администрации муниципального образования " ... " по доверенности " Ф.И.О. "7, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, администрация МО " ... " на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от " ... ", является собственником квартиры " ... ", общей площадью 75,5 кв.м, расположенной по адресу: Краснодарский край, " ... ".
" Ф.И.О. "4, " Ф.И.О. "5 вселились в спорную квартиру. С " Ф.И.О. "4, заключен договор найма служебного жилого помещения.
Согласно ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от " ... " " ... " решение органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда должно быть направлено в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Судом первой инстанции установлено, что решением Совета МО " ... " от " ... " " ... " спорной квартире был присвоен статус служебного жилого помещения.
В этот же день " ... " главой администрации МО " ... " было вынесено постановление " ... " о предоставлении спорной квартиры истице " Ф.И.О. "4 Из пункта 1 указанного постановления следует, что квартира предоставляется по договору найма служебного помещения на период работы в МБУЗ "Мостовская ЦРБ".
Пунктом 2 данного постановления обусловлена обязанность Управления имущественных и земельных отношений администрации МО " ... " заключения договора найма служебного жилого помещения с " Ф.И.О. "4 на состав семьи 2 человека.
Во исполнение требования п. 14 Правил указанное Решение Совета МО " ... " от " ... " " ... " было направлено в адрес начальника Мостовского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (сопроводительное письмо от " ... " " ... ") и было получено адресатом " ... " вх. " ... ", что подтверждается копией страницы учета входящих документов Мостовского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Суд первой инстанции правильно указал, что в силу Федерального закона от " ... " N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" внесение таких сведений в ЕГРП носит заявительный характер и не является обременением. Действующее законодательство не устанавливает обязательность регистрации в ЕГРП сведений об отнесении жилого помещения к категории специализированного жилищного фонда.
Кроме того отсутствие таких сведений в ЕГРП само по себе не может являться основанием для исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда, поскольку в силу Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от " ... " " ... " жилое помещение приобретает статус специализированного, с момента его признания таковым в порядке, установленном Правилами, а не с момента внесения сведений в ЕГРП.
Суд первой инстанции также правильно указал, что каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что на момент предоставления семье " Ф.И.О. "4, квартира имела статус служебной.
В силу ч.ч. 3.4 ст. 57, ст. 63 Жилищного кодекса РФ основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Однако решение о предоставлении жилого помещения " Ф.И.О. "4 на условиях социального найма администрацией МО " ... " не принималось.
На момент вселения в квартиру ни " Ф.И.О. "4, ни " Ф.И.О. "5 не имели право на предоставление жилья на условиях социального найма, поскольку согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
- малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению;
- жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации;
-гражданам, вставшим на учет до " ... ".
Из справки, выданной администрацией МО " ... " от " ... " " ... " следует, что " Ф.И.О. "4, " Ф.И.О. "5 на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации МО " ... " не состоят и не состояли.
Судом первой инстанции установлено, что семья Корневых на момент предоставления данной квартиры, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состояла, малоимущей не признавалась, к гражданам отдельных категорий, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации не относилась, в связи с чем, " Ф.И.О. "4 и ее сын " Ф.И.О. "5 не имели права быть обеспеченными жилым помещением по договору социального найма.
Судом первой инстанции по ходатайству истцов были допрошены свидетели " Ф.И.О. "11, " Ф.И.О. "12, " Ф.И.О. "13 которые пояснили суду, что после того как " Ф.И.О. "4 предоставили квартиру в ней был произведен капитальный ремонт, т.к. квартира находилась в не пригодном для проживания состоянии.
Однако суд первой инстанции правильно указал, что доводы " Ф.И.О. "4 о том, что она производила ремонт в спорной квартире, перед тем как вселиться, правового значения для определения статуса спорного жилого помещения не имеют, и не могут служить основанием для возникновения права на приватизацию.
Согласно ст. 4 Закона РФ от " ... " " ... " "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" служебные жилые помещения не подлежат приватизации.
Понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку согласно статье 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Таким образом, наделение ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" собственников жилищного фонда или уполномоченных ими органов, а также предприятий, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, и учреждений, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, правом принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, с учетом допустимости общего запрета на приватизацию служебных жилых помещений, само по себе не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод граждан.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что " Ф.И.О. "4 является собственником доли жилого помещения полученной по договору на передачу жилья в собственность граждан " ... " от " ... " в " ... ".
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска " Ф.И.О. "4, " Ф.И.О. "5
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Мостовского районного суда Краснодарского края от " ... " оставить без изменения, апелляционные жалобы " Ф.И.О. "4, " Ф.И.О. "5 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.