Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Перовой М.В., Сидорова В.В.,
секретарь Горб Е.В.,
по докладу судьи Сидорова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Оганесян С.А., Оганесян А.С. по доверенности " Ф.И.О. "9 на решение Центрального районного суда г. Сочи от 03 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Оганесян С.А., Оганесян А.С. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления, в котором просили признать незаконными действия администрации " ... " по неудовлетворению заявления об устранении несоответствия в градостроительном плане от 29.05.2013г. и в сведениях информационной системы обеспечении градостроительной деятельности города-курорта Сочи; обязать администрацию " ... " внести изменения в градостроительный план от 29.05.2013г. и выдать Оганесяну С.А., Оганесян А.С. новый градостроительный план и справку ИСОГД на земельный участок с кадастровым номером " ... " без обременения в виде первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта Сочи.
Решением Центрального районного суда " ... " от " ... " в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель Оганесяна С.А., Оганесян А.С. по доверенности " Ф.И.О. "9 просит решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права.
В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку обращаясь в суд, Оганесян С.А., Оганесян А.С. не оспаривали установленные ограничения для первой зоны горно-санитарной охраны курорта, а ссылались на то, что данной зоны на спорном земельном участке в принципе не существует, то есть обременение отсутствует. Истцы сами предоставили суду справку ИСОГД, являющуюся официальным источником информации, в котором также отсутствует ограничение, вытекающее из правил застройки и землепользования.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Оганесяна С.А., Оганесян А.С. по доверенности " Ф.И.О. "9, просившую решение суда отменить, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Положением ч. 1 ст. 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, Оганесяну С.А., Оганесян А.С. на праве общей долевой собственности (по 1/2 доли каждому) принадлежит земельный участок с кадастровым номером " ... ", общей площадью 896кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, " ... ", категория земель: земли населенных пунктов - ресторан.
Согласно выданным Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации " ... " плану за N RU 23309 " ... ", утвержденному " ... " и сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи, регистрационный номер: ИСОГД-7294.02-Ф/12.14 (п.6.6.) вышеуказанный земельный участок считается расположенным в первой зоне горносанитарной охраны курорта (со ссылкой на приказ Минздрава РСФСР от 21.10.1969г. " ... ").
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что земельный участок, принадлежащий заявителям, находится в 1-ой зоне округа горно-санитарной охраны курорта, на основании приказа министра здравоохранения РСФСР от 21.10.1969г. N 297 "Об утверждении проекта округа и зон санитарной охраны Сочинского курорта".
Однако судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, полагая его несостоятельным ввиду следующего.
Так, утвержденным приказом министра здравоохранения РСФСР от 21.10.1969г. N 297, проектом округа и зон санитарной охраны Сочинского курорта в первую зону (строгого режима) включены морская акватория в прибрежной полосе шириной 500 метров, пляжи с прилегающей к пляжам полосой суши шириной в среднем до 100 метров от реки Шепси до реки Псоу, территория в районах расположения буровых скважин и минеральных источников, внутренних областей питания месторождений минеральных вод, а также залежей лечебных грязей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996г. N 1425 утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения.
В соответствии с пунктом 12 указанного Положения режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудования лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий.
При этом, ответчик не представил в судебное заседание доказательств наличия на земельном участке, принадлежащем истцам месторождений минеральных вод, лечебных грязей, других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях.
Между тем, Правилами землепользования и застройки на картах зон с особыми условиями использования территорий, входящих в состав карты градостроительного зонирования города Сочи, отображено принципиальное местоположение границ зон с особыми условиями использования территории, устанавливаемых по природно-экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям, установленное на основе действующих нормативных документов. Точное местоположение границ указанных зон и территорий подлежит установлению в соответствии с действующим законодательством в составе проектов соответствующих видов зон и внесению в качестве поправок в Правила землепользования и застройки города Сочи.
Таким образом, Правилами землепользования и застройки предусмотрена 1 зона округа горно-санитарной охраны курорта, однако точное местоположение границы данной зоны и территории до настоящего времени не установлены в соответствии с действующим законодательством РФ.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что Постановлением Совета Министров СССР от 05.09.1973г. N 654 утверждено Положение о курортах и Порядок утверждения зон горно-санитарной охраны курорта.
Руководствуясь Постановлением Совета Министров СССР N 654 от 05.09.1973г., Исполнительный комитет Сочинского городского Совета депутатов трудящихся вынес решение от 06.04.1977г. N 142 "О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта", где описаны новые границы округа и зон санитарной охраны Сочинского курорта.
26.04.2007г. Городским Собранием г. Сочи вынесено Решение N 84 "О признании утратившим силу решения Исполкома Сочинского горсовета народных депутатов от 06.04.1977г. N 142 "О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта", тем самым отменив границы округа и зон санитарной охраны Сочинского курорта и режим, установленный для охранных зон.
Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996г. N 1425 "Об утверждении положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" во исполнение федеральных законов "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и "Об особо охраняемых природных территориях" были установлены в п. 18 Порядка утверждения границ и режима округов санитарной и горно-санитарной охране курортов.
Данные границы и округа утверждаются Правительством РФ по совместному представлению Органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерства здравоохранения РФ.
Однако, судом апелляционной инстанции усматривается, что административным ответчиком не представлено объективных данных об утверждении границ и режима округов санитарной и горно-санитарной охране курортов со ссылкой на нормативно-правовые акты Правительства РФ по совместному представлению Органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерства здравоохранения РФ
Вместе с тем того, как следует из материалов дела, на основании решения исполнительного комитета " ... " " Ф.И.О. "1 от " ... " " ... " за Мовсесян Ш. А. зарегистрировано на праве личной собственности на домовладение " ... ", расположенном земельном участке по адресу: Краснодарский край, " ... ", с закреплением земельного участка площадью 0,06га. Согласно данным последней регистрации текущих изменений от " ... ", площадь земельного участка составила по документам - 600кв.м, по фактическому использованию - 4800,0кв.м, что подтверждается исторической справкой от 16.10.2003г. " ... ".
При этом, Оганесяну С.А., Оганесян А.С. выданы свидетельства о праве собственности на спорный земельный участок, в которых указано категория земель: земли населенных пунктов - ресторан.
Согласно разделу VIII сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.-к. Сочи, выданных Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации " ... ", разрешенным использованием (назначением) земельного участка, расположенного по адресу: " ... " является - ресторан.
Более того, из материалов дела усматривается, что с целью получения разрешения на строительство 09.06.2014г. комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки МО г.-к. Сочи было проведено публичное слушание по вопросу предоставления Оганесян А.С. и Оганесяну С.А. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером " ... ", площадью 896кв.м, по " ... ", расположенном в территориальной зоне "Р-3" - зона природных территорий ограниченного пользования, в части увеличения максимального коэффициента застройки - до 34 %, уменьшения минимального коэффициента озеленения - до 29 %.
В период проведения публичных слушаний по вышеуказанному вопросу, в Комиссию не поступали письменные замечания и предложения заинтересованных лиц, о чем было опубликовано в газете "Новости Сочи" N 94 (2233) и N 95 (2234) от 17-18 июня 2014 года.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что сведения, указанные Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи о нахождении земельного участка, принадлежащего Оганесяну С.А., Оганесян А.С., в первой зоне округа горно-санитарной охраны не основаны на законе.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции полагает, что действия администрации города Сочи, выраженные в ответе от 19.05.2015г. об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка без указания первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта, являются незаконными.
В соответствии с ч. 1, ч. 5 ст. 219 КАС РФ, если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ответ администрации города Сочи об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка без указания первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта датирован 19.05.2015г., однако, сведений о получении данного ответа в материалах дела не имеется.
Оганесян С.А., Оганесян А.С. обратились в суд с исковым заявлением 28.08.2015г.
Таким образом, учитывая, что сведений о получении данного ответа в материалах дела не имеется, а по утверждению заявителей, он был получен спустя две недели, срок на обращение в суд подлежит восстановлению.
Согласно п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает необходимым принять по делу новое решение о признании незаконными действий администрации " ... ", выраженных в ответе от 19.05.2015г. об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка без указания первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта, и о возложении на администрацию " ... " обязанности по устранению допущенных нарушений путем выдачи градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером " ... " по адресу: Краснодарский край, " ... ", без указания зоны округа горно-санитарной охраны курорта Сочи.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым оставить без рассмотрения требования Оганесяна С.А., Оганесян А.С. о выдаче справки ИСОГД на земельный участок с кадастровым номером " ... " без обременения в виде первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта Сочи.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
При этом, судебная коллегия разъясняет, что Оганесян С.А., Оганесян А.С. вправе обратиться за выдачей справки ИСОГД на земельный участок в орган, уполномоченный на выдачу указанных справок, в то время, как суд не может подменять собой органы исполнительные власти.
Руководствуясь ст. ст. 95, 196, 308-311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя Оганесян А.С. и Оганесяна С.А. по доверенности " Ф.И.О. "9 удовлетворить.
Решение Центрального районного суда г. Сочи от 03 сентября 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Заявление Оганесяна С.А., Оганесян А.С. удовлетворить частично.
Восстановить Оганесяну С.А., Оганесян А.С. пропущенный процессуальный срок для обращения в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации города Сочи.
Признать незаконными действия администрации города Сочи, выраженные в ответе от 19.05.2015г. об отказе в выдаче Оганесяну С.А., Оганесян А.С. градостроительного плана земельного участка без указания первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта.
Обязать администрацию " ... " устранить допущенное нарушение, выдать градостроительный план на земельный участок с кадастровым номером " ... " по адресу: Краснодарский край, " ... ", без указания первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта Сочи.
Требования Оганесяна С.А., Оганесян А.С. о выдаче справки ИСОГД на земельный участок с кадастровым номером " ... " без обременения в виде первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта Сочи оставить без рассмотрения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.