Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Лепёшина Д.А.,
судей Гришиной Г.Н. и Никулина П.Н.,
при секретаре Кудрявовой М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 26 ноября 2015 года дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Камешковском районе Владимирской области на решение Камешковского районного суда Владимирской области от 29 сентября 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Маленюка О. Б. удовлетворить в части.
Включить Маленюку О. Б. в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды работы:
- с **** по **** в должности **** в **** в календарном исчислении;
- с **** по **** в должности **** **** в **** в календарном исчислении;
- с **** по **** в должности **** в **** в календарном исчислении;
- с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по **** в должности **** в **** в льготном исчислении;
- периоды нахождения в курсах повышения квалификации с **** по ****, с **** по ****, в льготном исчислении, с **** по ****, с **** по **** в календарном исчислении.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Камешковском районе назначить Маленюку О. Б. досрочную трудовую пенсию по старости с ****.
Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Камешковском районе Владимирской области в пользу Маленюка О. Б. расходы по оплате государственной пошлины **** ( ****) рублей.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения представителя УПФ РФ (ГУ) в Камешковском районе Тимчук В.А., просившей об отмене решения, истца Маленюк О.Б., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Маленюк О.Б. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Камешковском районе, в котором просил обязать включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в календарном исчислении периоды работы с **** по **** в должности **** в ****, с **** по **** в должности **** **** в ****, с **** по **** в должности **** в ****, периоды нахождения в курсах повышения квалификации с **** по ****, с **** по ****; в льготном исчислении периоды работы с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по **** в должности **** в **** и периоды нахождения в курсах повышения квалификации с **** по ****, с **** по ****, в льготном исчислении, а также обязать назначить спорную пенсию с момента возникновения права.
В обоснование иска указал, что имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в назначении которой Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в Камешковском районе Владимирской области ему необоснованно было отказано.
В судебном заседании истец Маленюк О.Б. поддержал заявленные требования.
Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Камешковском районе Тимчук В.А. иск не признала, пояснила, что включение в специальный стаж спорных периодов работы и курсов повышения квалификации, пенсионным законодательством не предусмотрено. Просила в удовлетворении иска отказать полностью.
Суд постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Камешковском районе ставит вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения требований Маленюка О.Б. о включении в специальный стаж периодов работы с **** по **** в должности **** в **** в календарном исчислении; с **** по **** в должности **** **** в ****; с **** по ****, с **** по ****, с **** по **** в должности **** в ****; периодов нахождения в курсах повышения квалификации с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, а также в части назначения досрочной трудовой пенсии по старости, считая его в этой части вынесенным с нарушением действующего законодательства. При этом просит вынести по делу новое решение. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывало свои возражения в суде первой инстанции.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Маленюк О.Б. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом представленных возражений на нее, не находит оснований для отмены решения.
Решение суда в части удовлетворения требования о включении в специальный стаж периодов работы с **** по **** в должности **** в **** в календарном исчислении, с **** по ****, с **** по **** и с **** по **** в должности **** в **** в льготном исчислении, лицами, участвующими в деле, не обжалуется.
Оснований для проверки решения суда первой инстанции в полном объеме с учетом положений ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ Судебная коллегия не находит. Таким образом, решение в этой части подлежит оставлению без изменения.
Статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 этой же нормы Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" от 22 сентября 1999 года N 1066.
В соответствии с пунктом 3 указанного Постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Согласно пункту 1 Списка N 464 в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, засчитывается работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года N 377, с учетом п. 3 Примечания к ней, должность **** отнесена к среднему медицинскому персоналу, а должность **** отнесена к врачебным должностям.
В абзаце 2 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 предусматривалось исчисление выслуги указанным в Списке работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
Судом установлено, что в период с **** по **** Маленюк О.Б. работал в должности **** в ****, с **** по **** - в должности **** **** в ****; с **** по ****, с **** по **** и с **** по **** - в должности **** в ****.
Факт работы Маленюка О.Б. в **** в должности **** подтвержден также справками департамента здравоохранения администрации Владимирской области от **** **** и **** (л.д. 44, 46), справкой Камешковской ЦРБ, приказами департамента здравоохранения администрации Владимирской области от **** ****, от **** **** и от **** **** (л.д. 45, 78, 79, 85, 86).
Согласно справке администрации МО Пенкинское Камешковского района Владимирской области от **** **** **** (в настоящее время ГУЗ ВО " ****") находится в сельской местности (л.д. 47).
Таким образом, в течение всех спорных периодов работы Маленюк О.Б. фактически осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в должностях и учреждениях, поименованных Списком N 464.
В этой связи, учитывая, что действовавшее до **** пенсионное законодательство не содержало требований об обязательном осуществлении врачом-руководителем учреждения врачебной деятельности для включения такой работы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, спорные периоды работы с **** по ****, с **** по **** и с **** по ****, а также периоды работы с **** по ****, с **** по ****, подлежат включению в специальный стаж Маленюка О.Б.
При оценке требований истца о включении в специальный стаж спорных периодов работы в должности **** судебная коллегия также учитывает, что в указанное время (до 1 октября 1993 года) действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, а также Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали право на назначение пенсии за выслугу лет врачам и другим работникам здравоохранения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах.
Согласно пунктам 3, 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в стаж работы врачей и других работников здравоохранения засчитывалась работа на руководящих должностях, независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсий в соответствии с настоящим Постановлением, приходилась на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на эту пенсию.
Согласно решению ответчика об отказе в назначении Маленюку О.Б. досрочной трудовой пенсии по старости **** от ****, в специальный стаж истца в добровольном порядке включен 21 год 5 месяцев 27 дней, что более требуемых 20 лет.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы о незаконности решения суда в данной части со ссылкой на несоответствие должностей, занимаемых истцом, должностям, поименованным Списком N 464, и обязательность выполнения врачом-руководителем работы по специальности, являются несостоятельными, основанными на ошибочном толковании положений пенсионного законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Учитывая особый статус должности ****, судебная коллегия исходит, в том числе из того, что данная должность согласно Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава Российской Федерации "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения" от 15 декабря 1999 года N 377, отнесена к врачебным должностям, а вышеуказанным Списком N 464 от 1991 года установлено право на льготную пенсию именно врачей.
Рассматривая и удовлетворяя требования Маленюк О.Б. о включении в льготный стаж периодов его нахождения на курсах повышения квалификации с **** по ****, с **** по ****, с **** по **** и с **** по ****, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в указанные периоды за работником согласно трудовому законодательству сохраняется место работы и средняя заработная плата, с которой производятся отчисления страховых взносов, в связи с чем, оснований для исключения данного времени из специального стажа не имеется.
Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 11 июля 2002 года N 516.
В силу пункта 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Аналогичные правила сохранения рабочего места и заработной платы действуют при направлении работника на стажировку, конференции и семинары.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что в периоды с **** по ****, с **** по ****, с **** по **** и с **** по **** Маленюк О.Б. находился на курсах повышения квалификации.
В периоды нахождения на курсах повышения квалификации Маленюк О.Б. работал в **** и такая работа согласно абзацу 2 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как один год и 3 месяца, а также в МУЗ " ****" и согласно решению Управления Пенсионного фонда (государственного учреждения) в Камешковском районе Владимирской области от ****1 года **** об отказе в установлении пенсии Маленюку О.Б. такая работа (после окончания курсов повышения квалификации) включена ответчиком в его специальный стаж добровольно в календарном порядке (л.д. 15).
Таким образом, время нахождения Маленюка О.Б. на курсах повышения квалификации также подлежит включению в специальный стаж.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что на **** специальный стаж лечебной деятельности Маленюка О.Б. составил 30 лет, в связи с чем, суд обоснованно назначил истцу досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с указанной даты.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Доводы, влекущие отмену решения, ответчик в апелляционной жалобе не привел.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Камешковского районного суда Владимирской области от 29 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Камешковском районе Владимирской области - без удовлетворения.
Председательствующий Лепёшин Д.А.
Судьи: Гришина Г.Н.
Никулин П.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.