Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.
судей: Шакитько Р.В., Рудь М.Ю.
по докладу судьи Поповой Е.И.
при секретаре Захаровой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Безносова О.С. на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 10 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Безносов О.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования г Краснодар от 12 мая 2015 года об отсутствии предусмотренных законодательством оснований признания нуждающимся в жилом помещении и обязании признать его семью нуждающейся в жилом помещении.
Свои требования мотивировал тем, что 05 мая 2015 года он обратился в Управление по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар с заявлением о признании его и членов его молодой семьи нуждающимся в жилом помещении. Однако 06 мая 2015 года Управлением было вынесено уведомление о необходимости предоставления недостающих документов. 12 мая 2015 года указанным органом было в его адрес направлено уведомление об отсутствии у него и членов его семьи, предусмотренных законодательством оснований признания нуждающимися в жилом помещении по причине отсутствия одного или нескольких документов, наличие которых предусмотрено действующим порядком. Считал данное уведомление незаконным, так как порядок рассмотрения поданного им в адрес управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар заявления о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении, регламентируется "Порядком принятия решения о признании (об отказе в признании) молодых семей нуждающимися в жилых помещениях в целях участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "жилище" на 2011-2015 года на территории муниципального образования город Краснодар", утв. Постановлением администрации МО г. Краснодар от 15 мая 2013 года N 3237. Пункт 2 данного порядка определяет последовательность действий при принятии решения о признании (отказе в признании) молодых семей, зарегистрированных по месту жительства на территории муниципального образования город Краснодар, нуждающимися в жилых помещениях в целях участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на территории муниципального образования" город Краснодар. Следовательно, данный порядок предусматривает исключительно техническую часть данного вопроса, то есть порядок принятия документов, внутреннюю коммуникацию при обработке такого заявления. В свою очередь, п. 10 данного порядка устанавливает, что признание (отказ в признании) молодой семьи нуждающейся в жилом помещении осуществляется в соответствии со ст. 51, 53, 54 ЖК РФ с учетом статьи 9 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года N 1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях". Следовательно, основания (условия или наличие ряда обстоятельств, дающих гражданину право быть признанным нуждающимся в жилом помещении) установлены указанными нормами Жилищного кодекса РФ и Закона КК "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях". При этом, считал, что анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что он и члены его семьи (супруга и двое малолетних детей - 2011 и 2013 года рождения) относятся к категории граждан, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ, а именно, не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Указанные обстоятельства были подтверждены представленными вместе с поданным заявлением документами. Несмотря на это, 12 мая 2015 года по результатам рассмотрения его заявления было вынесено спорное решение в форме уведомления об отсутствии у него и членов его семьи оснований признания нуждающимися в жилом помещении со ссылкой на п.п. 1 п. 14 данного порядка. Согласно, которому основаниями для отказа в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении являются: отсутствие одного или нескольких документов, наличие которых предусмотрено пунктом 6 Порядка; несоответствие возраста семьи; представлены документы, которые не подтверждает право молодой семьи быть признанной нуждающейся в жилом помещении; не истек, предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок. В случае представления гражданином не в полном объеме документов, указанных в пункте 6 Порядка, работником Управления не позднее трех рабочих дней с даты принятия заявления подготавливается уведомление о необходимости предоставления недостающих документов по форме согласно приложению N 4 к Порядку, которое выдается заявителю под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае непредставления гражданином недостающих документов в течение тридцати рабочих дней со дня вручения гражданину данного уведомления либо представления им письменного заявления об отказе от предоставления недостающих документов, указанных в уведомлении, принимается решение о наличии (отсутствии) у молодой семьи предусмотренных законодательством оснований признания нуждающейся в жилом помещении. Считал, что данный порядок предусматривает два этапа в данной процедуре: подготовка и вручение гражданину уведомления о необходимости представления недостающих документов и принятие решения о наличии (отсутствии) у молодой семьи предусмотренных законодательством оснований признания нуждающейся в жилом помещении не ранее, чем по истечении тридцати рабочих дней со дня вручения гражданину уведомления о необходимости предоставления недостающих документов. В данном случае первичное уведомление датировано 06 мая 2015 года, а решение по существу вопроса, оформленное в виде уведомления от 12 мая 2015 года об отсутствии у него и членов его семьи предусмотренных законодательством оснований признания нуждающимися в жилом помещении, вынесено 12 мая 2015 года, то есть по истечении всего семи дней. Кроме того, спорное решение Управления по жилищным вопросам обоснованно тем, что им не представлены документы, предусмотренные порядком, однако, фактически его вопрос по существу рассмотрен не был. Также считал, незаконными требования о предоставлении дополнительных документов, а именно: правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на занимаемое жилое помещение по " адрес обезличен "; технический паспорт названного жилого помещения, составленный не ранее пяти лет до даты обращения гражданина, либо имеющий отметку органа технической инвентаризации о проведении технической инвентаризации жилого помещения в течение пяти лет до даты обращения. Так как данные документы он представить не имел возможности, поскольку живет в данном доме с устного разрешения его собственника, то есть пользуется данным домом безвозмездно, о чем и указывал в своем заявлении. На основании изложенных обстоятельств, он вынужден был обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.
Представитель заявителя Безносова О.С. по доверенности Варакута А.А. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Бирлидис Е.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что требования администрации МО г. Краснодар в оспариваемом уведомления законны и обоснованны, и оснований для удовлетворения требований Безносова О.С. не имеется.
Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 10 сентября 2015 года отказано в удовлетворении заявленных требований Безносова О.С.
В апелляционной жалобе Безносов О.С. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на то, что при вынесении решения суд первой инстанции не принял во внимание фактические обстоятельства и материалы дела, не дал им должной оценки.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Величко А.С., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как усматривается из материалов дела, Безносов О.С. 05 мая 2015 года обратился в Управление по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар с заявлением о выдаче ему уведомления по установленной форме о наличии у него и членов его семьи (Безносовой З.И., Безносова В.О., Безносова А.О.), предусмотренных законодательством оснований быть признанным нуждающимся в жилом помещении.
Согласно, представленной в судебное заседание расписки у Безносова О.А. приняты следующие документы: паспорт Безносова О.С, паспорт Безносовой З.И., выписка из лицевого счета по адресу: " адрес обезличен " от 05 мая 2015 года " номер обезличен "; свидетельство о рождении Безносова А.О., свидетельство о рождении Безносова В.О., свидетельство о рождении Крупской З.И., свидетельство о рождении Безносова О.С., свидетельство о заключении брака Безносова О.С. и Крупской З.И., справки из БТИ на Безносова О.С. от 18 марта 2015 года, Безносову З.И. от 18 февраля 2015 года, Безносова А.О. и Безносова В.О. от 18 марта 2015 года; справки из ФСГРКК по Краснодарскому краю.
Кроме того, 05 мая 2015 года Безносовым О.С. в Управление представлены его письменные пояснения, в которых указанно на то, что его семья не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, договора найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Так же, его семья не является членами семьи собственника жилого помещения по " адрес обезличен " в г. Краснодаре - Безносова Сергея Степановича, так как они ведут отдельное хозяйство, планируют самостоятельно свой быт, фактически живут отдельной семьей. Документы на данный жилой дом ими представлены быть не могут из-за конфликтных взаимоотношений с его собственником.
В судебном заседании установлено, что 06 мая 2015 года Управлением по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар вынесено уведомление о необходимости предоставления дополнительных документов, а именно: технического паспорта жилого помещения по месту регистрации гражданина и членов его семьи, составленный не ранее пяти лет до даты обращения гражданина, либо имеющим отметку органа технической инвентаризации о проведении технической инвентаризации жилого помещения в течение указанных пяти лет, независимо от даты его составления по адресу: " адрес обезличен "; правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на занимаемое жилое помещение по адресу: " адрес обезличен ". 100.
Как видно из материалов дела, 12 мая 2015 года по заявлению Безносова О.С. вынесено уведомление об отсутствии у заявителя оснований, предусмотренных законодательством для признания нуждающимся в жилом помещении, ввиду непредставления Безносовым О.С. требуемых документов.
Согласно приложению " номер обезличен " к Порядку которое выдается заявителю под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении, в случае представления гражданином не в полном объеме документов, указанных в пункте 6 Порядка принятия решения о признании (об отказе в признании) молодых семей нуждающимися в жилых помещениях в целях участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "жилище" на 2011-2015 года на территории муниципального образования город Краснодар", утв. Постановлением администрации МО город Краснодар от 15 мая 2013 года " номер обезличен ", работником Управления не позднее трех рабочих дней с даты принятия заявления подготавливается уведомление о необходимости предоставления недостающих документов по форме.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о том, что администрацией муниципального образования г. Краснодар нарушены сроки принятия решения о наличии (отсутствии) у молодой семьи, предусмотренных законодательством оснований признания нуждающейся в жилом помещении, является законным и обоснованным.
В случае непредставления гражданином недостающих документов в течение тридцати рабочих дней со дня вручения гражданину данного уведомления либо представления им письменного заявления об отказе от предоставления недостающих документов, указанных в уведомлении, принимается решение о наличии (отсутствии) у молодой семьи предусмотренных законодательством оснований признания нуждающейся в жилом помещении.
Вместе с тем, из материалов дела видно, что обращаясь с заявлением 05 мая 2015 года в Управление по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар с заявлением о признании Безносова О.С. и членов его молодой семьи нуждающимися в жилом помещении, в пояснениях указано о том, что какие-либо документы в отношении жилого дома по " адрес обезличен " в г. Краснодаре им представляться в Управление не будут, поскольку заявитель требования о предоставлении технического паспорта на занимаемое его семьей жилое помещение и правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на считал незаконным.
В соответствии с пунктом 6 Порядка принятия решения о признании (об отказе в признании) молодых семей нуждающимися в жилых помещениях в целях участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденного постановлением Администрации муниципального образования город Краснодар от 15 мая 2013 года " номер обезличен " закреплен исчерпывающий перечень документов, которые необходимо предоставить с заявлением в целях признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении.
Отсутствие одного или нескольких документов, наличие которых предусмотрено пунктом 6 настоящего порядка, в силу п.п. 1 п. 14 указанного порядка является основанием для отказа в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении.
Таким образом, учитывая, что правовых оснований для удовлетворения заявления Безносова О.С. о признании незаконным решения управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар от 12 мая 2015 года об отсутствии предусмотренных законодательством оснований признания нуждающимся в жилом помещении и обязании признать семью заявителя нуждающейся в жилом помещении не имеется, суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Доводы жалобы о необоснованном отказе в удовлетворении требований, не могут быть приняты во внимание, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения административного дела судом первой инстанции.
Судом установлено, что даже в случае предоставления Безносову О.С. тридцатидневного срока для предоставления названных документов, таковые ими в Управление по жилищным вопросам администрации муниципального образования представлены бы не были. В связи с чем, несмотря на нарушение администрацией сроков рассмотрения заявления Безносова О.С. уведомление об отсутствии у заявителя оснований, предусмотренных законодательством для признания нуждающимся в жилом помещении, ввиду непредставления Безносовым О.С. требуемых документов является законным. При обращении заявителя в администрацию с заявлением о признании его семьи нуждающейся в жилом помещении, сведений на жилое помещение в котором они проживают (технический паспорт и правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы) представлены не были, при этом, в выписке из лицевого счета указано, что Безносов О.С. с супругой и детьми проживают и зарегистрированы в указанном помещении на условии членов семьи собственника жилого дома по " адрес обезличен ", в связи с чем, у администрации отсутствовали основания для принятия иного решения с учетом неизвестного обстоятельства, имеющего существенное значение при разрешении вопроса о нуждаемости семьи заявителя в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают. Обоснованным является и вывод суда о том, что факт отказа в удовлетворении требований заявителя не свидетельствует о безусловном отсутствии оснований для признания его семьи нуждающейся в жилом помещении с целью участия в названной программе в случае повторного обращения в Администрацию с соответствующим заявлением и предоставлением необходимых документов, достоверно подтверждающих фактические жилищные условий молодой семьи.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда, вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 10 сентября 2015 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.