Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
Председательствующего Поповой Е.И.
судей Кудинова А.В., Шакитько Р.В.
по докладу судьи краевого суда Поповой Е.И.
при секретаре Лукки А.А.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе председателя ТСЖ "Дом на Новицкого" Буря А.Г. на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 04 сентября 2015 года.
УСТАНОВИЛА:
Государственная жилищная инспекция Краснодарского края обратилась в суд с иском к Шамара Ю.А., ТСЖ "Дом на Новицкого" о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме " адрес обезличен " о выборе способа управления многоквартирным домом ТСЖ "Дом на Новицкого" проведенного в период с 13 ноября 2014 года по 28 ноября 2014 года, оформленное протоколом общего собрании собственников помещений в названном многоквартирном доме от 04 декабря 2014 года за " номер обезличен " и ликвидации ТСЖ "Дом на Новицкого" ( " номер обезличен ").
Свои требования мотивировала тем, что в соответствии с п. 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции Краснодарского края, утвержденного постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05 октября 2006 года " номер обезличен ", государственная жилищная инспекция Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль на территории Краснодарского края. В соответствии главой 2 Положения основными задачами Инспекции являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилищным помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, а также лицензионных требований. Согласно, п. 3.1 положения государственная жилищная инспекция по Краснодарскому краю осуществляет контроль за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов. Пунктом 4.1 этого же положения предусмотрено, что в случаях выявления нарушений требований жилищного законодательства, государственная жилищная инспекция вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований ЖК РФ, и о ликвидации товарищества собственников жилья, в случаях выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива. Если эти нарушения носят неустранимый характер.
В госжилинспекцию края поступило обращение гражданина Еременко Ю.В. по вопросу правомерности принятия на общем собрании решения о создании ТСЖ "Дом на Новицкого" для управления многоквартирным домом " адрес обезличен " В связи с чем, инспекцией в соответствии с распоряжением от 15 мая 2015 года " номер обезличен " проведена проверка в отношении ТСЖ "Дом на Новицкого", по результатам которой составлен акт проверки " номер обезличен " от 11 июня 2015 года.
При проведении проверки о правомерности принятия собственниками помещений многоквартирного дома " номер обезличен " по ул. им. Новицкого в г. Краснодаре решения о выборе способа управления своим домом товариществом собственников жилья "Дом на Новицкого" к проверке были представлены копия технического паспорта многоквартирного дома, уведомление о проведении общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования, акт от 04 декабря 2014 года " номер обезличен " о проведении подсчета голосов, протокол от 04 декабря 2014 года " номер обезличен " учредительные документы товарищества, реестр членов ТСЖ и другие документы. Из протокола от 04 декабря 2014 года " номер обезличен " общего собрания собственников помещений дома следует, что приняли участие в голосовании 78 собственников помещений в многоквартирном доме, имеющие в собственности 4332,3 кв.м. Всего собственников в данном доме 122, обладающие суммарной площадью 6373,6 кв.м.
Таким образом, в голосовании приняли участие собственники помещений, обладающие 68% от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме. Соответственно кворум для принятия решения присутствует. По вопросу об изменении способа управления данного многоквартирного дома путем создания ТСЖ проголосовало 87.8%, решение принято. По вопросу о расторжении договора с управляющей организаций ООО "НГТ-Сервис" и передаче многоквартирного дома от названного общества к создаваемому ТСЖ "Дом на Новицкого" проголосовало 87.4%о, решение принято. Вместе с тем, установлено, что реестра отправленной корреспонденции об уведомлении собрания, согласно протокола от 04 декабря 2014 года " номер обезличен " к проверке не представлено, что является нарушением требований ч. 4 ст. 45 ЖК РФ. Кроме того, установлено, что протокол от 04 декабря 2014 года " номер обезличен " общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, не подписано всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений, а именно, проголосовали "ЗА" 66 собственника, приложение к протоколу подписали 51 собственник, что является нарушением п. 1.1 ч. 1 ст. 136 ЖК РФ. Проведенной проверкой о правомерности принятия собственниками помещений многоквартирного дома " адрес обезличен " решения о выборе способа управления многоквартирным домом ТСЖ "Дом на Новицкого" установлены нарушения, являющиеся основаниями для обращения госжилинспекции в суд. Инициатором общего собрания является Шамара Ю.А., а также подсчетом голосов и оформлением результатов заочного собрания собственников является представитель Шамара Ю.А. - Московченко Д.В.
Представитель Государственной жилищной инспекции Краснодарского края по доверенности Котова К.И. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ТСЖ "Дом на Новицкого" по доверенности Коноплева О.В. в судебном заседании просила в иске Государственной жилищной инспекции по Краснодарскому краю отказать, пояснив суду, что собственники жилых и нежилых помещений были уведомлены о проведении в период с 13 ноября 2014 года по 28 ноября 2014 года собрания, оформленного протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме " адрес обезличен " от 04 декабря 2014 года " номер обезличен ", путем размещения уведомления на доске объявления. Следовательно, Шамара Ю.А. надлежащим образом принял все меры к уведомлению собственников помещений в многоквартирном доме. Протокол " номер обезличен " общего собрания собственников помещений проводимого в форме заочного голосования в многоквартирном доме в период с 13 ноября 2014 года по 28 ноября 2014 года, оформленное протоколом общего собрания собственников помещений подписал 51 собственник как жилых, так и нежилых помещений, обладающие 32083 голоса, что составляет 50,34% от общего числа голосов собственников многоквартирного дома. Таким образом, общее собрание собственников помещений дома, проведенное 04 декабря 2014 года в форме заочного голосования являлось правомочным (имело кворум) и решение о создание ТСЖ принято большинством голосов об общего числа голосов, принимавших участие в данном собрании, что в силу требований ч. 1 ст. 46 ЖК РФ является правомерным, а решение принятым. В связи с чем, на итоги голосования и на регистрацию юридического лица ТСЖ "дом на Новицкого" не могло повлиять не подписание протокола общего собрания собственниками: Соколовского Е.И. ( " номер обезличен "), Фёдоровой Н.И. ( " номер обезличен "). Плесюк Ф.В. ( " номер обезличен "). Клочковой Л.И. ( " номер обезличен "). Зурнаджян Р.К. ( " номер обезличен "), Дмитриади И.К. ( " номер обезличен "). Войтов A.FJ. ( " номер обезличен "). Бойко Е.А. ( " номер обезличен "). Барабаш О.В. ( " номер обезличен "), поскольку протокол подписали собственники, обладающие 50,34% голосов от общего числа голосов собственников, соответственно при отрицательном участии в голосовании данных лиц, решение о создании ТСЖ с учетом количества голосов проголосовавших за создание ТСЖ было бы принято положительное.
Шамара Ю.А. в судебное заседание не явился. О месте и времени слушания дела извещался надлежащим образом, что подтверждается распиской о вручении судебной повестки. О причине неявки суду не сообщил. О рассмотрении дела в свое отсутствие суд не просил.
Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 04 сентября 2015 года удовлетворены требования государственной жилищной инспекции Краснодарского края к Шамара Юрию Алексеевичу, ТСЖ "Дом на Новицкого" о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления и ликвидации ТСЖ "Дом на Новицкого".
Суд признал недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме " адрес обезличен " о выборе способа управления многоквартирным домом ТСЖ "Дом на Новицкого" проведенного в период с 13 ноября 2014 года по 28 ноября 2014 года, оформленное протоколом общего собрании собственников помещений в названном многоквартирном доме от 04 декабря 2014 года за " номер обезличен ".
Суд ликвидировал ТСЖ "Дом на Новицкого" ( " номер обезличен ").
В апелляционной жалобе председатель ТСЖ "Дом на Новицкого" Буря А.Г. просит решение суда отменить, вынести новое об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ТСЖ "Дом на Новицкого" по доверенности Шмидт Л.В., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда.
В соответствии с ч. 6 ст. 20 ЖК РФ, органы государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.
Согласно, п. 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции Краснодарского края, утвержденного постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2006 года " номер обезличен ". государственная жилищная инспекция Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль на территории Краснодарского края.
В соответствии главой 2 Положения основными задачами Инспекции являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилищных помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта. созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, а также лицензионных требований.
Согласно, п. 3.1 положения государственная жилищная инспекция по Краснодарскому краю осуществляет контроль за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов.
В соответствии с пунктом 4.1 этого же положения предусмотрено, что в случаях выявления нарушений требований жилищного законодательства, государственная жилищная инспекция вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований ЖК РФ, и о ликвидации товарищества собственников жилья, в случаях выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива. Если эти нарушения носят неустранимый характер.
Как видно из материалов дела, согласно поступившего в Государственную жилищную инспекцию по Краснодарскому краю обращения гражданина Еременко Ю.В. по вопросу правомерности принятия на общем собрании решения о создании товарищества собственников жилья "Дом на Новицкого" для управления многоквартирным домом " номер обезличен " по ул. им. Новицкого в г. Краснодаре, на основании распоряжения Государственной жилищной инспекции по Краснодарскому краю " номер обезличен " от 15 мая 2015 года была проведена проверка в отношении ТСЖ "Дом на Новицкого, по результатам которой составлен акт проверки " номер обезличен " от 11 июня 2015 года.
При проведении проверки о правомерности принятия собственниками помещений многоквартирного дома " адрес обезличен " решения о выборе способа управления своим домом товариществом собственников жилья "Дом на Новицкого" к проверке были представлены копия технического паспорта многоквартирного дома, уведомление о проведении общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования, акт от 04 декабря 2014 года " номер обезличен " о проведении подсчета голосов, протокол от 04 декабря 2014 года " номер обезличен ", учредительные документы товарищества, реестр членов ТСЖ и другие документы.
На основании протокола от 04 декабря 2014 года " номер обезличен " общего собрания собственников помещений дома следует, что приняли участие в голосовании 78 собственников помещений в многоквартирном доме, имеющие в собственности 4332,3 кв.м. Всего собственников в данном доме 122. обладающие суммарной площадью 6373,6 кв.м.
Таким образом, в голосовании приняли участие собственники помещений, обладающие 68% от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме. Соответственно кворум для принятия решения присутствует. По вопросу об изменении способа управления данного многоквартирного дома путем создания ТСЖ проголосовало 87.8%, решение принято.
По вопросу о расторжении договора с управляющей организаций ООО "НГТ-Сервис" и передаче многоквартирного дома от названного общества к создаваемому ТСЖ "Дом на Новицкого" проголосовало 87.4%. решение принято.
Вместе с тем, из материалов дела видно, что реестр отправленной корреспонденции об уведомлении собрания, согласно протокола от 04 декабря 2014 года " номер обезличен " к проверке, в материалах дела отсутствует, что является нарушением требований ч. 4 ст. 45 ЖК РФ.
Кроме того, судом установлено, что протокол от 04 декабря 2014 года " номер обезличен " общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, не подписан всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений, а именно, проголосовали "ЗА" 66 собственника, приложение к протоколу подписали 51 собственник, что является нарушением п. 1.1 ч. 1 ст. 136 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме: 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Согласно ч. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 9 ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В силу ч. 2 ст. 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
Инициатором общего собрания является Шамара Ю.А ... а также подсчетом голосов и оформлением результатов заочного собрания собственников является представитель Шамара Ю.А. - Московченко Д.В.
В соответствии с ч. 4 ст. 45 ЖК РФ собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
В части 5 ст. 45 ЖК РФ закреплено, что в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны: 1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание; 2) форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование); 3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения: 4) повестка дня данного собрания; 5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.
В силу ч. 3 ст. 46 ЖК РФ решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, по инициативе которого было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.
В соответствии с п. 1.1. ч. 1 ст. 136 ЖК РФ протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений. Как следует из материалов дела из 66 проголосовавших "ЗА" подписали протокол 51 собственник, что является нарушением вышеуказанной нормы права и влечет за собой недействительность решения общего собрания, оформленного протоколом (заочным) общего собрания от 04 декабря 2014 года за " номер обезличен ".
При таких обстоятельствах, учитывая, что сведений о том, что общее собрание было проведено, не представлено, кроме того, не представлен так же реестр отправной корреспонденции, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы жалобы о необоснованном удовлетворении заявленных требований, не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции.
Другие доводы жалобы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, которым дана соответствующая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда, вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 04 сентября 2015 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.