Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В.,
судей Морозовой Н.А., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Сидорова В.В.,
при секретаре Рысине А.Ю.,
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам представителя Управления архитектуры и градостроительства администрации МО г.-к. Геленджик, администрации МО г.-к. Геленджик по доверенности " Ф.И.О. "6 на решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 10 августа 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ованесов А.Ш. обратился в суд с заявлением об оспаривании градостроительного плана земельного участка " ... ", утвержденного постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от " ... " " ... ".
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что он является собственником земельного участка площадью 2052 кв.м, с кадастровым номером 23:40:0404002:53, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, " ... ", Толстый мыс, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - индивидуальное жилищное строительство.
Постановлением администрации МО г.-к. Геленджик от " ... " " ... " утвержден градостроительный план указанного земельного участка " ... ", который, по мнению Ованесова А.Ш., исключает использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного целевого использования, в том числе создает препятствия для получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, в связи с чем, Ованесов А.Ш. обратился в суд с требованием о признании незаконными градостроительного плана земельного участка и соответствующего решения органа местного самоуправления о его утверждении, о возложении на орган местного самоуправления, принявший оспариваемое решение, обязанности утвердить градостроительный план, обеспечивающий использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства и выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке.
Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 10 августа 2015 года суд признал незаконным постановление администрации МО г.-к. Геленджик "Об утверждении градостроительного плана земельного участка" от " ... " " ... " и утвержденный последним градостроительный план земельного участка " ... " в той мере, в какой указанные правовые акты исключают использование земельного участка, площадью 2052 кв.м, имеющего кадастровый " ... ", расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, " ... ", Толстый мыс, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - индивидуальное жилищное строительство, в целях индивидуального жилищного строительства, обязал администрацию МО г.-к. Геленджик в срок не позднее тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать Ованесову А.Ш. градостроительный план земельного участка, площадью 2152 кв.м, имеющего кадастровый " ... ", расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, " ... ", Толстый мыс, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - индивидуальное жилищное строительство, допускающий и обеспечивающий в полной мере использование соответствующего земельного участка в целях индивидуального жилищного строительства, обязал администрацию МО г.-к. Геленджик в срок не позднее десяти дней с момента утверждения градостроительного плана земельного участка выдать Ованесову А.Ш. разрешение на строительство индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке.
С указанным решением суда не согласился представитель Управления архитектуры и градостроительства администрации МО г.-к. Геленджик, администрации МО г.-к. Геленджик по доверенности " Ф.И.О. "6 и подал апелляционные жалобы, в которых просит решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 10 августа 2015 года отменить, в удовлетворении требований Ованесова А.Ш. отказать.
В обоснование своих доводов жалобы ссылается на то, что спорный земельный участок находится в 1-й зоне санитарной охраны и в охранной зоне гидрометеорологической станции Геленджик, где запрещается возводить любые здания и сооружения. При этом, в градостроительном плане земельного участка также указано, что на земельном участке отсутствуют места допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Кроме того, Ованесов А.Ш. не обращался в администрацию МО г.-к. Геленджик с заявлением о выдаче разрешения на строительство, в связи с чем, судом незаконно удовлетворено требование о возложении на администрацию обязанности по выдаче разрешение на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, обсудив их, выслушав представителя администрации МО г.-к. Геленджик по доверенности " Ф.И.О. "6, поддержавшего доводы жалобы, представителя Ованесова А.Ш. по доверенности " Ф.И.О. "8, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Положением ч. 1 ст. 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Приходя к выводу об удовлетворении требований " Ф.И.О. "7, судом первой инстанции установлено, что правовой режим округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта на земельный участок, принадлежащий на праве собственности " Ф.И.О. "7, либо его часть, не распространяется.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что нахождение земельного участка в охранной зоне гидрометеорологической станции не исключает его использование в целях индивидуального жилищного строительства.
Однако, судебная коллегия полагает, что данный вывод суда первой инстанции основан на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также на неправильном применении норм материального права.
Так, из материалов дела следует, что Ованесов А.Ш. является собственником земельного участка с кадастровым номером " ... ", категория земель: земли населенных пунктов - Для индивидуального жилищного строительства, площадью 2052 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, " ... ", Толстый Мыс, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 23-АН " ... " от 30.12.2014г.
25.03.2015г. Ованесов А.Ш. обратился в администрацию МО г.-к. Геленджик с заявлением об утверждении градостроительного плана указанного земельного участка.
" ... " утверждено постановление администрации муниципального образования город-курорт Геленджик " ... " "Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: " ... ", Толстый Мыс".
Согласно указанному градостроительному плану, перечень основных видов разрешенного использования указанного земельного участка не содержит вид - "для индивидуального жилищного строительства".
В соответствии с правилам землепользования и застройки части территории МО г.-к. Геленджик, спорный земельный участок находится в зоне парков Р-2, которая также не предусматривает в перечне видов разрешенного использования земельного участка вид - "для индивидуального жилищного строительства".
Земельный участок принадлежит заявителю на основании договора купли-продажи от " ... ", из чего следует, что заявитель должен был знать о расположении земельного участка в зоне парков Р-2, не предусматривающей возможность строительства.
Меры санитарной охраны курортов регламентируются законодательством Российской Федерации.
Для предохранения от загрязнения и преждевременного истощения природных ресурсов устанавливаются зоны санитарной охраны.
В пределах этих зон запрещаются всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздушный бассейн, а также какие-либо работы, которые могли бы нанести ущерб лесам, зеленым насаждениям и вредно отразиться на состоянии лечебных средств и санитарных условиях данного курорта.
При использовании одного или нескольких связанных между собой месторождений минеральных вод, смежных пляжей и других природных лечебных средств несколькими курортами для них устанавливается единый округ санитарной охраны.
Первая зона охватывает местности, выхода на поверхность минеральных вод, грязевые и соленые озера, лиманы, а также прибрежная полоса моря и территория, прилегающая к пляжам, шириной не менее 100 метров.
В первой зоне запрещается постоянное и временное проживание лиц, не связанных непосредственно с работой на курорте, а также какое бы то ни было строительство или земляные работы, не связанные с эксплуатацией лечебных средств курорта или с ремонтом и строительством средств связи, проходящих через эту зону.
В соответствии с границами, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 17 декабря 1987 года N 494 спорный земельный участок находится в 1-й зоне санитарной охраны.
В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1425 на территориях 1-й зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ связанных с использованием природных ресурсов.
Более того, согласно решению Геленджикского городского совета народных депутатов N 265 от 30 мая 1984 года, принадлежащий Ованесову А.Ш. земельный участок с кадастровым номером 23:40:0404002:53, расположен в охранной зоне гидрометеорологической станции Геленджик.
На основании Постановления Министров СССР от 6 января 1983 года N 19 "Об усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды" в указанной зоне запрещается возводить любые здания и сооружения, проводить любые строительные, монтажные работы.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 года N 972 "Об утверждении положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, её загрязнений" в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, вокруг стационарного пункта наблюдений устанавливается охранная зона от территории наблюдательного пункта на расстоянии 200 метров во все стороны.
При этом, в градостроительном плане указано, что на земельном участке отсутствуют места допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
В соответствии со ст. 46, 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Размещение линий связи и линий электропередачи, сооружений различного назначения в зоне действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, и размещение радиоизлучающих объектов должны согласовываться с уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, а также с федеральными органами исполнительной власти в соответствии с ведомственной принадлежностью юридических лиц, осуществляющих права владения или пользования системами посадки, объектами радиолокации и радионавигации.
Следовательно, любое размещение объекта необходимо согласовывать с ОАО "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева".
Однако, Ованесовым А.Ш. не представлены решения о согласовании размещения объекта индивидуального жилищного строения с ОАО "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева", а также с Краснодарским краевым центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Положением ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований, видов территориальных зон, требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Таким образом, управлением архитектуры и градостроительства администрации МО г.-к. Геленджик не может быть принято решение о включении в перечень разрешенного использования земельного участка - участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: " ... ", Толстый мыс, с кадастровым номером 23:40:0404002:53.
Согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Вместе с тем, исходя из материалов дела, Ованесов А.Ш. не обращался в администрацию МО г.-к. Геленджик с заявлением о выдаче разрешения на строительство, в связи с чем, судом первой инстанции незаконно удовлетворено требование о возложении на администрацию МО г.-к. Геленджик обязанности по выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", а также положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, в случае признания судом действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, поскольку судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к неверному толкованию норм материального права
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим отмене, а заявленные требования подлежащими оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 308-310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы представителя Управления архитектуры и градостроительства администрации МО г.-к. Геленджик, администрации МО г.-к. Геленджик по доверенности " Ф.И.О. "6 удовлетворить.
Решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 10 августа 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"В удовлетворении требований Ованесова А.Ш. об оспаривании решения органа местного самоуправления - отказать".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.