Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Лепёшина Д.А.,
судей Гришиной Г.Н. и Никулина П.Н.,
при секретаре Кудрявовой М.Н.,
с участием прокурора Щеголевой Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 26 ноября 2015 года дело по апелляционному представлению прокурора Петушинского района на решение Петушинского районного суда Владимирской области от 11 сентября 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Петушинского района Владимирской области в интересах ребенка-инвалида Ф. к Государственному учреждению - Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения прокурора Щеголевой Т.В., просившей об отмене решения, пояснения представителя ответчика ГУ ВРО Фонда социального страхования РФ Ламонова С.А., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
**** в интересах Ф. обратился в суд с иском к ГУ-ВРО Фонда социального страхования РФ об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение.
В обоснование своих требований указал, что **** Федорова Т.М. в интересах своей несовершеннолетней дочери Ф. подала заявление ответчику о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. Однако, до настоящего времени путевка не предоставлена, что нарушает права несовершеннолетней Ф.
В связи с изложенным, просил обязать ответчика предоставить Ф. путевку на санаторно-курортное лечение, а также путевку для сопровождающего ее лица.
В судебном заседании старший помощник прокурора Власова М.Н. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ГУ-ВРО Фонда социального страхования РФ, извещенный о времени и месте рассмотрения иска, в суд не явился. Представил отзыв, в котором возражал против удовлетворения исковых требований. Указал, что предоставление путевок производится с учетом объемов финансирования и очередности их предоставления. Учитывая, что Фонд в предоставлении путевки не отказывал, нарушений права истца на получение государственной социальной поддержки не допускал, просил в удовлетворении иска отказать.
Третье лицо Федорова Т.М., извещенная о времени и месте рассмотрения иска, в суд не явилась.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор ставит вопрос об отмене решения, считая его в этой части незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы находит решение суда законным и обоснованным.
При рассмотрении спора суд правильно определили истолковал подлежащие применению нормы материального права, установилимеющие значение для дела обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным по делу доказательствам, при этом не допустил нарушений процессуального права и постановилобоснованное решение.
Судом установлено, что Ф. является ****, **** установлено до ****.
Согласно программе реабилитации в число медицинских мероприятий включено санаторно-курортное лечение.
**** Федорова Т.М., как законный представитель Ф., обращалась в ГУ-ВРО Фонда социального страхования РФ с заявлением о выдаче путевки на санаторно-курортное лечение.
Учитывая, что до настоящего времени путевка не предоставлена, прокурор Петушинского района обратился в суд с иском об обязании ГУ-ВРО Фонда социального страхования РФ предоставить спорную путевку.
Рассматривая требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что заявление Федоровой Т.М. о предоставлении санаторно-курортной путевки было рассмотрено ответчиком в установленном законом порядке, инвалид был принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением, следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена инвалиду исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом.
Согласно положениям п. 8 ст. 6.1, подп. 1.1 п. 1 ст. 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ инвалиды имеют право на получение социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год; порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. ч. 2, 5 ст. 6.3 Федерального закона РФ от 17.07.1999 года N 178-ФЗ).
Во исполнение указанного положения Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 29 декабря 2004 года был издан Приказ N 328, которым утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
В соответствии с п. 3.3 названного Порядка организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования РФ и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта РФ на осуществление части полномочий РФ, по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ.
Таким образом, правоотношения, связанные с оказанием государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, урегулированы федеральным законодательством, которое гарантирует инвалидам предоставление при наличии медицинских показаний санаторно-курортного лечения в течение календарного года.
В силу пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03 апреля 2014 года N 686-О, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации (а в случае передачи соответствующих полномочий Российской Федерации высшим органам государственной власти субъектов Российской Федерации - уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации). Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе действительная в течение шести месяцев справка медицинского учреждения о наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или иные уполномоченные органы по месту жительства до 1 декабря текущего года.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что при условии соблюдения указанной последовательности согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление.
Таким образом, Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты во взаимосвязи с другими положениями федерального законодательства в целях адресного использования бюджетных средств, предназначенных для социальной поддержки нуждающихся в ней граждан, устанавливают механизм реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, определяют источник и необходимый объем финансирования соответствующих мер, а также порядок обращения за получением путевки на санаторно-курортное лечение и выдачи такой путевки.
С учетом изложенных правовых норм судебная коллегия приходит к выводу, что обратившись с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, Ф. продолжает сохранять право на получение указанной льготы в натуральной форме в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, с учетом очередности регистрации поданного в ГУ КРО ФСС РФ заявления о предоставлении путевки.
Кроме того, и на это обоснованно указано судом первой инстанции, в случае удовлетворения заявленного требования фактически будут нарушены права других лиц, поставленных в очередь на получение путевок на санаторно-курортное лечение согласно заявлениям, поданным до обращения Федоровой Т.М. к ответчику.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционного представления о том, что судом не дана оценка действиям ответчика фактически отказавшего Федоровой Т.М. в предоставлении государственной социальной помощи, не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку опровергаются выводами суда, приведенными в мотивировочной части решения. Оснований не согласиться с приведенными судом выводами судебная коллегия не находит.
Доводы представления по существу повторяют правовую позицию прокурора Петушинского района, изложенную в исковом заявлении, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петушинского районного суда Владимирской области от 11 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Петушинского района - без удовлетворения.
Председательствующий: Лепёшин Д.А.
Судьи: Гришина Г.Н.
Никулин П.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.